Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Определение бюджета и его функции 5
Виды бюджета и принципы построения 8
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятие бюджетный дефицит, причины возникновения 17
Виды финансирования бюджетного дефицита 20
Концепции регулирования бюджета 23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сущность государственного долга и его формы 27
Методы регулирования государственного долга 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

В программе внутренних заимствований отражаются соглашения о займах, которые будут заключены  в следующем бюджетном периоде, а также все действующие договоры предыдущих лет. Программа содержит следующие основные разделы:

государственные ценные бумаги (привлечение средств и погашение  основной суммы задолженности);

погашение иных долговых обязательств (векселей Министерства финансов, государственных долговых товарных обязательств, компенсация  сбережений, исполнение государственных  гарантий);

отдельно показывается предоставление государственных гарантий, которое отражает объем неявных  обязательств бюджета.

Чистые внутренние заимствования  рассчитываются как разница между  суммой привлеченных средств и погашенных обязательств (основной суммы задолженности  по ценным бумагам и иных долговых обязательств). Они характеризуют  дополнительный объем средств, проступивший в бюджет за счет выпуска займов.

Государственная гарантия — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, при котором государство-гарант дает обязательство полностью или  частично отвечать за исполнение лицом, которому предоставляется гарантия, обязательства перед третьими лицами. Гарантия должна выдаваться в письменной форме, в противном случае она  является недействительной. Государство  несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Его обязательство перед третьим  лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. При  этом государство вправе потребовать  от получателя гарантии полного возмещения той суммы, которая была уплачена третьему лицу.

Примеры из экономической  истории России и других стран (в  том числе, Латинской Америки) показывают, что чрезмерные объемы выданных гарантий несут серьезную угрозу для бюджетной  системы. Поэтому с принятием  российского Бюджетного кодекса  процедура их предоставления и учета  была существенно упорядочена. Общая  сумма гарантий учитывается в  составе государственного долга как отдельный вид обязательств. Эти обязательства учитываются в особом порядке и не рассматривают как источник финансирования дефицита бюджета. Предельные объемы государственных гарантий (отдельно в национальной и иностранной валюте) утверждаются в составе закона о бюджете.

 

    1.  Методы регулирования государственного долга.

 

Если экономическое  положение страны достаточно устойчиво, и программа займов имеет четкое экономическое обоснование, государственный  долг не несет угрозы для стабильности бюджетной системы. Однако в чрезвычайных ситуациях государство может  столкнуться с дефолтом. Дефолт означает отказ правительства от своих  долговых обязательств или нарушение  графика выплат по ним в одностороннем  порядке, без согласования с держателями  этих обязательств. Целью его является снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению долга, ложащейся  на государственный бюджет. Это явление  схоже с банкротством фирм, но отличается от него отсутствием формализованных  правил и процедур наложения взысканий, в том числе через судебную систему.

Дефолт имеет множество  отрицательных последствий, в первую очередь социальных и политических. Рейтинг страны как заемщика резко  падает, подрывается доверие к  политике правительства как внутри страны, так и за рубежом. Серьезно ухудшается инвестиционный климат. Отказ  правительства от обязательств, размещенных  за рубежом, может привести к международной  изоляции страны. Практически останавливается  приток иностранного капитала, инвесторы  стремятся вывести свои активы за рубеж. Растет политическое давление на правительство со стороны стран-кредиторов.

Наиболее крупным дефолт был объявлен в 1990г. в Бразилии. Дефолт имел место и в России в 1998г., когда  резко обесценился рубль и  уменьшились реальные доходы населения.

Чтобы предотвратить дефолт, правительство может использовать более мягкое решение проблемы задолженности  — реструктуризацию долга.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение  долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой  указанных долговых обязательств иными  долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может  быть осуществлено частичное списание суммы основного долга (ст. 105 Бюджетного кодекса РФ).

 На практике могут  применяться различные схемы  реструктуризации, наиболее распространенная  из которых — это схема «долг-долг».  Она заключается в том, что  государство обменивает один  вид долговых обязательств на  другой, для которого установлены  иные условия обслуживания и  сроки погашения. Примером может  служить обмен краткосрочных  обязательств на средне- или долгосрочные, который сопровождается рядом  условий в пользу инвесторов. Это позволяет отсрочить выплату  основной суммы долга и снизить  текущую долговую нагрузку на  бюджет.

В условиях долгового кризиса  реструктуризация задолженности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку  предоставляет должнику возможность  отсрочки выплаты долга, изменения  графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Одним из основных условий  реструктуризации внешнего долга выступает  нахождение государства-должника на грани  банкротства. В частности, внешние  кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую  Международным валютным фондом, программу  совершенствования системы государственного управления, программу повышения  эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга  в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в  кредитном договоре, и др.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного  объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства  соглашением сторон о замене первоначального  кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает  иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава  обязательства.

Новация может коснуться  и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство  долга, возникшего из любого другого  основания, например купли-продажи, аренды имущества, и наоборот. В частности, в 1993 г. государства - бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные  долги перед Российской Федерацией в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов; в 1995 - 1996 гг. государственный  долг Российской Федерации перед  странами - членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался  поставками российских товаров.

Пролонгация государственного долга означает продление срока  действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора  другим. Данный метод регулирования  государственного долга может выражаться в продаже государством своей  дебиторской задолженности третьим  лицам.

Консолидация - государственного долга производится путем продления  срока действия кратко и среднесрочных  займов или путем унификации ранее  выпущенных кратко и среднесрочных  займов в один долгосрочный заем. Так  формируется консолидированный  долг как часть общей суммы  государственной задолженности  в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что  отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной  задолженности с помощью выпуска  новых займов называется рефинансированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделанная работа позволяет  сделать вывод о том, что современная  экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам  дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это  является существенной проблемой практически  для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени  зависит от формирования доходов  и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов  и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей  задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

В ходе рассмотрения  таких  понятий как бюджетный дефицит  и государственный долг можно  сделать следующие выводы:

-  дефицит бюджета  не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для   развития экономики  и динамики жизненного уровня  населения. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов  над доходами, направляются на  развитие экономики, используются  для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то  в будущем рост производства  и прибыли в них с лихвой  возместят произведенные затраты  и общество в целом от такого  дефицита только выиграет.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие в зависимости от экономического цикла. Прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга на экономическое развитие, следует осуществить соответствующие  просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и  долгосрочные последствия государственных  заимствований на макроэкономическое развитие.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Буневич К.Г.. Бюджетная система Российской Федерации. 

МИЭМП. 2010 г.

    1. Александров И.М.. Бюджетная система Российской Федерации.

Учебник. «Дашков и К». 2007 г.                                               

    1. Николаева Т.П.. Бюджетная система РФ. Московский

 международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2003 г.

    1. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации.

ЭКСМО. 2008 г.

5. Алехин Б.И.. Государственный долг. – М., 2006 г.

6  .    Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые

         тенденции и российская практика. – М., 2007 г.

7. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. 2006 г.

8.        Воронин Ю., Кабашкин В.: Управление государственным

                    долгом. Экономист 2006 г. №1.

9.       Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие 

           для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006 г.

10. Крохина, Ю.А. Финансовое право России.  М.: Норма, 2010 г.

11. Финансовое право. Учебник / под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Велби,   

          2009 г.

12. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для

 вузов. – Изд. 3-е,  перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дефицит государственного бюджета