Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие человеческого капитала и его виды;
рассмотреть различные взгляды учёных на проблемы формирования и использования человеческого капитала;
проанализировать использование человеческого капитала в Республике Беларусь.
найти пути повышения эффективности использования человеческого капитала в рамках национальной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1. Сущность и классификация человеческого капитала 4
1.2 .Современные взгляды на теорию человеческого капитала 6
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 12
2.1.Сравнительный анализ развития человеческого капитала в РБ 12
2.2. Проблемы использование человеческого капитала в РБ 16
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

Наравне с экономической  мотивацией работников здравоохранения  необходимо привлечение нематериальных стимулов и методов повышения  эффективности их труда, от чего определяющим образом зависит уровень качества, доступности и своевременности  квалифицированной медицинской  помощи.

Первостепенным  является возрождение врачебной  культуры и престижа профессии врача  и медицинской сестры. Врачебный  гуманизм и неравнодушие к пациенту не могут подкрепляться лишь материальным вознаграждением за труд, а во многом и вовсе не определяются уровнем  его оплаты. Создание в коллективе атмосферы, базирующейся на желании  помочь пациенту, стремлении к постоянному  профессиональному совершенствованию, которые основаны на признании и  поощрении заслуг работников, является сложной, но решаемой задачей для  каждого руководителя и профсоюзных  организаций работников здравоохранения [11, c. 66].

Системные преобразования в  здравоохранении страны проводятся с учетом Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2020 года, политики Всемирной организации  здравоохранения «Здоровье для  всех в XXI столетии» и направлены на обеспечение граждан республики доступной медицинской помощью  высокого качества на всех уровнях.

Приоритетной задачей  государства является поддержка  семьи, создание условий для полноценной  реализации ее основных функций.

При проведении социальной политики большое внимание уделяется  созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. С этой целью государство развивает  сеть детских дошкольных учреждений, инфраструктуру быта. Сформирована система  социального обслуживания, обеспечивающая оказание семьям широкого спектра социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.

Специалисты учреждений социального  обслуживания осуществляют патронаж семей, выявляют потребности конкретных детей  в помощи, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую, материальную поддержку семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Законодательством установлены  гарантии и льготы в области трудовых прав, занятости, пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования, обеспечения жильем.

В области трудовых прав это предоставление женщинам-матерям, трудящимся с семейными обязанностями  отпусков по уходу за детьми, дополнительных оплачиваемых свободных от работы дней, дополнительных гарантий при заключении трудового договора.

В области занятости государство  обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в  первую очередь одиноким и многодетным  родителям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

В области пенсионного  обеспечения предусмотрены льготы по снижению возраста при уходе на пенсию для многодетных матерей, получение государственной пенсии при потере кормильца.

При обеспечении жильем льготы предоставляются молодым, многодетным  семьям, семьям при рождении близнецов [11, c. 57].

Льготы имеют малоимущие и многодетные семьи по оплате за содержание детей в детских  дошкольных учреждениях, за пользование  учебниками.

Лицам, имеющим на иждивении  троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся до 18 лет), пособие  по временной нетрудоспособности выплачивается  с первого дня утраты трудоспособности в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы.

Одиноким родителям (опекунам или попечителям), имеющим детей  в возрасте до 18 лет, а также родителям, имеющим троих и более детей  в возрасте до 18 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), предоставляется  стандартный налоговый вычет  в размере 150 тыс. рублей на каждого  ребенка в месяц.

Трудовым кодексом также  предусмотрены нормы, направленные на предоставление возможности участия  в воспитании детей отцу наравне  с матерью.

Право матери на дополнительный свободный от работы день в месяц (неделю) распространено на отца, опекуна, попечителя, предусмотрена возможность  разделения этих дней между родителями.

Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию  семьи вместо матери предоставляется  отцу либо другому родственнику, осуществляющему  уход за ребенком.

Работникам, жены которых  находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право  использовать свой трудовой отпуск в  период отпуска по беременности и  родам, предоставляемого жене.

Значительное внимание уделяется  вопросам повышения уровня материальной поддержки семей в связи с  рождением и воспитанием детей.

Повышены размеры единовременного  пособия в связи с рождением  первого ребенка до пятикратной  величины бюджета прожиточного минимума (БПМ), второго и последующих - до семикратной величины БПМ; пособий  по уходу за ребенком - до 100% БПМ.

Системой государственных  пособий охвачено свыше 440 тыс. детей, что составляет около 25% их общего количества в республике. При этом ежемесячные  пособия на детей до 3 лет назначаются  безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет - с  его учетом. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи. Существенной формой социальной поддержки  семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей  первых двух лет жизни.

Право на этот вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой  доход в месяц не превышает 100% среднедушевого БПМ.

Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание  для детей первых двух лет жизни  предоставляется независимо от совокупного  дохода семьи. Такие семьи также  имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего  возраста.

Кроме того, малообеспеченным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, предоставляется государственная  адресная социальная помощь в виде ежемесячного и единовременного  пособий.

Принятые меры по поддержке  семьи способствовали как повышению  уровня жизни семей с детьми, так  и росту рождаемости, который  наблюдается в республике с 2004 года [11, c. 58].

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению  белорусской модели социально ориентированной  рыночной экономической системы, укреплять  позиции и авторитет Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

         Проанализировав проблемы использования человеческого капитала, можно утверждать, что в нашей стране ещё недостаточно эффективно используется данный ресурс. Существует ряд проблем, требующих обязательного решения, таких как: проблемы эффективного управления интеллектуальным капиталом как основным ресурсом; стимулирования развития науки и образования как важнейших предпосылок инновационной активности в стране; реформирования системы здравоохранения с целью повышения её эффективности и организации оказания качественной медицинской помощи; повышения уровня научно-технической деятельности.

Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением стратегии и тактики инновационного развития нашей страны.

           Рассмотрим сферу науки: здесь следует увеличить долю расходов на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и формирование кадрового потенциала по приоритетным направлениям научно-технического развития до 2% ВВП (сейчас соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на научные исследования и разработки составляет в Беларуси – 0,4%. ), тем самым приблизив её к мировому стандарту.

 Область образования: в данной сфере существует проблема нехватки средств финансирования, особенно на техническое оснащение учебных заведений, обновление и расширение их материально-технической базы. Её можно решить за счёт привлечения внебюджетных источников, то есть следует создать сеть  благотворительных фондов, развить систему меценатства и спонсорства.

Также можно попробовать внедрить метод индивидуальный подхода: он заключается в выявлении талантливых детей, которые могут освоить пятилетний курс по одному из предметов за два года, и, наоборот, тех, кому надо больше времени, чем предусмотрено программой.

Также следует внедрять инновации, как это делают в азиатских  странах: применение в учебе цифровых устройств - таких как букридер, ноутбук  или iPad - позволяет повысить успеваемость. Однако смысл заключается не в  самих устройствах, а в программном  обеспечении для них. Обучающие  программы должны быть более интерактивными, более наглядными и разнообразными.

Сфера здравоохранения. Инвестиции в капитал здоровья являются базой  для человеческого капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким  образом, замедляют физический износ  человеческого капитала. Следует создавать больше социальных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни, расширение медицинских услуг, с целью создание соответствующих мировым стандартам систем научной деятельности, образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и сохранения человеческого капитала в Беларуси.

По-прежнему остаётся актуальной проблема финансирования здравоохранения, в значительной мере определяющая качество и доступность  медицинской помощи.

Увеличение расходов на здравоохранение напрямую связано с изменениями в оказании медицинской помощи, которые происходят благодаря совершенствованию технологий, а также вследствие роста уровня доходов, изменения страхового покрытия и повышения цен. Расходы на больницы и оплату труда врачей составляют большую часть общих затрат на медицину, в то время как расходы на рецептурные препараты – всего 10%.

Для повышения эффективности  работы системы здравоохранения  необходимо обеспечить совершенствование  структуры расходов консолидированного бюджета в этой сфере: следует  увеличить долю расходов на амбулаторную и стационарную помощь , на профилактические мероприятия.

Также следует направить  некоторые средства на совершенствование  правовых основ отрасли, то есть на совершенствование государственного регулирования в области обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами, развитие первичных средств здравоохранения, целенаправленное осуществления профилактики и лечения заболеваний с использованием научных технологий. Также следует привлекать не только государственные финансовые средства, но и средства населения.

Я предлагаю попробовать  создать как во Франции базовый  уровень всеобщего обязательного  медицинского страхования, который  обеспечивается через систему страховых  фондов, в основном привязанных к  месту работы.  Во Франции формально  эти фонды являются частными компаниями, но на деле они жестко регулируются и контролируются государством. Уровни страховых взносов, финансируемых, прежде всего, за счет налога на зарплату, выплат и компенсаций провайдерам медицинских услуг определяются правительством. В этом смысле французские фонды напоминают коммунальные предприятия у нас в стране.

 Для повышения эффективности  использования человеческого капитала  существует несколько путей, и  нашей стране осталось лишь  решить, какой из них выбрать.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеческий капитал  – это имеющийся у каждого  из нас запас знаний, навыков, умений. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации

Повышение конкурентоспособности  национальной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед  странами с переходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриального общества в  условиях глобализации превращает инновации  в главный фактор конкурентоспособности.

В ближайшей перспективе  в Республике Беларусь государственная  политика в области финансового  обеспечения образования будет  направлена на:

сохранение прямого бюджетного финансирования;

создание условий для  привлечения внебюджетных средств  методами экономического стимулирования;

развитие платных услуг  в сфере образования;

введение в практику образовательного кредита;

разработку механизма  инвестирования отраслями народного  хозяйства подготовки для них  кадров необходимых специальностей;

поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.

Инновационное развитие глобального  здравоохранения на основе научных  достижений и внедрения новых  эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний  обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядков и стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностям медицины и уровню качества, соответствующего международному. Не случайно XXI столетие декларировано веком биомедицинских наук.

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению  белорусской модели социально ориентированной  рыночной экономической системы, укреплять  позиции и авторитет Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Базылев, Н.И. Человеческий  капитал: концептуальные основы  и проблемы формирования в  Республике Беларусь/Н.И. Базылев//Экономика  и управление. – 2009. – №3. –  С. 6-11.

Информация о работе Человеческий капитал