Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Определение бюджета и его функции 5
Виды бюджета и принципы построения 8
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения 17
Виды финансирования бюджетного дефицита 20
Концепции регулирования бюджета 23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сущность государственного долга и его формы 27
Методы регулирования государственного долга 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

Третья концепция связана  с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности  бюджета - на ежегодной или на циклической  основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным  сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет  так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы  в сравнении с высшей степени  нежелательными альтернативами продолжительных  спадов или устойчивой инфляции. Федеральный  бюджет является - во-первых, и прежде всего - инструментом достижения и поддержания  макроэкономической стабильности. Правительство  не должно сомневаться, идя на ведение  любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Вторая и третья концепции  лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит  и опирающейся на потенциал денежного  хозяйства страны. Такая политика предполагает:

- наличие  четкой программы финансовых  мероприятий в рамках денежного  потенциала страны;

- контроль  за развитием бюджетного дефицита  и поиск источников его покрытия;

              - выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

    Однако при  всей привлекательности политики  бюджетного дефицита, крупные дефициты  приводят к значительным отрицательным  последствиям даже для богатых  в экономическом отношении стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ,ФОРМЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

    1.  Сущность государственного долга и его формы 

 

  Под государственным  долгом в общем случае понимается  величина накопленного бюджетного  дефицита, которая была покрыта  путем выпуска и размещения  долговых обязательств. Таким образом,  государственный долг представляет  собой совокупность долговых  обязательств исполнительных органов  власти перед физическими и  юридическими лицами, иностранными  государствами, международными организациями  и иными субъектами международного  права.

    Если бюджет  был исполнен с дефицитом, это  означает рост номинальной величины  государственного долга. Если  размер долга слишком велик,  из года в год растут расходы  на его обслуживание. В результате  дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи  расходов. С негативными последствиями  чрезмерной задолженности Россия  в полной мере столкнулась  в 1990-х гг. Однако само по  себе наличие большого государственного  долга не является показателем  критического состояния экономики.  Долг многих развитых стран  (в том числе США) существенно  превышает российский не только  в абсолютном выражении, но  и в соотношении с ВВП. Главный  вопрос заключается в эффективности  управления этими обязательствами. 

   В доказательство  того, что крупный государственный  долг не может привести государство  к банкротству, лишив его возможности  выполнять свои финансовые обязательства,  данная часть экономистов приводит  три причины:

 Рефинансирование. Когда  подходит ежемесячный, например, срок выплаты части долга правительство  рефинансирует свой долг: оно  продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

Налогообложение. Повышение  налогов для правительства –  один из способов получить достаточные  доходы для выплаты процентов  и общей суммы государственного долга.

Создание денег. Правительство  вправе печатать деньги, которыми можно  выплатить и основную часть долга  и проценты по нему.

Однако не верно, будто  государственный долг мало беспокоит  экономистов. Крупный долг действительно  может породить реальные проблемы. Уровень государственного долга  требует осуществления ежегодных  процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные  выплаты процентов должны производиться  из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут  погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к  инвестициям, к работе. Существование  большого государственного долга может  подорвать экономический рост. Отношение  процентных платежей к размеру ВНП  показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты  процентов по долгу. Поэтому некоторые  экономисты обеспокоены тем фактом, что этот показатель резко увеличивается  в последние годы.  Также большой  внутренний долг отпугивает иностранных  инвесторов и порождает у населения  страны неуверенность в будущем.

В России государственный  долг может существовать в следующих  формах:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные ценные бумаги;

- договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;

- соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности  имуществом. При этом федеральное  Правительство не несет ответственности  по обязательствам субъектов Федерации  и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда  им были предоставлены государственные  гарантии.

И в зависимости от сроков погашения выделяются следующие  виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для  обязательств муниципального образования  определен максимальный срок погашения 10 лет.

     Государственный  долг подразделяется на внешний  и внутренний. Критерием такого  деления в России является  вид валюты, в котором представлены  те или иные обязательства  государства. В соответствии с  определением, закрепленным в Бюджетном  кодексе РФ, внешний долг —  это обязательства, возникающие  в иностранной валюте. Под внутренним  долгом понимаются обязательства,  выраженные в валюте Российской  Федерации (в рублях).

 В трактовке федерального  закона от 26 декабря 1994г. №76 «О  государственных внешних заимствованиях  РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным  государствам, и их юридическим  лицам и международным организациям»,  утратившего силу при введении  в действие Бюджетного кодекса,  использовалось иное определение:

«Государственными внешними заимствованиями РФ – привлекаемые из иностранных источников (иностранных  государств, их  юридических лиц  и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга.

Под государственным займом понимается передача в собственность  государства денежных средств, которые  государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой  процента на сумму займа. Займы используются для покрытия бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное  правительство, так и региональные администрации, а также местные  органы власти.

Государство может прибегать  к займам как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении  экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и  организационную подготовку. Экономическое  обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением  займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление  различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение  затрат с ожидаемыми выгодами от использования  средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют  не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются  количественному измерению и  распределены во времени.

Инструментом заимствований  является эмиссия государственных  и муниципальных ценных бумаг. В  зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены  для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия  осуществляется в соответствии с  законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований.

В решении об эмиссии  отражается следующая информация:

1) сведения об эмитенте  ценных бумаг;

2) объем и условия  эмиссии;

3) способ исполнения  обязательств по ценным бумагам.

Каждый выпуск ценных бумаг  сопровождается публикацией условий  займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых траншами. После того, как государственный  заем выпущен в обращение, изменение  его условий (сроков обращения, размера  процентных платежей) не допускается.

В России действует единая система учета и регистрации  государственных заимствований. Выпуск ценных бумаг субъектов Федерации  и муниципальных образований  регистрируется в Министерстве финансов. Информация о заимствованиях и других обязательствах в течение трех дней с момента их возникновения должна быть внесена в государственную  долговую книгу.

В соответствии с экономической  классификацией бюджетных расходов погашение государственного долга  относится к капитальным расходам, а его обслуживание — к текущим. Расходы по обслуживанию долга включают в себя выплату процентов по долговым обязательствам, дисконт по дисконтным ценным бумагам и др. Они показываются как отдельный раздел в составе  функциональной классификации расходов бюджета.

Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для  экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством предусматриваются  различные механизмы, направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.

В законе о бюджете ежегодно утверждаются предельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределы  внешних заимствований. Общие требования к предельным объемам внешних  заимствований Российской Федерации  таковы: заимствования не должны превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. При этом Правительство  вправе осуществлять займы сверх  установленного лимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяет сократить  расходы по его обслуживанию. Максимальный объем долга субъекта Федерации  и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Эмиссию государственных  ценных бумаг можно проводить  только в том случае, если законом  о бюджете утверждены предельные размеры государственного долга  и объема заемных средств, используемых для финансирования бюджетного дефицита. Для субъектов федерации предельный объем заемных средств, направляемых на покрытие дефицита, не должен быть больше 30% от объема доходов регионального  бюджета (без учета финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня и  займов, привлеченных в текущем году). Для муниципальных образований  это ограничение составляет 15% от доходов местного бюджета.

Программа государственных  внешних заимствований представляет собой перечень внешних займов бюджета. В ней указываются цели займов, их источники, сроки возврата; общий  объем привлекаемых средств; средства займа, использованные до начала года и объем заимствований в данном году. Программа включает договоры не только о новых займах. В ней  в обязательном порядке отражаются те соглашения, которые были заключены  ранее и не утратили своей силы.

Помимо детального плана  привлечения средств из зарубежных источников, законодательному утверждению  подлежит программа займов внутри страны.

Программа государственных  внутренних заимствований — это  перечень внутренних займов соответствующего бюджета на очередной финансовый год по формам и видам заимствований. Проект программы составляется исполнительной властью и передается на рассмотрение парламента одновременно с проектом бюджета, и далее она утверждается как приложение к закону о бюджете.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета