Денежно-кредитная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить цели, инструменты и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
Проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и перспективы ее развития.
Рассмотреть эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 Основные цели денежно-кредитной политики 7
1.2 Типы, виды и передаточный механизм денежно-кредитной политики 11
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики 12
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 17
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
3.2 Проблемы денежно-кредитной политики Республики Беларусь и пути их решения 42
3.3 Эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

курсовая по макре.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 58 с., 4 табл., 4 рис., 25 источников.

 

ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК

Объект исследования - денежно-кредитная политика государства.

Предмет исследования - инструменты денежно-кредитной политики, виды денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Цель работы – изучить цели, инструменты и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования  и разработки: проведен анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

 

Автор работы подтверждает, что приведённые в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

_____________

 

 

LE COMPTE RENDU

 

Le travail de cours : 58 s, 4 tab., 4 fig., 25 sources.

 

LES ARGENT, LA POLITIQUE MONÉTAIRE, LE SYSTÈME BANCAIRE, LA BANQUE NATIONALE, LA BANQUE D'AFFAIRES

L'objet de l'étude – la politique monétaire.

L'objet de l'étude – les outils de la politique monétaire, les aspects de la politique monétaire et la particularité de la politique monétaire dans la République de Biélorussie..

Le but du travail – étudier les buts, les outils et l'efficacité de la politique monétaire de la République de Biélorussie.

Les méthodes de l'étude: les descriptions, la systématisation, les classifications, la méthode analytique, la méthode de l'analyse comparative, statistique, graphique, la méthode de la collecte des faits.

Les études et les élaborations: on passe l'analyse de la politique monétaire dans la République de Biélorussie, dans le résultat de qui on met en relief les problèmes principaux, on propose les voies principales de leur décision.

 

L'auteur du travail confirme qu'amené dans elle le document rastch±tno-analytique reflète correctement et objectivement l'état du procès étudié, а tout emprunté de la littérature et d'autres sources les positions théoriques méthodologiques et les conceptions sont accompagnées par les références à leurs auteurs.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

 Кредитно-денежная политика государства — комплекс экономических мер, применяемых правительством для создания неинфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. Объектом кредитно-денежной («монетарной») политики является соотношение спроса и предложения на денежном рынке; основной институт, реализующий кредитно-денежную политику, — центральный банк.

 Наиболее эффективными инструментами регулирования денежной массы считаются: операции на открытом рынке, политика учетной ставки, изменения нормы обязательных резервов.

 Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

 В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются Национальный банк Республики Беларусь, центральный банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии. Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

 Регулирующая деятельность Национального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

 Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.

 Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Поэтому тема данной курсовой работы несомненно является актуальной.

Объект исследования – экономика Беларуси.

Предмет исследования –  денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Цель исследования –  изучить цели, инструменты и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
  2. Проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и перспективы ее развития.
  3. Рассмотреть эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

В основе методологии  исследования лежат законодательные  акты, нормативные документы Национального  банка Республики Беларусь.

В курсовой работе применялись  методы сравнительного и системного, методы обобщения и синтеза, экономико-математические методы.

Источниками для написания  курсовой работы являются материалы, почерпнутые  в статистических сборниках, учебной  и научной литературе, периодической  печати.

 

1 Необходимость, сущность и содержание денежно-кредитной политики

1.1 Основные цели денежно-кредитной политики

 

 

 Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временно свободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также совокупность кредитных институтов, способных мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, и, в конечном счете - в инвестиции. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д. Изначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время к этой функции постепенно добавились еще две: контроль за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков [8, c.14].

 Сфера деятельности частных банков – это широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами, размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросам и т.п. Наличие в рыночной экономике коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение денег в период инфляции, так как им это выгодно, и сокращают в период депрессии, способствуя тем самым усилению циклического развития. Их нерегулируемая деятельность приводит к колебаниям деловой активности. Поэтому за деятельностью частных банков необходим контроль государства. Такой контроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной политики.

 Под денежно-кредитной политикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы [10, c.57].

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Цели денежно-кредитной  политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.

Стратегические цели – это ключевые цели в общегосударственной экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т.п..

Стратегические цели являются долгосрочными целями, они не измеряются непосредственно как денежные величины и не являются индикаторами денежного рынка.

Для их достижения центральные банки разрабатывают промежуточные цели.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной  политики осуществляется по таким критериям:- тесная взаимосвязь со стратегическими  целями;- возможность четкого количественного  выражения;- легкость осуществления контроля и оперативного влияния со стороны центрального банка.

Промежуточные цели денежно-кредитной  политики – это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка и позволяют таким образом отслеживать общие макроэкономические тенденции. Так, если целью общегосударственной экономической политики определен экономический рост при сокращении безработицы, то промежуточной целью в этом случае должно быть оживление экономической конъюнктуры. Промежуточные цели дополняют стратегические и конкретизируют их.

Особенностью промежуточных целей  является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может  быть доказано их эффективность. Например, активизация конъюнктуры рынка путем роста денежной массы или снижение процентных ставок в краткосрочном периоде может вызвать рост спроса и цен и лишь при условии, что эти мероприятия активизируют инвестиционные процессы, рост производства. Возможно также обеспечить увеличение предложения, которое, в свою очередь, должен остановить рост цен и стабилизировать их, но для этого необходимый продолжительный период времени.

Тактические цели состоят в регулировании ключевых экономических переменных через банковскую систему на основе управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.

Основными признаками тактических  целей является краткосрочность  их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями центрального банка и многоплановость. Эти особенности значительно усложняют выбор методов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики государства.

При выборе тактических целей важно  принимать во внимание такие характеристики последних:- возможность измерения достигнутых результатов;- возможность осуществления оперативного контроля;- возможность оперативного влияния на соответствующие экономические процессы.

Если изменение денежной массы  влияет на смену совокупного спроса и макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут повлиять не только на совокупный спрос, а и на интересы отдельных экономических субъектов и обусловить существенные структурные изменения в экономике.

В связи с этим выполнение основных регулятивных задач зависит  от правильного объединения тактических  целей. Например, через изменение  процентной ставки и валютного курса  можно нейтрализовать инфляционное давление от роста денежной массы  в обращении.

Обсуждая направления  денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральных  банков различных государств постоянно  ссылаются на шесть ее основных целей:

  1. Высокий уровень занятости;
  2. Экономический рост;
  3. Стабильность цен;
  4. Стабильность процентной ставки;
  5. Стабильность на финансовых рынках;
  6. Стабильность валютного рынка [16, c.41].

Высокий уровень занятости  – это достойная цель по двум основным причинам: 1. высокий уровень  безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2. при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).

Желательность высокого уровня занятости  вполне очевидна. Может казаться, что  полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица  равна нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным на время ее поиска.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ