Человеческии капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты понятия человеческого капитала и его роль в экономическом процессе……………………………………………….
7
1.1 Человеческий капитал и его место в экономической системе…...........................................................................................
7
1.2 Инвестиции в человеческий капитал и их виды…………………. 10
1.3 Современные методы определения экономической эффективности инвестиции в человеческий капитал.....................
13
2 Динамика состояния и структуры процесса инвестирования в человеческий капитал……………………………………………………
18
2.1 Факторный анализ развития инвестирования в человеческий капитал на уровне Российской Федерации………………………
18
2.2 Особенности инвестиций в «человеческий капитал» по сравнению с инвестициями в «физический капитал»……………
19
2.3 Проблемы инвестирования в человеческий капитал..................... 21
3 Государственная политика в отношении человеческого капитала – важнейший фактор его развития………………………………………
25
3.1 Мероприятия способствующие увеличению объемов инвестирования в человеческий капитал….…………………….
25
3.2 Современные направления социальной и региональной политики по сокращению дифференциации уровня и качества жизни на территории России………………………………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА КУРСАЧ.docx

— 77.39 Кб (Скачать файл)

Также постоянно идет расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью  их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место. Кроме  того, планируется охватить внутрипроизводственным обучением (с периодичностью обучения не более 5 лет) 80 % работников крупных и средних предприятий, а опережающим профессиональным обучением – 40 % – 50 % работников, подлежащих высвобождению.

Ещё один аспект накопления человеческого капитала связан с  регулировкой миграционный процессов  в Российской Федерации. Начало либерального курса в сфере миграции было положено выступлением президента на заседании  Совета безопасности в марте 2005 г. Поправками в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации" были сняты две основные препоны для легального трудоустройства иностранцев из стран СНГ. Это привело к существенному изменению правового положения трудовых мигрантов, прибывающих в Россию "в порядке, не требующем получения визы". Под это определение попадают гастарбайтеры из всех стран СНГ (кроме Грузии и Туркменистана), то есть та группа мигрантов, которая формирует сегодня основную часть нелегального сектора. На сегодняшний день в России пока не существует эффективного законодательства, регулирующего отношения интеллектуальной собственности. По этой причине за рубеж утекло немало изобретений и специалистов. Только по официальным данным, которыми располагает Министерство науки и технологий РФ, около 8 тыс. российских ученых работают более чем в 40 научных программах Пентагона и Министерства энергетики США. При этом используется российское оборудование, а также результаты интеллектуальной деятельности, полученные в предшествующие годы.

Для России очень актуально  проводить мероприятия по сдерживанию "утечки умов", которая является достаточно острой проблемой для  нашей страны. В их число входят: преодоление научной изоляции и  выравнивание потоков научной информации "Зарубежье - Россия"; облегчение прохождения российских англоязычных публикаций в зарубежных журналах; подъем международного престижа отечественной  науки и ее коммерческой ценности; выявление возможностей и источников поддержки российских ученых за счет средств из международных фондов и средств от зарубежных университетов; расширение научных контактов с  зарубежными партнерами, стимулирование отечественной науки путем превращения  парных взаимодействий между отдельными учеными в кооперативные, на основе объединения диаспоры в разных странах.

Пожалуй, на сегодняшний  день наиболее эффективным мероприятием по сдерживанию "утечки умов" является инвестирование в оплату труда ученых и в проведение научных исследований. Ведь именно денежное вознаграждение во многом определяет престиж профессии  и влияет на желание людей достигать  успехов в этой сфере в своей  стране, а не зарубежом.

Государственная политика в  отношении человеческого капитала - важнейший фактор его развития. Обеспечение всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу  которых относятся, прежде всего, медицинское  обслуживание и общее образование - главная задача государства.

Инвестиции в образование  и человеческий потенциал России - одна из самых актуальных проблем  для нашей страны.

В отличие от других показателей, показатели образования в России более высокие. Мы - в третьем десятке, 50 лет назад были в первой тройке. Это говорит о том, что образовательный  потенциал нации сохранился лучше, чем другие социальные институты. Чтобы  поднимать человеческий потенциал страны основные усилия государства должны быть направлены на развитие образования. Это эффективно с социальной точки зрения и с экономической, ибо давно уже проведены исследования: в долгосрочной перспективе именно инвестиции в образование определяют экономическую и социальную эффективность общества.

Образование объявлено в  России приоритетным национальным проектом, что, увы, не вполне подтверждается практикой. Посмотрим на бюджет 2006 года. В 2006 году федеральный бюджет увеличился на 40 %, бюджет по разделу "Образование" - на 26 %. В этих условиях трудно говорить о приоритетности. В 2009 году рост расходов на здравоохранение был около 70 %.

Государство ведет активную политику по обеспечению населения  доступным и качественным жильем, созданию комфортной городской среды  для человека и эффективного жилищно-коммунального  хозяйства. Все эти меры рассчитаны на повышение качества жизни людей, а значит и на поддержание человеческого капитала.

Также наблюдается активная заинтересованность государства в  сфере развития науки. Идет формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная  с высшим образованием система научных  исследований и разработок, гибко  реагирующая на запросы со стороны  экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная  инфраструктура, институты рынка  интеллектуальной собственности, механизмы  стимулирования инноваций и другие. Формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и  технологиях по приоритетным направлениям.

Одну из ведущих ролей  в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится  сфере культуры. Необходимо преодолевать диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах  Российской Федерации. Цель государственной  политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного  потенциала каждой личности и общества в целом, в условиях перехода экономики  России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России идет выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и  места проживания. Для этого развивается  сеть многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую  школу искусств и др.). Идет поддержка  межрегиональной гастрольной, выставочной  и фестивальной деятельности.

С целью сохранения и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства планируется обеспечение  роста оплаты труда работников организаций культуры в зависимости от качества и результатов их деятельности.

Наблюдается масштабное инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение  новых информационных продуктов  и технологий. Развивается культурное сотрудничество с иностранными государствами, прежде всего с государствами - участниками  СНГ. Постепенно растет доля учреждений культуры и искусства.

Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать  сеть государственных и муниципальных  учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения  ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал  каждого россиянина, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ  страны за рубежом.

Таким образом, можно сделать  вывод, что основная работа государства  по накоплению человеческого капитала ведется в сферах образования  и здравоохранения. В социальной сфере разрабатываются программы  по поддержанию наименее защищенных слоев населения, ведется борьба с безработицей. Инвестиции в образование  и здравоохранение направлены, прежде всего, на модернизацию этих сфер, внедрению  в них современных технологий. С одной стороны, это способствует повышению и развитию человеческого  потенциала, с другой стороны, доступность  этих благ по-прежнему очень ограничена. Что касается вопросов миграции, то здесь наиболее активно решается проблема нелегального притока мигрантов  в Россию, а следовало бы больше внимания уделять ещё и "утечке умов"[15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человеческии капитал