Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие человеческого капитала и его виды;
рассмотреть различные взгляды учёных на проблемы формирования и использования человеческого капитала;
проанализировать использование человеческого капитала в Республике Беларусь.
найти пути повышения эффективности использования человеческого капитала в рамках национальной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1. Сущность и классификация человеческого капитала 4
1.2 .Современные взгляды на теорию человеческого капитала 6
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 12
2.1.Сравнительный анализ развития человеческого капитала в РБ 12
2.2. Проблемы использование человеческого капитала в РБ 16
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ            3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА    4

1.1. Сущность  и  классификация  человеческого капитала   4

1.2 .Современные  взгляды на теорию человеческого капитала  6

ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА   12

2.1.Сравнительный  анализ развития человеческого капитала в РБ 12

2.2. Проблемы использование человеческого капитала в РБ   16

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ       30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ     34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях самым  мощным фактором, способным обеспечить устойчивое инновационное развитие экономики, повышение уровня и качества жизни населения, является человеческий капитал. Источник прогресса – способности  человека к созданию и освоения новых  знаний и их наиболее эффективному использованию. Выступая как единственно  возможный источник модернизации производства и экономики, человек превращает свои качества в капитал только при  создании соответствующих условий, необходимых для его накопления и эффективного использования

Темой курсовой работы является «Проблемы формирования и использования человеческого капитала».

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ  человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. 

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие  задачи:

  • изучить понятие человеческого капитала и его виды;
  • рассмотреть различные взгляды учёных на проблемы формирования и использования человеческого капитала;
  • проанализировать использование человеческого капитала в Республике Беларусь.
  • найти пути повышения эффективности использования человеческого капитала в рамках национальной экономики.

Тема проблем формирования и использования человеческого  капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический  прогресс все больше внедряется в  нашу жизнь. В производстве труд людей  постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в  жизнь через технологические  знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная  рабочая сила способна управлять  высоко технологическим процессом.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  КАПИТАЛА

1.1 Сущность и  классификация человеческого капитала

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда  это стало одним из перспективных  направлений развития экономической  науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением, прежде всего, экономики образования и труда.

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и  узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих  заработков, либо того и другого  вместе»[1, с.6]. В широком смысле человеческий капитал формируется путём инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в  человека в виде затрат на образование  на подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск  информации о ценах и доходах.

В «Экономической энциклопедии»  человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшения функционирования рабочей  силы. В состав объектов человеческого  капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный  опыт»[2, с.275].

Для более полной и развёрнутой  характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип  функциональности определения характеризует  явления не только с точки зрения его внутренней структуры, но и сточки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал –  это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный  запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно  используется человеком в той  или иной сфере общественного  воспроизводства и способствует росту производительности труда  и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в  виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту  заработков (доходов) работника. И, в-четвёртых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путём вложений, которые  могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас знаний, навыков и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого  капитала:

- в современных условиях  человеческий капитал является  главной ценностью общества и  главным фактором экономического  роста;

 - формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

 - человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

 - человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

 - человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

 - человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;

 - независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов человеческого  капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам  затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие  его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

 С точки зрения характера  содействия экономическому благосостоянию  общества различают потребительский  и производительный человеческий  капитал. Потребительский капитал  создает поток услуг, потребляемых  непосредственно, и, таким образом,  содействует общественной полезности. Это может быть творческая  и образовательная деятельность. Результат такой деятельности  выражается в предоставлении  потребителю таких потребительских  услуг, которые приводят к появлению  новых способ удовлетворения  потребностей или повышению эффективности  существующих способ их удовлетворения  Производительный капитал создает  поток услуг, потребление которых  содействует общественной полезности. В этом случае имеется в  виду научная и образовательная  деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

 Следующим критерием  классификации видов человеческого  капитала является различие между  формами, в которых он воплощается[3, с.44]. 

1. Живой капитал включает  в себя знания, воплощенные в  человеке.

2. Неживой капитал создается,  когда знания воплощаются в  физических, материальных формах.

3. Институциональный капитал  состоит из живого и неживого  капитала, связанного с производством  услуг, удовлетворяющих коллективные  нужды общества. Он включает в  себя все правительственные и  неправительственные институты,  которые содействуют эффективному  использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые  учреждения).

Таким образом, при существовании  большого количества определений и  видов „человеческого капитала“, это  понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“. Человеческий капитал - это важнейшая составная  часть современного производительного  капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и  развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Человеческий капитал  – это имеющийся у каждого  из нас запас знаний, навыков, умений. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации[1, с.7].

1.2 Современные  взгляды на теорию человеческого  капитала

Одним из перспективных направлений  развития экономической науки в 21 веке является теория человеческого  капитала.

В условиях научно-технической  революции образовался дефицит  высококвалифицированных кадров. В 50-е годы 20 века центр тяжести  исследований сместился с процессов  использования имеющейся рабочей  силы на процессы создания качественно  новой рабочей силы. Именно во второй половине 20 века во всех развитых странах  существенно вырос образовательный  ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил.

В последние годы стало  общим мнением, что эффективность  развития экономики современных  государств в огромной степени зависит  от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие.

Теория человеческого  капитала изучает процесс качественного  совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения  труда. С её выдвижением связан настоящий  переворот в экономике труда.

Теория человеческого  капитала предложила единую аналитическую  рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как  вклад образования в экономический  рост, спрос на образовательные и  медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение  и многое другое.

Развитие теории человеческого  капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия  исходный для классиков принцип  оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные  сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для  изучения таких социальных явлений  и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно  рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название «экономического империализма».

Под человеческим капиталом  понимается воплощённый в человеке запас способностей, знаний, умений, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического  или финансового капитала, требует  отвлечения средств от текущего потребления  ради получения дополнительных доходов  в будущем.

Теория человеческого  капитала по Т. Шульцу и Г. Беккеру

Основные положения современной  теории человеческого капитала были обоснованы в работах американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера.

Важной предпосылкой возникновения  теории человеческого капитала в  её современной форме стало общее  признание расширения традиционно  узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что  все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматривается как капитал.

За Т. Шульцем традиционно  признаётся первенство в разработке концепции человеческого капитала. Толчком для его работы в этой области стали работы Денисона, в  которых доказывалось, что технические  нововведения и расширения масштабов  использования труда и производственного  оборудования могли обеспечить в  лучшем случае лишь половину увеличения ВНП, реально полученного США  в 20 веке. Определение других факторов, ответственных за экономический  рост, стало непростой задачей  для исследователей. Т. Шульц выделил  образование. Уровень качества рабочей  силы он считал таким же естественным итогом вложений дополнительных средств  в образование, как технический  прогресс – итогом ассигнований на совершенствование и повышение  продуктивности производства Т. Шульц  определял человеческий капитал  как всё то, что представляет собой  источник будущих удовлетворений или  будущих заработков, или того и  другого вместе; любой актив –  материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих  доходов [1, с.8]. 

Информация о работе Человеческий капитал