Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие человеческого капитала и его виды;
рассмотреть различные взгляды учёных на проблемы формирования и использования человеческого капитала;
проанализировать использование человеческого капитала в Республике Беларусь.
найти пути повышения эффективности использования человеческого капитала в рамках национальной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1. Сущность и классификация человеческого капитала 4
1.2 .Современные взгляды на теорию человеческого капитала 6
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 12
2.1.Сравнительный анализ развития человеческого капитала в РБ 12
2.2. Проблемы использование человеческого капитала в РБ 16
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.

В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных  уровней, в которых обучаются  и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.

Принимаются последовательные меры по совершенствованию правового  регулирования общественных отношений  в сфере образования. Только за последние  годы в дополнение к закону «Об  образовании» были приняты законы «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями  психофизического развития (специальном  образовании)», «Об общем среднем  образовании», «О высшем образовании». Накопленный опыт законотворческой деятельности в образовательной  сфере позволил успешно решить такую  масштабную задачу, как создание Кодекса  Республики Беларусь об образовании. В  настоящее время завершается  работа по его подготовке для рассмотрения Палатой представителей Национального  собрания Беларуси во втором чтении. Проект кодекса не только сохраняет все  наиболее важные достижения национальной системы образования и учитывает  мировые тенденции, но и, что очень  важно, задает параметры и направления  развития отрасли на долгосрочную перспективу [9, c. 51].

Отвечающее современным  требованиям законодательство в  сфере образования, стабильное бюджетное  финансирование позволяют успешно  решать вопросы материального, кадрового  и учебно-методического обеспечения  отрасли. В нашей системе приняты  и неукоснительно выполняются десять социальных стандартов.

Последовательно укрепляется  материальная база учреждений образования. За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных  объектов. Это 49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилые дома для детей-сирот, общежития и другие важные для  отрасли объекты.

С 2009 года по поручению Главы государства реализуется такой социально важный проект, как строительство в Минске студенческой деревни. К 2012 году в столице планируется построить 8 студенческих общежитий почти на 9 тыс. мест. Уже построено общежитие на 1030 мест для студентов Белорусского государственного университета.

Поддерживается на должном  уровне и имеющаяся материальная база. За последние пять лет капитально отремонтировано более 2 тыс. объектов образования. Только в текущем году на реконструкцию и ремонт учреждений отрасли запланировано израсходовать  свыше 460 млрд. рублей.

Укрепляется учебно-методическая база учреждений образования. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе - это не далекое будущее, а настоящее.

Современными компьютерами оснащены все объекты образования, ведется последовательная работа по созданию и использованию в учебном  процессе программного электронного продукта, в течение 2011 года планируется завершить  подключение наших учреждений к  широкополосному доступу в Интернет.

Национальная система  образования полностью удовлетворяет  потребности экономики в кадрах. За 2006-2010 годы для народного хозяйства  подготовлено более 750 тыс. рабочих, специалистов и служащих, в том числе с  профессионально-техническим образованием - 236 тыс. человек, со средним специальным  образованием - 216 тыс., с высшим образованием - 302,2 тыс. Только в 2010 году выпуск из учреждений профессионального образования  составил свыше 150 тыс. человек.

Такие результаты стали возможны во многом благодаря проведенным  структурным преобразованиям в  системе профобразования. На смену  ПТУ и техникумам в системах профессионально-технического и среднего специального образования  пришли профессиональные лицеи и  колледжи. В системе высшего образования  институты уступили место учреждениям  образования университетского типа. Обеспечена преемственность всех уровней  профессионального образования [9, c. 53].

В настоящее время свыше 90% учреждений профессионально-технического образования функционируют как  многопрофильные. Большинство профессий  являются интегрированными, благодаря  чему 75% выпускников одновременно получают две и более специальности. Приоритет  отдается подготовке кадров с повышенным уровнем квалификации. В 2010 году их доля в общем количестве выпускников  составила около 25% (в 2009-м - 23%). С учетом потребностей отраслей экономики в  системе среднего специального образования  началась подготовка рабочих по профессиям инновационной сферы.

Характерной особенностью развития высшей школы является переход к  массовому высшему образованию. Подготовку специалистов с высшим образованием обеспечивают 45 государственных и 10 высших учебных заведений частной  формы собственности. Численность  студентов вузов превысила 430 тыс. человек, а показатель количества студентов  на 10 тыс. населения достиг 454 человек (в 2006-м - 393). Высшие учебные заведения  обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и  социальной сферы страны. В настоящее  время это 15 профилей, более 400 специальностей и свыше 1000 специализаций. За последние  годы с учетом потребностей инновационного развития страны почти на 40% произошло  их обновление.

Приоритет отдается подготовке специалистов для предприятий машиностроения, энергетики, строительства и архитектуры, сельского хозяйства. Особое внимание уделяется вопросам подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности и со знанием разговорного иностранного языка.

За последние годы в  вузах открыты такие специальности, как «строительство тепловых и атомных  электростанций», «паротурбинные установки  атомных электрических станций» (БНТУ) «физика. ядерная физика и  технологии» (БГУ), «радиационная химия» (БГУ), «ядерная и радиационная безопасность» (МГЭУ имени Д. Сахарова), «электронные системы контроля и управления на АЭС» (БГУИР), «нанотехнологии и наноматериалы  в электронике» (БГУИР), «транспортная  логистика», «микро- и нанотехника», «компьютерная мехатроника» (БНТУ), «туризм и природопользование» (БГТУ), возобновилась подготовка по специальности  «технология и оборудование торфяного  производства» (БНТУ), «прикладная информатика» и «аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии» (БГУ) [9, c. 54].

Появляется все больше специальностей, ведущих к получению  одновременно двух квалификаций, что  обеспечивает лучшие возможности для  трудоустройства выпускников.

Качественные изменения  произошли и в содержании профессионального  образования. Состоялся переход  на новое поколение образовательных  стандартов и учебно-программной  документации в системах профессионально-технического и среднего специального образования, в системе высшего образования  этот процесс находится в стадии завершения.

Достижение высокого качества подготовки специалистов возможно только на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности.

В этих целях создаются  необходимые условия для формирования у студентов навыков исследовательской  деятельности, работы в научных коллективах. В частности, количество студенческих научно-исследовательских лабораторий  с 2005 года увеличилось почти в  два раза и достигло 98, вырос и  объем их финансирования. Число студентов, занимающихся всеми формами НИРС, увеличилось по сравнению с 2005 годом  в 1,4 раза. В 1,7 раза возросло количество публикаций, подготовленных с участием студентов.

На 40% увеличилось количество докладов, сделанных студентами на конференциях различного уровня. Выросло  и количество научных работ, представляемых студентами на республиканский конкурс (в 2009 году - 3970, в 2005 году - 2807).

Такая организация образовательного процесса позволяет формировать  у будущих специалистов качества, востребованные в современном мире: социальную и профессиональную мобильность, способность и готовность к непрерывному обучению и самообучению, умение работать в команде.

Пристальное внимание уделяется  решению вопросов и принятию необходимых  мер по организации непрерывного профессионального обучения кадров. В текущем году профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку, повышение квалификации, курсы целевого назначения планируется провести для  более чем 550 тыс. человек. Существенно  расширился перечень специальностей переподготовки, профилей (направлений) образования, по которым осуществляется повышение  квалификации кадров (это более 5,5 тыс. профессий, 437 специальностей, 81 направление  образования). Дальнейшее развитие получило повышение квалификации руководителей  и специалистов, работающих в сфере  бизнеса, внешнеэкономической деятельности, информационной безопасности.

Инновационное развитие глобального  здравоохранения на основе научных  достижений и внедрения новых  эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний  обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядков и стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностям медицины и уровню качества, соответствующего международному. Не случайно XXI столетие декларировано веком биомедицинских наук.

Разработанный Министерством  здравоохранения Беларуси в соответствии с этим постулатом отраслевой план мероприятий по проведению в 2010 году Года качества способствует позитивным преобразованиям в здравоохранительной  системе, в полной мере отвечает потребностям населения, основывается на взаимной ответственности  медицинских работников и граждан  за состояние здоровья, способствует улучшению финансового обеспечения  отрасли, повышению качества и доступности  медицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности. Здоровье населения определяется в  нашей стране как основа национальной безопасности государства, поэтому  забота о здоровье народа стала в  Беларуси приоритетным направлением бюджетных  ассигнований.

Благодаря принимаемым Президентом  и правительством мерам удалось  добиться роста финансирования расходов на здравоохранение, которое ежегодно увеличивается в абсолютном выражении [10, c. 65].

Ежегодное увеличение расходов на здравоохранение позволяет внедрять в нем высокие технологии на республиканском  и областных уровнях, переоснащать организации здравоохранения, доводить обеспеченность областных больниц  материально-техническими ресурсами  и специалистами до уровня, соответствующего достигнутому в республиканских  научно-практических центрах, реализовать  мероприятия Национальной программы  демографической безопасности Республики Беларусь, Президентской программы  «Дети Беларуси», программы развития здравоохранения страны и других государственных программ, а также  развития первичной и неотложной медицинской помощи, обеспечения  и наращивания объемов специализированной медицинской помощи.

 Система здравоохранения  Беларуси продолжает реализацию  комплекса мер по сохранению  и укреплению здоровья граждан:  интенсифицирована работа по  модернизации, реконструкции, техническому  переоснащению организаций здравоохранения  и внедрению высоких медицинских  технологий, что позволило создать  достойные условия труда медработников.

Особо следует отметить проведенную  работу по реконструкции республиканских  медицинских центров, завершение реконструкции  и переоснащения жизненно важных отделений операционного и реанимационного  профиля, родильных домов и отделений, ремонту и переоснащению учреждений здравоохранения в сельской местности.

В Беларуси проходит оснащение  реабилитационных организаций здравоохранения (отделений) тренажерами и другим специальным оборудованием для  физической реабилитации. Проводится поэтапная подготовка и переподготовка по медицинской экспертизе и медицинской  реабилитации (в соответствии с потребностями  регионов) врачей-стажеров.

Продолжена разработка новых  и совершенствование имеющихся  технологий медицинской реабилитации в соответствии с развитием специализированной и высокотехнологичной медицинской  помощи населению и внедрение  их на всех этапах и уровнях ее оказания. Создана развернутая база данных на электронных носителях персонифицированного учета инвалидов по каждой категории  инвалидности. Разработаны и изданы брошюры и их компьютерные варианты с обучающими программами для  больных и инвалидов на домашнем этапе медицинской реабилитации.

По результатам выполнения проекта «Создание центра компетенции  в области радиационной онкологии» эксперты МАГАТЭ провели международный  аудит обеспечения качества в  радиационной онкологии, задачей которого являлись анализ и оценка качества всех составляющих процесса лучевой  терапии.

В настоящее время осуществляется переход на модель хозяйствования, в которой преимущество отдается развитию медицинской помощи, оказываемой  в амбулаторных условиях как менее  затратному и наиболее востребованному  виду ее оказания.

Увеличивается финансирование амбулаторно-поликлинических организаций. Так, в 2009 году на оказание амбулаторно-поликлинической  помощи было направлено до 35% общей  суммы средств на здравоохранение, тогда как в 2006 году этот показатель составлял только 21%. В 2010 году планируется  направить до 40% всего объема финансирования здравоохранения на амбулаторно-поликлиническую  помощь.

Поставленные задачи по развитию отрасли здравоохранения, являющиеся приоритетом социальной политики в  Беларуси, не могут быть решены без  высококвалифицированных кадров с  соответствующей оплатой труда. В отрасли продолжена работа по совершенствованию  и увеличению оплаты труда как составной части системы мотивации работников здравоохранения, в том числе по поиску и выбору эффективных форм и систем заработной платы, позволяющих установить зависимость оплаты от результатов труда работника.

Информация о работе Человеческий капитал