Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие человеческого капитала и его виды;
рассмотреть различные взгляды учёных на проблемы формирования и использования человеческого капитала;
проанализировать использование человеческого капитала в Республике Беларусь.
найти пути повышения эффективности использования человеческого капитала в рамках национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 4
1.1. Сущность и классификация человеческого капитала 4
1.2 .Современные взгляды на теорию человеческого капитала 6
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 12
2.1.Сравнительный анализ развития человеческого капитала в РБ 12
2.2. Проблемы использование человеческого капитала в РБ 16
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
В целом доля расходов на образование в ВВП Беларуси в 2009 году составила 4,9%. В России этот показатель составляет 4,6%, Казахстане - 4,2%.
Особая роль в современных
условиях принадлежит исследованиям
и научным разработкам. Мировой
опыт показывает, что научно-технический
прогресс остается наиболее стабильным
фактором накопления финансовых средств
для расширенного воспроизводства,
дальнейшего развития инноваций
и наиболее выгодной, хотя и наиболее
рискованной сферой помещения капитала.
В экономически развитых странах
ассигнования в науку не снижались
даже в периоды экономических
спадов и отличались более высокими
темпами роста, чем ассигнования
в производство. Согласно мировому
опыту, доля научных расходов в ВВП
должна быть не менее 3%. Пороговое же
значение расходов на научные исследования
и разработки, по отношению к ВВП,
как одного из показателей экономической
безопасности страны, принято считать
равным 2%. Из этого следует, что достигнутый
в республике общий уровень развития
научно-технической
Трансформация структуры
научной деятельности характеризуется
некоторым увеличением (до 19,0%), а
затем - уменьшением (до 14,7%) доли фундаментальных
исследований. Доля прикладных исследований,
выступающих связующим звеном между
фундаментальной наукой и конкретными
проектно-конструкторскими, технологическими
и опытно-экспериментальными работами,
колеблется в режиме флуктуации, составляя
в 2008 г. 26,0%. Доля разработок незначительно
отклоняется в одну или другую
сторону от средней величины - 55%.
По удельному весу фундаментальных
исследований в затратах на науку
Беларусь приближается к уровню ведущих
экономически развитых стран (США - 18%,
Италия - 22%, Франция - 25%). Согласно мировому
опыту, соотношение затрат на фундаментальные
и прикладные исследования и затрат
на разработки по всем наукам составляет
1 : 2; в Беларуси в 2008 г. оно составило
1 : 1,5. Это свидетельствует о
В обеспечении качественного
воспроизводства человеческого
капитала важная роль принадлежит системе
здравоохранения. Следует отметить,
что в сфере здравоохранения
Беларуси задействован значительный контингент
высококвалифицированных
Сравнивая Беларусь со странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала, следует отметить, что по количеству врачей на 10 тыс. населения(49) наша страна находится на уровне таких стран, как Греция(54), Италия(42), Швейцария(36), Швеция(32). Однако пока ещё остаётся довольно низким показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении, который составил в Республике Беларусь 71,2 лет, что на 11 лет ниже данного показателя в Японии(82,3), и более чем на 9 лет в Исландии(80,9), Швейцарии(81,1), Швеции(81,1). Также следует отметить, что несмотря на снижение в последние годы в нашей стране показателей уровня младенческой и детской смертности, они остаются относительно высокими и в несколько раз превышают данный показатель в странах с высоким уровнем развития человеческого потенциала. В Швейцарии показатель младенческой смертности составляет 4,08 смертей на 1000 родившихся живыми, а в Беларуси этот показатель составляет 6,25 на 1000 родившихся живыми[8].
2.2. Проблемы использования
человеческого капитала в
В докладе «Наш исторический выбор – независимая сильная и процветающая Беларусь» на четвёртом Всебелорусском собрании Президент Республики Беларусь отметил: «Люди – главное богатство Беларуси. В них залог наших успехов и государства в целом. Поэтому ключевым приоритетом нашей политики всегда был, есть и будет человек – его потребности, уровень и качество жизни…Что же определяет уровень и качество жизни человека? Укрупнено я бы выделил пять важнейших составляющих – это во-первых, полноценная семья, во-вторых, здоровье, в-третьих, образование, в-четвёртых, реальные доходы, в-пятых, комфортность жизни».
Повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед странами с переходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриального общества в условиях глобализации превращает инновации в главный фактор конкурентоспособности.
Оценим динамику инвестиций в человеческий капитал на основе изучения динамики расходов на образование.
Мировая практика свидетельствует,
что система образования имеет
возможность нормально
Таблица 2.1 - Государственные расходы на образование, %
Страна |
Государственные расходы на образование |
К общему объему государственных расходов К ВВП |
Россия |
12 |
3,6 |
Австралия |
16,6 |
5,0 |
Австрия |
10,8 |
6,0 |
Германия |
9,7 |
4,6 |
Италия |
9,9 |
4,9 |
Канада |
12,5 |
6,5 |
США |
15,2 |
н.д. |
Финляндия |
12,8 |
6,6 |
Швейцария |
13 |
5,4 |
Швеция |
12,8 |
7,2 |
Япония |
10,7 |
3,6 |
Приведенные данные не позволяют
ответить на вопрос о том, достаточно
ли средств выделяется для образования.
Кроме того, доля расходов определяется
от разных по странам величин
Охарактеризуем порядок финансирования образования в Республике Беларусь.
В последние годы отрасль образования из государственного бюджета получала лишь 60-70% необходимых для развития средств [таблица 2.2]. На протяжении последних лет сумма бюджетных ассигнований на содержание учреждений образования не превышала 7% от ВВП, что значительно ниже уровня, определенного законом об образовании (не ниже 10%) и недостаточно для решения существующих проблем в образовании и проведения намеченных мероприятий по его преобразованию в соответствии с требованиями устойчивого развития экономики страны. Выделяемые средства не покрывают всех затрат, увеличивающихся намного большими темпами, чем доходная часть бюджета, и не позволяют решать назревшие в отрасли проблемы, и в первую очередь - технического оснащения учебных заведений, обновления и расширения их материально-технической базы. Улучшить финансовое положение отрасли могли бы внебюджетные источники. Однако они занимают небольшой удельный вес в общем объеме финансирования, что объясняется отсутствием экономической базы для создания развитой сети благотворительных фондов, развития меценатства и спонсорства.
Таблица 2.2 – Государственные расходы на образование в Республике Беларусь, % к ВВП
Год |
Значение |
Год |
Значение |
1990 |
4,9 |
2002 |
6,3 |
1995 |
6,8 |
2003 |
6,1 |
1996 |
6,2 |
2004 |
6,0 |
1997 |
6,5 |
2005 |
6,2 |
1998 |
6,5 |
2006 |
6,0 |
1999 |
6,4 |
2007 |
5,1 |
2000 |
6,4 |
2008 |
5,7 |
2001 |
6,5 |
2009 |
4,9 |
Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода расходы на образование в Беларуси не приближались к 10% ВВП. Максимальное значение было достигнуто в 1997,1998 и 2001 годах - 6,5%, по итогам 2009 года на образование было затрачено лишь 4,9% ВВП.
Структура государственных расходов на образование в 2008-2009 годах представлена в таблице 2. 3.
Итак, сумма расходов республиканского
бюджета на дошкольное образование
в 2008 году составила 10,6 млрд. руб., в 2009
году - 14,7 млрд. руб., увеличившись на 4,1
млрд. руб. или на 38,7%. Расходы на общее
среднее образование по итогам 2009
года составили 44,3 млрд. руб., увеличившись
по сравнению с предыдущим годом
на 25,7 млрд. руб. или на 138,2%. Расходы
бюджета на профессионально-техническое
образование в 2008 году составили 15,9
млрд. руб., в 2009 году - 28,9 млрд. руб., увеличившись
за год на 13 млрд. руб. или на 81,8%. Затраты
на среднее специальное
Таблица 2.3 - Государственные расходы на образование, млрд. руб.
Статья расходов |
2008 |
2009 |
Отклонение |
Темп роста в % |
Дошкольное образование |
10,6 |
14,7 |
4,1 |
138,7 |
Общее среднее образование |
18,6 |
44,3 |
25,7 |
238,2 |
Профессионально-техническое образование |
15,9 |
28,9 |
13,0 |
18 |
Среднее специальное образование |
291,0 |
387,5 |
96,5 |
13 |
Высшее и послевузовское образование |
819,3 |
1156,6 |
337,3 |
14 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров |
51,0 |
71,3 |
20,02 |
13 |
Внешкольное воспитание иобучение |
16,9 |
26,8 |
9,9 |
15 |
Прикладные научные |
18,3 |
20,0 |
1,7 |
10 |
Прочие вопросы |
36,6 |
24,6 |
-12,0 |
67 |
Итого |
1278,2 |
1774,8 |
496,6 |
13 |
В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на:
сохранение прямого бюджетного финансирования;
создание условий для привлечения внебюджетных средств методами экономического стимулирования;
развитие платных услуг в сфере образования;
введение в практику образовательного кредита;
разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей;