Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Определение бюджета и его функции 5
Виды бюджета и принципы построения 8
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения 17
Виды финансирования бюджетного дефицита 20
Концепции регулирования бюджета 23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сущность государственного долга и его формы 27
Методы регулирования государственного долга 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

Основным источником доходов  федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

 Поступления от целевых  бюджетных фондов – это около  11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

В соответствии с законодательством  РФ, из федерального бюджета финансируются  следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно—техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

 Средства федерального  бюджета используются для финансирования  мероприятий регионального и  местного назначения.

 Спецификой федерального  бюджета является финансирование  за счет себя общегосударственных  расходов на оборону, международную  деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует  100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

 Федеральный бюджет  – это инструмент межрегионального  перераспределения общегосударственных  средств.

Региональные бюджеты– центральное звено территориальных  бюджетов, которые служат для финансового  обеспечения задач, лежащих на государственных  органах управления субъекта РФ.

 Целью региональных  органов власти является обеспечение  развития регионов, а также производственной  и непроизводственной сфер на  подведомственных территориях.

 В последнее время  наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов. Роль региональных бюджетов усиливается.

 С помощью региональных  бюджетов государство проводит  экономическую политику, выравнивая  уровни экономического и социального  развития территорий, которые в  силу исторических, географических, военных и других условий отстали  в своем экономическом и социальном  развитии от других районов  страны. Разрабатываются региональные  программы, которые финансируются  из региональных бюджетов.

 В соответствии с  БК РФ, доходы региональных бюджетов  формируются за счет собственных  и регулирующих доходов.

 Собственные доходы  включают следующие региональные  налоги и сборы:

1) налог на имущество предприятий;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

 Основные направления  использования средств региональных  бюджетов:

1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3) обеспечение реализации региональных целевых программ;

4) формирование государственной собственности субъектов РФ;

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

6) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

7) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

8) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

 Первое место в  расходах занимают ассигнования  на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство,  транспорт, дорожное хозяйство,  связь, и др.).

 Второе место –  расходы на социально—культурные  мероприятия (образование, культура  и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

Местный бюджет– это  третий уровень бюджетной системы  РФ.

Местный бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

 Местное самоуправление  осуществляется самим населением  через свободно избранные им  представительные органы. Для выполнения  функций, возложенных на местные  представительные и исполнительные  органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово—бюджетными  правами.

 Местные бюджеты  – один из главных каналов  доведения до населения конечных  результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными  группами населения, из них  финансируется развитие отраслей  производственной сферы.

 Местные бюджеты  выполняют следующие функции:

 1) формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;

3) контролируют финансово—хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

 Местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач  имеют большое значение, поскольку  они распределяют государственные  средства на содержание и развитие  социальной инфраструктуры общества.

 В состав собственных  доходов местных бюджетов входят:

1) местные налоги и сборы:

 а) земельный налог;

 б) налог на имущество физических лиц;

 в) налог на рекламу;

 г) налог на наследство или дарение;

 д) местные лицензионные сборы;

2) доходы от приватизации, в том числе:

 а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

 б) доходы от продажи земли;

 в) доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

 В главные регулирующие  доходы местных бюджетов входят  отчисления:

1) от налога на добавленную стоимость;

2) от акцизов;

3) от налога на прибыль предприятий;

4) от подоходного налога с физических лиц. Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека.

Бюджет субъекта РФ и  свод бюджетов муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ, и образуют консолидированный  бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ также образуют консолидированный  бюджет РФ.

 В соответствии со  статьей 6 БК РФ, консолидированный  бюджет– это свод бюджетов  всех уровней, который включает  в себя федеральный бюджет  и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Консолидированный  бюджет субъекта РФ включает  региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

 Термин «консолидированный  бюджет» был включен также  в Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного  процесса РСФСР» от 10 октября  1991 г в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует.

 В бюджетном планировании  используются показатели консолидированных  бюджетов. Объемы консолидированных  бюджетов административно—территориальных  преобразований принимаются в  расчет при определении размеров  дотаций и величины нормативов  отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов РФ.

 Роль консолидированных  показателей важна при проведении  анализа формирования и использования  централизованного финансового  фонда страны.

 Сводное финансовое  планирование невозможно без  расчета показателей консолидированных  бюджетов. Из консолидированных  бюджетов берутся показатели  сводного финансового баланса  государства и территориальных  сводных финансовых балансов. В  доходной части баланса используются  данные: налог на добавленную  стоимость и акцизы, налог на  имущество, подоходный налог,  налоги на внешнюю торговлю, средства  бюджетных целевых фондов и  т. д.

 Расходная часть  включает: расходы на социально—культурные  мероприятия, которые финансируются  за счет бюджета, затраты на  государственные инвестиции, государственные  дотации, расходы на науку из  бюджета, на оборону, расходы  на содержание правоохранительных  органов, органов власти, судов  прокуратуры и др.

 Показатели консолидированного  бюджета играют большую роль  в перспективном планировании  в целом и перспективном финансовом  планировании в частности. Финансовые  показатели, в основе которых  лежат показатели консолидированных  бюджетов, используются при разработке  прогнозов экономического и социального  развития государства и территорий.

 Показатели консолидированных  бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные  виды обеспеченности жителей  страны и ее территорий.

 

 

  1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

    1.  Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения.

 

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для  финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

 В процессе составления,  утверждения и исполнения бюджетов  могут иметь место сбалансированность  доходов и расходов, превышение  расходов над доходами - дефицит  бюджета, превышение доходов над  расходами - профицит бюджета.  Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной.  В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

Информация о работе Дефицит государственного бюджета