Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие человеческого капитала и его виды;
рассмотреть различные взгляды учёных на проблемы формирования и использования человеческого капитала;
проанализировать использование человеческого капитала в Республике Беларусь.
найти пути повышения эффективности использования человеческого капитала в рамках национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1. Сущность и классификация человеческого капитала 4
1.2 .Современные взгляды на теорию человеческого капитала 6
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 12
2.1.Сравнительный анализ развития человеческого капитала в РБ 12
2.2. Проблемы использование человеческого капитала в РБ 16
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.
В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных уровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.
Принимаются последовательные
меры по совершенствованию правового
регулирования общественных отношений
в сфере образования. Только за последние
годы в дополнение к закону «Об
образовании» были приняты законы «О
профессионально-техническом
Отвечающее современным
требованиям законодательство в
сфере образования, стабильное бюджетное
финансирование позволяют успешно
решать вопросы материального, кадрового
и учебно-методического
Последовательно укрепляется материальная база учреждений образования. За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных объектов. Это 49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилые дома для детей-сирот, общежития и другие важные для отрасли объекты.
С 2009 года по поручению Главы государства реализуется такой социально важный проект, как строительство в Минске студенческой деревни. К 2012 году в столице планируется построить 8 студенческих общежитий почти на 9 тыс. мест. Уже построено общежитие на 1030 мест для студентов Белорусского государственного университета.
Поддерживается на должном
уровне и имеющаяся материальная
база. За последние пять лет капитально
отремонтировано более 2 тыс. объектов
образования. Только в текущем году
на реконструкцию и ремонт учреждений
отрасли запланировано
Укрепляется учебно-методическая база учреждений образования. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе - это не далекое будущее, а настоящее.
Современными компьютерами
оснащены все объекты образования,
ведется последовательная работа по
созданию и использованию в учебном
процессе программного электронного продукта,
в течение 2011 года планируется завершить
подключение наших учреждений к
широкополосному доступу в
Национальная система
образования полностью
Такие результаты стали возможны во многом благодаря проведенным структурным преобразованиям в системе профобразования. На смену ПТУ и техникумам в системах профессионально-технического и среднего специального образования пришли профессиональные лицеи и колледжи. В системе высшего образования институты уступили место учреждениям образования университетского типа. Обеспечена преемственность всех уровней профессионального образования [9, c. 53].
В настоящее время свыше 90% учреждений профессионально-технического образования функционируют как многопрофильные. Большинство профессий являются интегрированными, благодаря чему 75% выпускников одновременно получают две и более специальности. Приоритет отдается подготовке кадров с повышенным уровнем квалификации. В 2010 году их доля в общем количестве выпускников составила около 25% (в 2009-м - 23%). С учетом потребностей отраслей экономики в системе среднего специального образования началась подготовка рабочих по профессиям инновационной сферы.
Характерной особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Подготовку специалистов с высшим образованием обеспечивают 45 государственных и 10 высших учебных заведений частной формы собственности. Численность студентов вузов превысила 430 тыс. человек, а показатель количества студентов на 10 тыс. населения достиг 454 человек (в 2006-м - 393). Высшие учебные заведения обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы страны. В настоящее время это 15 профилей, более 400 специальностей и свыше 1000 специализаций. За последние годы с учетом потребностей инновационного развития страны почти на 40% произошло их обновление.
Приоритет отдается подготовке
специалистов для предприятий
За последние годы в
вузах открыты такие
Появляется все больше специальностей, ведущих к получению одновременно двух квалификаций, что обеспечивает лучшие возможности для трудоустройства выпускников.
Качественные изменения
произошли и в содержании профессионального
образования. Состоялся переход
на новое поколение
Достижение высокого качества
подготовки специалистов возможно только
на основе интеграции образовательной,
научной и инновационной
В этих целях создаются
необходимые условия для
На 40% увеличилось количество докладов, сделанных студентами на конференциях различного уровня. Выросло и количество научных работ, представляемых студентами на республиканский конкурс (в 2009 году - 3970, в 2005 году - 2807).
Такая организация образовательного процесса позволяет формировать у будущих специалистов качества, востребованные в современном мире: социальную и профессиональную мобильность, способность и готовность к непрерывному обучению и самообучению, умение работать в команде.
Пристальное внимание уделяется
решению вопросов и принятию необходимых
мер по организации непрерывного
профессионального обучения кадров.
В текущем году профессиональную
подготовку, переподготовку, стажировку,
повышение квалификации, курсы целевого
назначения планируется провести для
более чем 550 тыс. человек. Существенно
расширился перечень специальностей переподготовки,
профилей (направлений) образования, по
которым осуществляется повышение
квалификации кадров (это более 5,5 тыс.
профессий, 437 специальностей, 81 направление
образования). Дальнейшее развитие получило
повышение квалификации руководителей
и специалистов, работающих в сфере
бизнеса, внешнеэкономической
Инновационное развитие глобального
здравоохранения на основе научных
достижений и внедрения новых
эффективных технологий профилактики,
диагностики и лечения
Разработанный Министерством
здравоохранения Беларуси в соответствии
с этим постулатом отраслевой план
мероприятий по проведению в 2010 году
Года качества способствует позитивным
преобразованиям в
Благодаря принимаемым Президентом и правительством мерам удалось добиться роста финансирования расходов на здравоохранение, которое ежегодно увеличивается в абсолютном выражении [10, c. 65].
Ежегодное увеличение расходов
на здравоохранение позволяет
Система здравоохранения
Беларуси продолжает
Особо следует отметить проведенную
работу по реконструкции республиканских
медицинских центров, завершение реконструкции
и переоснащения жизненно важных
отделений операционного и
В Беларуси проходит оснащение реабилитационных организаций здравоохранения (отделений) тренажерами и другим специальным оборудованием для физической реабилитации. Проводится поэтапная подготовка и переподготовка по медицинской экспертизе и медицинской реабилитации (в соответствии с потребностями регионов) врачей-стажеров.
Продолжена разработка новых
и совершенствование имеющихся
технологий медицинской реабилитации
в соответствии с развитием специализированной
и высокотехнологичной
По результатам выполнения проекта «Создание центра компетенции в области радиационной онкологии» эксперты МАГАТЭ провели международный аудит обеспечения качества в радиационной онкологии, задачей которого являлись анализ и оценка качества всех составляющих процесса лучевой терапии.
В настоящее время осуществляется переход на модель хозяйствования, в которой преимущество отдается развитию медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях как менее затратному и наиболее востребованному виду ее оказания.
Увеличивается финансирование
амбулаторно-поликлинических
Поставленные задачи по развитию отрасли здравоохранения, являющиеся приоритетом социальной политики в Беларуси, не могут быть решены без высококвалифицированных кадров с соответствующей оплатой труда. В отрасли продолжена работа по совершенствованию и увеличению оплаты труда как составной части системы мотивации работников здравоохранения, в том числе по поиску и выбору эффективных форм и систем заработной платы, позволяющих установить зависимость оплаты от результатов труда работника.