Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Определение бюджета и его функции 5
Виды бюджета и принципы построения 8
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения 17
Виды финансирования бюджетного дефицита 20
Концепции регулирования бюджета 23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сущность государственного долга и его формы 27
Методы регулирования государственного долга 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

- рост государственных расходов  в связи со структурной перестройкой  экономики и увеличения инвестиций;

- чрезвычайные обстоятельства (стихийные  бедствия, войны и т.п.), вызывающие  рост непредвиденных расходов  на их покрытие;

- кризисные явления в экономике,  развал и неэффективность финансовой  системы.

     Сам по  себе дефицит бюджета не может  быть чем-то чрезвычайно негативным  для развития экономики и динамики  жизненного уровня населения.  Даже самые экономически развитые  страны, как правило, постоянно  имеют дефицитный бюджет. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Известный английский экономист Дж. Кейнс и его последователи в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовали проводить политику дефицитного финансирования, которая представляет собой способ государственного регулирования экономики. По их мнению, любое увеличение государственных расходов (в т.ч. военных) дает мультиплицирующий толчок экономическому росту в условиях присущей рыночной экономике недогрузке производственных мощностей и резервной армии труда.

 Если же правительство  не имеет четкой программы  экономического развития, а превышение  расходов над доходами допускает  с целью латания финансовых  дыр, субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту  отрицательных моментов в развитии  экономики, главным из которых  является усиление инфляционных  процессов.

  Бюджетный дефицит  достаточно сложно сокращать  в силу ряда причин. Объем обязательств  по осуществлению расходов, которые  принимает на себя государство,  очень велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие  из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной  мерой и затрагивает интересы  влиятельных структур. Некоторые  расходы носят чрезвычайный характер  и могут внезапно увеличиваться.  Находить же новые источники  пополнения доходной части бюджета  гораздо сложнее: рост налогов  негативно сказывается на деловой  активности в экономике, способствует  большему уклонению от налогообложения;  приватизация государственной собственности  дает лишь разовое поступление  денег в казну. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

  Часть экономистов  считает, что значение государственного  долга заключается в перекладывании  тяжести его возвращения на  будущие поколения налогоплательщиков.

Когда придет время возвращения  основной суммы долга и накопленных  процентов, граждане столкнутся с трудным  выбором: либо они должны платить  более высокие налоги, либо согласиться  с уменьшением расходов правительства, либо выбрать какое-то сочетание  этих мер. В сущности, дефицит бюджета  и государственный долг означает, что правительство позволяет  налогоплательщикам переложить оплату некоторых государственных расходов на будущие поколения. “Наследование” отеческих долгов означает неизбежное снижение уровня жизни подрастающих граждан.

Кроме прямого воздействия, бюджетный дефицит имеет и  другие макроэкономические последствия. Так как он представляет собой  отрицательные общественные сбережения: национальные сбережения уменьшаются. Сокращение национальных сбережений ведет  к увеличению реальной ставки процента и снижению уровня инвестиций, что  означает неизбежное уменьшение накопленного капитала и, соответственно, падение  производительности труда, реальной заработной платы и объема производства товаров  и услуг в экономике. Таким  образом, долгосрочный результат возрастания  государственного долга состоит  в снижении доходов субъектов  экономики и одновременном увеличении налогового бремени.

Другая часть экономистов  считает, что проблема дефицита бюджета  и государственного долга излишне  преувеличивается. Хотя государственный  долг означает возрастание налогового бремени для подрастающих поколений, оно не существенно со средним  размером дохода индивида в течении  жизни. Сначала нужно определить кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ: в основном самим себе. Большая часть правительственных  облигаций размещена внутри страны, то есть она находится в руках граждан и организаций. Таким образом государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Однако часть государственного долга – внешний долг действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является “задолженностью самим себе”, и фактически выплата процентов и основной суммы требует передачи части реального продукта страны другим государствам.

    Наличие крупного  бюджетного дефицита было основной  проблемой российской бюджетной  системы в 1990-х гг. в период  активных экономических преобразований. Начиная с 2000 г. федеральный  бюджет стал профицитным за  счет опережающего роста доходов  по сравнению с расходами.

    Когда бюджет  принимается с дефицитом, в  законе о бюджете необходимо  предусмотреть источники его  финансирования. К ним относятся  различные виды заемных средств,  которые привлекаются государством  с финансовых рынков.

 

    1.  Виды финансирования бюджетного дефицита.

 

  Различают следующие  виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты  центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран  накладывает жесткие ограничения  на его использование. В ряде стран  кредитование правительства центральным  банком запрещено. Но даже если прямого  запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних  случаях. Дело в том, что при таком  подходе центральный банк увеличивает  денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных  обязательств, которые размещаются  на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении  определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Однако перераспределение  денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в  реальный сектор экономики. В итоге  происходит вытеснение средств в  сферу финансовых операций, снижается  инвестиционная активность, что негативно  сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных  займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и  ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также  международных финансовых организаций  — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции  и развития (МБРР) и др.

Выделяются следующие  источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Внутренние источники:

кредиты, полученные от кредитных  организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

Внешние источники:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

кредиты в иностранной  валюте, полученные от правительств иностранных  государств, банков, фирм, международных  финансовых организаций.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также  подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся  государственные займы путем  выпуска ценных бумаг от имени  субъектов РФ, бюджетные ссуды  от других уровней бюджетной системы  и кредиты, полученные от кредитных  организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных  займов и кредитов, полученных от кредитных  организаций.

По российскому законодательству бюджетный дефицит может финансироваться  только на долговой основе. Кредиты  Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных  долговых обязательств при их первичном  размещении не могут быть источниками  финансирования дефицита бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета, как правило, не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

    Дефицит бюджета  субъекта РФ не может быть  больше пяти процентов от объема  его доходов без учета финансовой  помощи из федерального бюджета.  При этом доходы бюджета должны  полностью покрывать его текущие  расходы. Источники финансирования  дефицита региональных бюджетов  могут использоваться только  на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять  на обслуживание и погашение  долга субъектов РФ.

    Ограничение  на размер дефицита местного  бюджета — не более трех  процентов от объема доходов  без учета финансовой помощи  из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы. Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

    Следует отметить, что бездефицитность бюджета  еще не означает здоровья экономики.  Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри  самой финансовой системы, какие  изменения воспроизводственного  цикла отражает дефицит бюджета.

 

    1.  Концепции регулирования бюджета.

 

  Выделяют три основных  концепции регулирования бюджета.

  Первая концепция  базируется на том, что бюджет  должен быть ежегодно сбалансирован.  До "Великой депрессии" 30-х годов  ежегодно балансируемый бюджет  общепризнано считался желанной  целью государственных финансов  и финансовой политики. Однако  при более тщательном рассмотрении  этой проблемы становится очевидным,  что ежегодно балансируемый бюджет  в основном исключает или в  значительной степени уменьшает  эффективность фискальной политики  государства, имеющей антициклическую,  стабилизирующую направленность. Хуже  того, ежегодно балансируемый бюджет  на самом деле углубляет колебания  экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается  с длительным периодом безработицы.  Доходы населения падают. Налоговые  поступления в бюджет автоматически  сокращаются. Стремясь непременно  сбалансировать бюджет, правительство  должно либо повысить ставки  налогов, либо сократить государственные  расходы, либо использовать сочетание  этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

На другом примере можно  показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать  инфляцию. В условиях инфляции, при  повышении денежных доходов автоматически  увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство  должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что  следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка  идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован  в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и  одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован  в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной  политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять  спаду, правительство должно снизить  налоги и увеличить правительственные  расходы, тем самым сознательно  вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема  правительство повышает налоги и  правительственные расходы. Возникающее  на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство  проводит позитивную антициклическую  политику и одновременно балансирует  бюджет, но не на ежегодной основе, а  за период в несколько лет. Но в  данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит  в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета