Действующая практика лизинговых отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучения предмета и преимущества лизинга как современной формы финансирования инвестиций в основные фонды
В данной курсовой работе при изучении темы лизинга мною были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность лизинга, его формы и виды
Определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций
Выявить преимущества и недостатки лизинга перед другими альтернативными путями финансирования

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы лизинговой деятельности…………………….....4
1.1 Сущность лизинга, его виды, классификация лизинга…………….4
1.2 Рынок лизинговых услуг ………..………………………………..14
2 Действующая практика лизинговых отношений в России ………….21
2.1 Нормативно-правовые аспекты (Законы, ГК, правовые акты по лизингу)
……………………………………………………………………….……...21
3 Оценка финансирования капитальных вложений на примере ЗАО «Гарант»
………………………………………………………………………………..28
Заключение ………………………………………………………………...40
Список использованных источников …………………………………....41

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 102.98 Кб (Скачать файл)

продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.7

Поскольку отношения по договору лизинга являются разновидностью кредитных отношений, они реализуются на основе трех принципов:

1) возвратность, 2) платность и 3) срочность. 

В лизинге  как форме инвестирования ссудодатель  и заемщик используют капитал  не в «денежной» а в товарной форме. При этом реализуется система таких отношений, как поручение, аренда, купля-продажа, товарное кредитование, инвестирование, страхование и др. Таким образом, лизинг включает в себя кредитные, инвестиционные и арендные отношения.8

Для организации  целенаправленной практической работы  
по освоению лизинговых отношений важное значение имеет правильное определение возможных видов, форм и способов их реализации, тем более что мировая практика выработала многочисленные варианты лизинговых соглашений.

Однако  в экономической литературе пока нет ясности и  
однозначности в толковании видов лизинга, допускается смешение понятий. До сих пор не выработано четкой классификации и более или менее полного списка лизинговых отношений. Границы между ними не всегда должным образом обозначаются, и признаки того или другого вида в различной  
степени сочетаются в одном договоре.

Для дифференциации видов лизинга методом применяются различные критерии: форма организации сделки, продолжительность отношений, объем обязанностей стороны, особенности объектов лизинга и условия их амортизации, тип лизинговых платежей, отношение к налоговым льготам и сектор рынка, степень риска лизингодателя, состав участников лизинговой сделки и др. (приложение 1).9

В новой  редакции Закона о лизинге (ст. 7) по сфере рынка  
выделяется только две формы лизинга: внутренний и международный.

При осуществлении  внутреннего лизинга лизингодатель  и лизингополучатель являются резидентами  Российской Федерации.

При осуществлении  международного лизинга лизингодатель  или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.10

В зависимости  от состава участников (субъектов) сделки различаются следующие виды лизинга:

- двусторонний  лизинг (two-party leasing relationship) или прямой лизинг (direct  lease), или лизинг с одним инвестором (single investor lease). Лизинг квалифицируется как прямой или с одним инвестором, если лизингодатель обеспечивает покупку, как правило, за счет своих собственных средств или с помощью заимствования под собственное обеспечение лизингодателя.

При двустроннем прямом лизинге (рис.2) лизингодатель одновременно является производителем или поставщиком оборудования. Вместе с тем в лизинг передается оборудование, которое до этого не использовалось.

 




 



 



 



 

 

 

 

Рисунок. 2 Схема прямого лизинга

 

 

-косвенный лизинг предусматривает передачу имущества в  
лизинг через посредников (рис.3).

 

 

 

 



 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок. 3 Схема косвенного лизинга

 

В косвенном  лизинге участвуют, как минимум, три лица: промышленное предприятие, лизинговая компания и арендатор, но косвенный лизинг бывает и многосторонним.11

В законе выделено такое понятие как сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.12

1.2 Рынок лизинговых услуг

 

В настоящее  время в российской экономике  активно идут процессы появления и формирования новых, неразвитых или не существовавших ранее рынков. Одним из ярких примеров таких рынков может служить рынок лизинговых услуг.

В странах  с рыночной экономикой лизинг хорошо развит, многие предприятия, независимо от отраслевой принадлежности, размера, финансовых характеристик, активно пользуются этим финансовым инструментом. Лизинг обладает рядом существенных преимуществ, однако его нельзя считать панацеей, универсальным средством решения финансовых проблем. Объемы лизингового финансирования в развитых странах составляют в среднем около 30% всех инвестиций в реальные активы.

Развитие  рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера (недостаточная развитость фондового рынка, неготовность участников к восприятию лизинговой парадигмы и др.). Потенциал лизинга пока используется далеко не полностью. Однако рынок развивается очень динамично и демонстрирует интересные тенденции. Сейчас в России присутствуют и нерыночные формы лизингового бизнеса. Часть лизинговых фирм являлась (и является) «государственно ориентированными», их нельзя в полной мере считать субъектами рынка.

Определим границы отраслевого рынка для  рынка лизинговых услуг. Конечно, отраслевой рынок - это совокупность и лизингодателей и лизингополучателей. Выбор в пользу лизинга делает лизингополучатель, принимая решение о способе приобретения и финансирования долгосрочного актива. Однако структура рынка определяется поведением лизингодателей, т.е. лизинговых фирм, действующих на российском рынке, именно они формируют этот рынок. Такая особенность наблюдается и в России, и в других странах.

 

Опираясь на эмпирические данные мониторинга  рейтингового агентства «Эксперт РА», можно выделились ряд характеристик формирующейся структуры современного рынка лизинговых услуг в России.

К характеристикам  формирующейся структуры рынка можно отнести следующие.

Высокие темпы роста объемов лизинговых услуг, наблюдаемые в последние годы

Среди российских лизингополучателей доминируют средние  и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственные средства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это отражает существующую парадигму безусловного предпочтения собственности иным формам получения актива. Интересно отметить, что в других странах эта особенность не наблюдается.

Расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся доминировании столичных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах (при этом рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появления новых региональных).

По оценкам  многих участников рассматриваемого рынка, существенное преимущество имеют фирмы, ориентированные на производителей оборудования.

Такие лизинговые фирмы узко специализированы в своей  деятельности, предлагают широкий спектр дополнительных услуг, получают возможность использовать гибкие финансовые схемы

На 01.01.2012 году стоимость портфеля лизинговых услуг (по результатам анализа 135 компаний) достигла 1,86 трлн. руб. В результате, согласно данным «Эксперт РА»,  на начало 2012 года Россия переместилась на 5-е место в Европе по объемам лизинговых операций, тогда как еще год назад она находилась лишь на 11 месте. Высокий спрос на лизинговые услуги обеспечивает позитивную динамику объема заключенных контрактов.

Рост  объемов рынка способствовал  выходу на рынок новых игроков, в  том числе иностранных, что соответственно привело к обострению конкуренции между ними Лизинг, наряду с кредитованием, является одним из наиболее эффективных инструментов воспроизводства основных фондов.

На фоне нехватки «длинных» денег в банковском секторе, где срок кредита составляет в среднем 1–1,5 года, ряд налоговых  льгот и более длительные сроки  по договорам лизинга (в среднем 3–4 года) способствуют развитию рынка  лизинга в России. В результате доля новых лизинговых контрактов в  объеме инвестиций в основной капитал  за пять лет выросла более чем в два раза.

Объем реального нового бизнеса в 2011 году составил около 1,3 млрд.руб., а доля лизинга в ВВП - порядка 2,39%. Объем полученных за год лизинговых платежей составил 540 млрд. руб., объем профинансированных средств не менее 737 млрд. руб. Совокупный портфель лизинговых компаний по показателю объема лизинговых платежей к получению на 01.01.2012, согласно оценкам РА Эксперт, составил порядка 1,860 трлн. руб., увеличившись за год на 57,6 % (таблица 1).

 

Таблица 1– Основные показатели рынка лизинга в 2006-2011 гг.

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объём нового бизнеса, млрд. руб.

399,6 

997,5

720,0

315,0

725,0

1300,0

Объём полученных лизинговых платежей, млрд. руб.

136,0

294,0

402,8

320,0

350,0

540,0

Объем профинансированных средств, млрд. руб.

201,1

537,0

442,0

154,0

450,0

737,0

Совокупный  портфель лизинговых компаний, млрд. руб.

530,0

1202,0

1390,0

960,0

1180,0

1860,0


Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования  ЛК

 

При этом наибольшие объемы реальных новых сделок в 2011 г. пришлись на традиционные регионы - Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский. На их долю в совокупности приходится более 70% новых сделок. Южный и Сибирский регионы, вопреки заявлениям целого ряда лизингодателей остается, по-прежнему, областью низкой активности. ( График 1.)

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования  ЛК

 

Судя  по соотношению распределений лизинговых сделок по округам, произошло заметное увеличение активности лизинговых компаний в Уральском ФО и несколько меньшее - в Северо-Западном и Южном ФО. В уральской части портфелей лизинговых компаний доминируют грузовые вагоны, автотранспорт грузовой, оборудование для металлургии и телекоммуникационное оборудование. На северо-западном направлении в портфелях компаний превалируют грузовой и в меньшей степени легковой автотранспорт, строительная и дорожно-строительная техника, складское оборудование и древообрабатывающее оборудование. Портфели лизинговых компаний, относящиеся к Южному ФО сформированы, прежде всего, грузовым автотранспортом, погрузчиками, пищевым и холодильным оборудованием.

В Центральном  ФО основу бизнеса лизинговых компаний составляют легковой и грузовой автотранспорт, грузовые вагоны, строительная и дорожно-строительная техника, сельскохозяйственная техника  и продукция.

 В  Приволжье - грузовой автотранспорт,  грузовые вагоны, оборудование для  добычи полезных ископаемых, энергетическое  оборудование, пищевое и холодильное  оборудование, машиностроительная  техника. На Урале - грузовые  вагоны, легковой и грузовой автотранспорт,  телекоммуникационное оборудование  и оборудование для металлургии.  На Дальнем Востоке - грузовой  автотранспорт, суда, портовое оборудование, деревообрабатывающее оборудование, оборудование для добычи полезных  ископаемых и оборудование для  производства металлургии.

О благоприятных  перспективах для роста свидетельствует  произошедшее впервые за последние  несколько лет заметное увеличение темпов прироста объема профинансированных средств. Так, в 2009 году они составляли  -65%, а в 2010 составляли 192%.  В 2011 году, по оценкам они составили как минимум порядка 63,8%.

 Лидером российского рынка лизинговых услуг является лизинг железнодорожной техники и автотранспортных средств.

Высокая ликвидность данного вида имущества, а соответственно низкие риски форсировали  выход в сегмент лизинга грузового  и пассажирского автотранспорта подавляющей части лизинговых компаний. В 2011 году совокупная доля пассажирского и грузового автомобильного транспорта в общем объеме лизинговых контрактов составила порядка 16%.(таблица 2.)

Лизинг  автотранспорта начинает составлять конкуренцию  автокредитованию. В отличие от банка  лизинговая компания более лояльно  подходит к финансовым показателям  деятельности конкретного заемщика. Кроме того, в последнее время  широкое распространение получили пакетные программы лизинга автомобилей  для сотрудников компаний - лизингополучателей. Сотрудники компании получают автомобиль, например, взамен замораживания повышения  заработной платы на срок до трех лет, а компания - лизингополучатель –  необходимых сотрудников. При этом после окончания срока лизингового  договора сотрудник компании может выкупить автомобиль по остаточной стоимости через компанию - работодателя.

 

Таблица 2 – Структура рынка лизинга

 

 

      Предметы лизинга 

Доля в новом бизнесе в 2011 году. %

Доля в новом бизнесе в 2010 году. %

Прирост или сокращение объема сегмента. %

Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.2012.%

Железнодорожная техника

                 48,60

                 39,10

                  122,9

47,88

Грузовой автотранспорт

9,54

8,40

103,6

6.24

Авиционный транспорт

7,47

                  10,50

27,6

12,04

Легковые автомобили

6,22

7,10

57,0

3,98

Строительная техника

4,99

4,50

99,0

4,03

Здания и сооружения

2,68

3,20

50,1

2,72

Машиностроительное оборудование

2,67

1,60

199,4

2,10

Дорожно- строительная техника

2,61

3,40

37,5

1,96

Информация о работе Действующая практика лизинговых отношений в России