Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Определение бюджета и его функции 5
Виды бюджета и принципы построения 8
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения 17
Виды финансирования бюджетного дефицита 20
Концепции регулирования бюджета 23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сущность государственного долга и его формы 27
Методы регулирования государственного долга 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

 

 

АНО ВПО «Национальный  Институт имени Екатерины Великой»

Щелковский филиал

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

 

  1. БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
    1. Определение бюджета и его функции 5
    2. Виды бюджета и принципы построения 8

 

  1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    1. Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения 17
    2. Виды финансирования  бюджетного дефицита 20
    3. Концепции регулирования бюджета  23

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ        РЕГУЛИРОВАНИЯ
    1. Сущность государственного долга и его формы 27
    2. Методы регулирования государственного долга 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня, когда мир замер  на пороге очередного финансового кризиса, говорить о бюджетном дефиците и  государственном долге чрезвычайно  актуально. Государственные долги  ведущих экономик мира неуклонно  растут.

Существование государственного долга у того или иного государства  представляет собой некое бремя  для этого государства, осложняющие  нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается  всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются  за счет налоговых поступлений. Когда  же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги  Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на этом уровне вряд ли есть повод  для серьезного беспокойства. Государственный  долг является в большей своей  части долгом, который мы должны сами себе. Все граждане, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Любые  выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим  себе процентов либо суммы долга. На основе данного подхода долг сводится на нет, за исключением той его  части, которая принадлежит иностранцам.

Существует и другое мнение, согласно которому государственный  долг является гораздо менее серьезной  проблемой, чем это может показаться. Обычно этот долг год от года становится все больше и больше, однако с  течением времени увеличивается  и масштаб экономики.

Бытует мнение, что наихудшее  наследие Кейнса для экономики состоит  в том, что он узаконил бюджетный  дефицит. Считая, что государство  имеет право оплачивать свой выход  из кризиса, Кейнс выступал против преобладавшей  в то время традиционной точки  зрения на способы эффективного государственного управления. Эта точка зрения состояла в том, что для недопущения  государственного дефицита приемлемы  любые средства. Таким образом, Кейнс  будто бы "позволил политикам  увеличить государственные расходы, не поднимая при этом налогов для  оплаты этих расходов. Идея Кейнса была принята и дефицитное финансирование стало использоваться даже в благополучные  времена. Однако большие масштабы дефицита могут в конце концов вызвать  инфляцию. Проблемы, возникающие при  наличии бюджетного дефицита и государственного долга, и пути их решения будут  рассмотрены в настоящей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

 

 

    1.  Определение бюджета и его функции.

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении  правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она  формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

  В Бюджетном кодексе РФ, бюджет  понимается как «форма образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для  финансового обеспечения задач  и функций государства и местного  самоуправления». Определение, содержащееся в российском Бюджетным Кодексе, является функциональным. Оно отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой стороны, — расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

    Бюджет не  только категория экономическая,  но и политическая. Его возникновение  и развитие связано с зарождением,  формированием и развитием политического  строя государства. Бюджет —  это и социальная категория,  определяющая социальные отношения  в обществе и государстве. Государство,  используя бюджет в качестве  одного из основных и действенных  инструментов, непосредственно воздействует  на социальную сферу и жизнь  общества.

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая  экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:

  • перераспределения внутреннего валового продукта;
  • государственного регулирования и стимулирования
  • экономики;
  • финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • стабилизации кредитно-денежной системы государства;
  • удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности
  • и правопорядка и т. д.;
  • регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;
  • разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
  • обеспечения международных и межгосударственных
  • договорных обязательств;
  • контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

  • распределительная функция бюджета;
  • перераспределительная функция ВВП;
  • регулирующая функция;
  • стимулирующая функция;
  • социальная функция;
  • функция планирования;
  • функция организации;
  • контрольная функция.

Распределительная функция  бюджета проявляется непосредственно  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств  отводится фондам:  резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью  бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое  развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую  сферу и отношения в ней, государство  целенаправленно усиливает или  сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов  и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная  функция национального дохода и  ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

  Контрольная функция  бюджетов действует одновременно  с распределительной и предполагает  возможность и обязательность  органов государственного и местного  контроля за поступлением и  использованием бюджетных средств.  Контрольная функция бюджета  имеет конкретную форму проявления  и реализуется по следующим  направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
  • контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных Фондов.

 

    1.  Виды бюджета и принципы его построения.

 

Принципы как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и  бюджетной системе. Они позволяют  характеризовать бюджетную систему  с различных сторон, анализировать  ее по различным показателям в  интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие  в основе бюджетов и бюджетной  системы в целом, можно разделить  на две группы:

  • общие принципы или принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;
  • принципы системности, характеризующие бюджет как
  • систему.
  • К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы:
  • правомерности и обязательности правовой базы;
  • единства или централизации бюджета;
  • плановости бюджета;
  • равновесия, или сбалансированности бюджета;
  • многосторонности бюджета;
  • многофункциональности бюджета;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов;
  • гласности или публичности бюджетов;
  • достоверности данных бюджета;
  • обязательности исполнения бюджета;
  • эффективности и экономичности использования бюджетных средств.

   В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти — федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки — межбюджетные трансферты, — целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне.

      Федеральный  бюджет является первым уровнем  бюджетной системы РФ.

 Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

 Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

 В развитии искусства,  средств массовой информации, культуры  и других сфер человеческой  деятельности федеральный бюджет  играет основную роль.

 Федеральный бюджет  наделен неналоговыми и налоговыми  доходами, поступлениями от целевых  бюджетных фондов.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета