Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие человеческого капитала и его виды;
рассмотреть различные взгляды учёных на проблемы формирования и использования человеческого капитала;
проанализировать использование человеческого капитала в Республике Беларусь.
найти пути повышения эффективности использования человеческого капитала в рамках национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1. Сущность и классификация человеческого капитала 4
1.2 .Современные взгляды на теорию человеческого капитала 6
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 12
2.1.Сравнительный анализ развития человеческого капитала в РБ 12
2.2. Проблемы использование человеческого капитала в РБ 16
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Также, немаловажный вклад в теорию развития человеческого капитала сделал Г. Беккер.
Человеческий капитал, по
Г. Беккеру, так же как и физический
подвержен амортизации. Стоимость
какой-либо подготовки – общей или
специальной – полностью «
Общая теория инвестиций в человеческий капитал, разработанная Г. Беккером, включает подробный анализ инвестиций в человеческий капитал, их влияние на заработки и распределение доходов. По проблеме доходов различных профессиональных и образовательных групп имелись важные пионерские исследования, но практически отсутствовали попытки осмысления процесса инвестирования в людей с общей точки зрения и сколько-нибудь полного анализа вытекающих эмпирических следствий. Проведённый Г. Беккером общий анализ дал унифицированное объяснение широкого круга эмпирических феноменов, которые либо ставили других исследователей в тупик, либо интерпретировались ими, как слишком зависящие от произвольных условий [1, с.9].
Современные подходы к изучению человеческого капитала
А.И. Добрынин понимает под
человеческим капиталом имеющийся
у человека запас здоровья, знаний,
навыков, способностей, мотиваций, которые
содействуют росту его
Виды человеческого капитала
экономисты классифицируют по элементам
затрат и инвестиций в репродукционный
процесс. Так, И.В. Ильинский выделяет
следующие виды человеческого капитала:
капитал здоровья, капитал образования
и капитал культуры, акцентируя внимание
на первом из них. Капитал здоровья
(естественный - по наследству и приобретенный)
является несущей конструкцией, основой
для человеческого капитала вообще.
Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную
жизнь человека, т.е. время функционирования
человеческого капитала. В течение
жизни человека происходит износ
человеческого капитал, а инвестиции
в здоровье способны замедлить данный
процесс. Вместе с тем не всякие инвестиции
в человека могут быть признаны вложениями
в человеческий капитал, а лишь те,
которые общественно
Специалисты научных учреждений Минздрава РФ предлагают выделять три компонента человеческого капитала: витальный (генный), социальный и духовный. Витальный капитал есть врожденная составляющая, то «богатство», которое каждый человек получает изначально. Социальный капитал приобретается человеком в течение всей его жизни (расходы на образование, здравоохранение, удовлетворение социальных потребностей и т.п.). Накопление духовного капитала происходит через внутреннюю жизнь человека в процессе его самосовершенствования. В качестве интегрирующего показателя предлагается использовать синтетический индекс развития.
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий
капитал рассматривают как
Витальный капитал – это аккумулированная в человеке свободная энергия в ее информационной форме. Она соотносится с работой, произведенной природой по «конструированию» индивида. В экономической трактовке витальный капитал представляет собой изначальную стоимость человека -- на момент его появления на свет. И хотя эта величина не известна в принципе, можно условиться придать ей определенное значение, опираясь на систему приоритетов социума.
В процессе жизнедеятельности каждый человек совершает некую «полезную» работу. При этом он, образно говоря, «извлекает» свободную энергию из внешних энергопотоков (поступающей в его организм пищи). Процесс этот несамопроизвольный, сопряженный: он невозможен без затрат энергии, производства необходимых работ. Энергетическим источником здесь является витальный капитал индивида -- аккумулированная в нем свободная энергия. Таким образом, с течением времени витальный капитал человека уменьшается -- индивид физиологически стареет, а духовный и социальный капиталы со временем растут.
Величина социального компонента определяет качество индивида как работника. Она увеличивается с ростом удельных социальных расходов государства, а величина духовного характеризует его как носителя нравственности. Она зависит от ценностных установок индивида и его работы по их реализации -- процесса его самосовершенствования. В свою очередь, индивидуальные ценности людей во многом определяются национальным менталитетом и политикой государства в социальной сфере.
Влияние социальной и духовной составляющих человеческого капитала на продолжительность жизни имеет место, если удельная скорость расходования витального капитала не постоянна (как полагалось), а зависит от них. В этом случае между витальным капиталом, с одной стороны, и социальным и духовным, с другой стороны, существует обратная связь.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ
2.1.Сравнительный анализ развития человеческого капитала в РБ
Уровень экономического развития стран
в современном мире определяется
накоплением и развитием
В большинстве стран в настоящее
время применяется "индекс развития
человеческого капитала" (ИРЧП). В
Беларуси также для оценки человеческого
капитала применяется ИРЧП. Основным
формам инвестиций в человека (расходам
на здравоохранение, науку и образование)
соответствуют активы человеческого
капитала, выраженные в показателях
средней продолжительности
Так если для развития человеческого потенциала воспользоваться показателями, приведёнными в Докладе ПРООН о развитии человека за 2011год (рассчитанные по показателям 2009 г.), следует отметить, что в рейтинге среди 187 стран в группу с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала вошли 47 государств (причём их число по сравнению с Докладом о развитии человека за 2010 год увеличилось на 5 стран). Соответственно уменьшилось по сравнению с предыдущим годом доля стран с высоким, средним и низким уровнем развития человеческого потенциала, и их число составило соответственно 46 и 45 стран. Лидирующие позиции по показателям ИРЧП в течение последних двух лет занимают Норвегия (ИРЧП – 0,943) и Австралия (ИРЧП – 0,929). Беларусь находится в верхней части группы стран с высоким уровнем ИРЧП и занимает 65 место (ИРЧП – 0,756), опережая по этому показателю все страны СНГ и даже Россию (ИРЧП – 0,755).
Если проанализировать тенденции динамики ИРЧП в Беларуси за период с 1990г., следует отметить прогресс. Так в 1990 г. ИРЧП Беларуси составлял 0,869; она занимала 40-е место среди стран мира и относилась к группе с высоким уровнем развития человеческого потенциала с показателями средней продолжительности жизни - 70 лет, охватом разными формами образования 98% взрослого населения и реальным ВВП на душу населения (в долларах по паритету покупательной способности - ППС) - 6440 долларов США. С 1991 г. индекс ИРЧП Беларуси имел тенденцию к понижению и составлял в 1995 г. 0,783, в 1998 г. - 0,781, с реальным ВВП на душу населения по ППС -6319 долларов США (57-е место в мире). Уже в 1998 г. производство ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Беларуси было несколько ниже среднего мирового уровня и в 3,5 - 4,5 раза меньше, чем в США, Норвегии, Дании, Канаде, Японии, Германии и др. По данным Доклада о развитии человека за 2003 год, Республика Беларусь снова вошла в группу стран с высоким уровнем ИРЧП, заняв 53-е место. Величина ИРЧП для каждой страны показывает, какой путь ей еще предстоит пройти к достижению поставленных мировым сообществом целей: средней продолжительности жизни в 85 лет, равного доступа всех к образованию, обеспечения населению достойного уровня доходов. И каждая страна выбирает свои способы достижения этих целей, по-разному реализуя производительные силы человека в форме человеческого капитала.
Реализация человеческого потенциала связана с всесторонним развитием личности через качественное совершенствование систем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищного строительства, других отраслей социальной сферы, а также созданием условий для эффективного использования и накопления человеческого капитала.
Ключевая роль в повышении
качества человеческого капитала принадлежит
образованию, оказывающему непосредственное
влияние на формирование созидательных
сил общества, общей культуры, профессионально-
С точки зрения количественных показателей развития образовательной сферы в Беларуси следует отметить ряд положительных тенденций. Уровень образования населения в Беларуси постоянно растет. По итогам переписи 2009 года 90% белорусов имели высшее, среднее и базовое образование по сравнению с 77% в 1989 году и 85% в 1999 году. Значительно возрос уровень образования сельского населения. Если в 1999 году среди сельских жителей доля лиц, имеющих высшее, среднее и базовое образование, составляла 68%, то по данным переписи 2009 года - 82%. Среди городских жителей этот показатель сохранился на уровне 93%. Наиболее быстрыми темпами развивается высшая школа, контингент студентов, который по сравнению с 2005 годом увеличился в 1,2 раза и достиг в 2011 г. 443 тыс. чел., что составляет 467 студентов на 10000населения и сопоставимо с показателями развитых стран Европы[6].
В течение последних пяти
лет показатель развития системы
дошкольного образования
По индексу уровня образования
(0,961) Беларусь разделяет с Латвией
26 место и опережает ряд стран
Европы - Швейцарию (0,936), Чехию (0,938), Германию
(0,954), Польшу (0,952), Болгарию (0,930), Россию
(0,933), а также Японию (0,949), Израиль
(0,947), Соединенное Королевство
По оценке международных экспертов, Беларусь вкладывает значительные инвестиции в систему дошкольного образования - 1% от ВВП (Россия - 0,7%, Молдова - 0,8%, Украина - 0,6%). Данный показатель является одним из самых высоких в Европе и Северной Америке (Дания - 1,3%, Франция - 1%, Швеция - 1%, Норвегия - 0,8%, США - 0,35%, Канада - 0,2%).