Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа
Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.
ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Определение бюджета и его функции 5
Виды бюджета и принципы построения 8
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения 17
Виды финансирования бюджетного дефицита 20
Концепции регулирования бюджета 23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сущность государственного долга и его формы 27
Методы регулирования государственного долга 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
- рост государственных расходов
в связи со структурной
- чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;
- кризисные явления в экономике,
Сам по
себе дефицит бюджета не может
быть чем-то чрезвычайно
Если же правительство
не имеет четкой программы
экономического развития, а превышение
расходов над доходами
Бюджетный дефицит
достаточно сложно сокращать
в силу ряда причин. Объем обязательств
по осуществлению расходов, которые
принимает на себя государство,
Часть экономистов
считает, что значение
Когда придет время возвращения
основной суммы долга и накопленных
процентов, граждане столкнутся с трудным
выбором: либо они должны платить
более высокие налоги, либо согласиться
с уменьшением расходов правительства,
либо выбрать какое-то сочетание
этих мер. В сущности, дефицит бюджета
и государственный долг означает,
что правительство позволяет
налогоплательщикам переложить оплату
некоторых государственных
Кроме прямого воздействия,
бюджетный дефицит имеет и
другие макроэкономические последствия.
Так как он представляет собой
отрицательные общественные сбережения:
национальные сбережения уменьшаются.
Сокращение национальных сбережений ведет
к увеличению реальной ставки процента
и снижению уровня инвестиций, что
означает неизбежное уменьшение накопленного
капитала и, соответственно, падение
производительности труда, реальной заработной
платы и объема производства товаров
и услуг в экономике. Таким
образом, долгосрочный результат возрастания
государственного долга состоит
в снижении доходов субъектов
экономики и одновременном
Другая часть экономистов
считает, что проблема дефицита бюджета
и государственного долга излишне
преувеличивается. Хотя государственный
долг означает возрастание налогового
бремени для подрастающих поколений,
оно не существенно со средним
размером дохода индивида в течении
жизни. Сначала нужно определить
кто является держателем государственного
долга, кому мы должны? Ответ: в основном
самим себе. Большая часть
Наличие крупного
бюджетного дефицита было
Когда бюджет
принимается с дефицитом, в
законе о бюджете необходимо
предусмотреть источники его
финансирования. К ним относятся
различные виды заемных
Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.
Денежное финансирование
означает, что для покрытия бюджетного
дефицита правительство получает кредиты
центрального банка или напрямую
продает ему свои долговые обязательства.
Этот метод имеет существенные недостатки,
поэтому законодательство многих стран
накладывает жесткие
В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит.
Однако перераспределение
денежной массы имеет и негативные
последствия. Поскольку выпущенные
обязательства гарантированы
Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.
Выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Внутренние источники:
кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;
Внешние источники:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.
Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;
Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.
По российскому
Размер дефицита федерального
бюджета, как правило, не может превышать
суммарный объем бюджетных
Дефицит бюджета
субъекта РФ не может быть
больше пяти процентов от
Ограничение на размер дефицита местного бюджета — не более трех процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы. Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
Следует отметить,
что бездефицитность бюджета
еще не означает здоровья
Выделяют три основных
концепции регулирования
Первая концепция
базируется на том, что бюджет
должен быть ежегодно
На другом примере можно
показать, как стремление ежегодно
балансировать бюджет может стимулировать
инфляцию. В условиях инфляции, при
повышении денежных доходов автоматически
увеличиваются налоговые
Основной вывод ясен:
ежегодно балансируемый бюджет не является
экономически нейтральным. Несмотря на
эту и другие проблемы, во многих
странах существует значительная поддержка
идеи принятия конституционной поправки,
предусматривающей ежегодное
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.