Денежно-кредитная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить цели, инструменты и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
Проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и перспективы ее развития.
Рассмотреть эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 Основные цели денежно-кредитной политики 7
1.2 Типы, виды и передаточный механизм денежно-кредитной политики 11
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики 12
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 17
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
3.2 Проблемы денежно-кредитной политики Республики Беларусь и пути их решения 42
3.3 Эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

курсовая по макре.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

1) все еще напряженное  финансовое состояние значительного  числа предприятий реального  сектора экономики, обусловливающее  высокие кредитные риски банков  и ограничивающее возможности  роста их ресурсной базы, а  также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.

Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных  доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты;

2) сохраняющаяся в  стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

3) недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

4) высокая материало-  и энергоемкость производства, сильная  зависимость его от конъюнктуры  цен на импортируемые топливно-энергетические  и сырьевые ресурсы, что негативно  отражается на состоянии платежного баланса страны;

5) ограниченность инвестиционных  ресурсов для обновления основных  фондов;

6) недостаточная инновационная  активность, отсутствие механизма  трансферта новых знаний и  технологий из-за рубежа, в том  числе путем привлечения иностранных  инвестиций.

Следует отметить, что  перечисленные и иные проблемы и  факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной  политики, негативно влияли и на функционирование банков.

К числу других факторов, сдерживающих развитие банковского  сектора, можно отнести:

- незначительную долю частного сектора в уставных фондах банков, что ограничивает их инвестиционную привлекательность, снижает уровень конкуренции и эффективность использования рыночных механизмов в организации деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных возможностей;

- невысокую эффективность  деятельности отдельных сегментов  банковского бизнеса, связанную  с реализацией крупными банками  государственных программ, а также  бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием  операций с бюджетными средствами, в совокупности с недостаточным уровнем бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания;

- высокие риски кредитования, связанные с недостаточно устойчивым  финансовым положением кредитополучателей  некоторых секторов экономики,  в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственными органами управления;

- наличие у банков  неоправданных рисков при выполнении  ими посреднических (агентских) функций  по обслуживанию внешних государственных  займов и принятии в полном объеме обязательств по возврату этих займов иностранным кредиторам;

- недостаточную развитость  корпоративного управления и  владельческого надзора в отдельных  банках, не учитывающую в полной  мере необходимость динамичного  и устойчивого развития банков и характеризующуюся отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций, что приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работы данных банков;

- низкую обеспеченность  банковского сектора долгосрочными  ресурсами, что в условиях высокой  инвестиционной активности банков, и в первую очередь при реализации  важнейших государственных программ, приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора, ограничению реальных возможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредиты экономике, а также к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком;

- недостаточное развитие  финансовых институтов долгосрочных  накоплений;

- неразвитость рынка  корпоративных ценных бумаг и  производных финансовых инструментов, что сдерживает как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностью банков.

Для предотвращения дальнейшего  развития негативных тенденций в  денежно-кредитной сфере, в том  числе давления на курс белорусского рубля, и сохранения государственных золотовалютных резервов Национальным банком были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики, а также ряд оперативных мер временного характера.

Вместе с тем в  банковской системе и денежно-кредитной  сфере сформировались проблемы, требующие безотлагательного решения для обеспечения выполнения высоких и напряженных параметров развития в среднесрочной перспективе.

Анализ существующих проблем позволил условно разделить  компетенцию их решений на две  составляющие.

  1. Принятие Национальным банком решений и реализация корректирующих мероприятий, которые должны осуществляться совместно с Правительством.
  2. Принятие Национальным банком решений, находящихся в его исключительной компетенции и позволяющих снизить нарастающие негативные последствия.

В целом в рамках данных направлений можно выделить несколько  блоков мероприятий, реализуемых в  настоящее время.

Первый блок мероприятий имеет ключевое значение. Они связаны с реализацией монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

В целях сохранения золотовалютных резервов Национальным банком и Правительством были предприняты оперативные регулирующие шаги, направленные на изменение условий  функционирования внутреннего валютного  рынка и снижение спроса на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, а также на повышение конкурентоспособности белорусского экспорта. В частности, для оперативного реагирования на неблагоприятные тенденции во внешней торговле Национальный банк допустил повышение стоимости валютной корзины. На 1 апреля стоимость корзины иностранных валют составила 1 118,27 бел. руб., увеличившись с начала года на 6%.

Данная мера позволила  снизить индекс реального эффективного курса белорусского рубля в феврале 2011 г. на 0,67% к февралю 2010 г. и на 2,42% — к декабрю 2010 г.

Кроме того, в марте  текущего года Национальным банком совместно  с Правительством принят комплекс мер, направленных на обеспечение первоочередного  и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для критических целей, выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также на сохранение золотовалютных резервов для реализации долговой политики государства.

Следует констатировать, что принятые Национальным банком и Правительством меры в полной мере не позволили нивелировать совокупное воздействие отрицательных факторов на ситуацию на валютном рынке и уровень государственных золотовалютных резервов в I квартале 2011 г. Вместе с тем в конце марта Национальный банк предпринял достаточный комплекс мер, и введение дополнительных мер по ужесточению регулирования валютного рынка нецелесообразно. В связи с этим Национа


Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ