Денежно-кредитная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить цели, инструменты и эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
Проанализировать денежно-кредитную политику Республики Беларусь и перспективы ее развития.
Рассмотреть эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 Основные цели денежно-кредитной политики 7
1.2 Типы, виды и передаточный механизм денежно-кредитной политики 11
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики 12
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 17
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
3.2 Проблемы денежно-кредитной политики Республики Беларусь и пути их решения 42
3.3 Эффективность денежно-кредитной политики Республики Беларусь 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

курсовая по макре.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Операции с иностранной  валютой нерезидентов с Национальным банком связаны с распределением таможенных пошлин в рамках Таможенного  союза.

Денежные агрегаты в январе – сентябре 2011 г. в Республике Беларусь формировались прежде всего под влиянием складывающихся макроэкономических условий (таблица 3.3).

Таблица 3.3 - Изменение широкой денежной массы и ее составляющих, млрд. рублей

Показатели 

01.01.2011

01.07.2011

01.08.2011

01.09.2011

01.10.2011

1. Наличные деньги в обороте  – М0

4 493.9

6 334.6

7 059.3

6 709.7

7 727.1

2. Переводные депозиты

9 169.0

10 467.1

10 566.0

11 311.7

11 280.6

2.1. Физических лиц

2 831.0

3 433.5

3 983.1

3 411.3

4 369.5

2.2. Юридических лиц**

6 338.1

7 033.6

6 582.9

7 900.5

6 911.1

Денежный агрегат – М1

13 662.9

16 801.8

17 625.3

18 021.4

19 007.6

3. Срочные депозиты

11 736.3

14 566.0

15 174.3

15 681.3

17 589.8

3.1. Физических лиц

6 979.9

6 687.1

6 978.6

7 047.9

7 972.7

3.2. Юридических лиц**

4 756.4

7 878.9

8 195.6

8 633.4

9 617.1

Денежная масса в национальном определении – М2

25 399.3

31 367.8

32 799.6

33 702.7

36 597.4

4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

1 025.8

1 160.5

1 505.0

1 720.6

2 043.9

Рублевая денежная масса – М2*

26 425.0

32 528.3

34 304.6

35 423.3

38 641.3

5. Депозиты в иностранной валюте

22 121.3

32 220.8

31 867.7

33 776.5

37 584.6

5.1 Переводные депозиты

5 051.9

8 258.4

7 788.1

9 256.6

10 368.1

5.1.1 Физических лиц

666.0

838.5

874.1

894.2

1 027.8

5.1.2. Юридических лиц**

4 385.8

7 419.9

6 914.0

8 362.3

9 340.4

5.2. Срочные депозиты

17 069.5

23 962.4

24 079.6

24 519.9

27 216.5

5.2.1. Физических лиц

12 480.4

16 465.4

16 686.8

17 096.4

18 899.5

5.2.2. Юридических лиц**

4 589.0

7 497.0

7 392.8

7 423.5

8 317.0

6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте

1 697.4

2 372.7

2 214.8

2 097.3

2 451.4

7. Депозиты в драгоценных металлах

16.4

107.9

114.6

196.5

242.9

Широкая денежная масса – М3

50 260.2

67 229.7

68 501.6

71 493.6

78 920.2


Параметры денежных агрегатов  в январе-сентябре 2011 г. формировались  в результате производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов  хозяйствования, а также денежных доходов, расходов и сбережений населения, роста инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов.

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 октября 2011 г. составила 38,6 трлн. рублей и за январь-сентябрь 2011 г. увеличилась на 46,2 процента.

Индекс потребительских  цен на товары и услуги в августе 2011 г. по сравнению с июлем текущего года составил 108,9%, с декабрем 2010 г. – 153,6%.

Рост цен на продовольственные  товары в августе 2011 г. по сравнению  с предыдущим месяцем дал 4,8% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 3,5%, на платные услуги – 0,6%  (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Изменение потребительских цен и цен производителей промышленной продукции в % к декабрю 2008 г.

В настоящее время  ситуация складывается следующим образом (таблица 3.4).

Таблица 3.4 - Индексы цен в Республике Беларусь (в процентах)

 

Август 2011 г. к

Январь-август 2011 г. к январю-августу 2010 г.

июлю

2011 г.

декабрю

2010 г.

августу

2010 г.

Индекс потребительских  цен

108,9

153,6

160,7

130,4

Индекс цен производителей промышленной  продукции

106,0

167,0

178,1

142,7

Индекс цен на строительно-монтажные  работы

106,7

145,8

152,7

128,0

Индекс тарифов на грузовые перевозки

101,2

170,9

173,9

119,4

Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

100,0

106,1

108,4

104,3


Базовый индекс потребительских  цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в августе 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. составил 111,1%, с декабрем 2010 г. – 164,4%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 112,6% и 165,6%, на непродовольственные товары – 111,2% и 170,5%, на платные услуги – 103,9% и 140,2% [19].

Индекс цен на продовольственные товары в августе 2011 г. по отношению к июлю 2011 г. составил 109,7%, к декабрю 2010 г. – 155,3%.

Изменение цен на продовольственные  товары в августе 2011 г. по сравнению  с предыдущим месяцем дало 4,8% прироста сводного индекса потребительских цен. В августе 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. выросли цены на сало в 1,5 раза, свинину (кроме бескостного мяса) – на 41,7%, полуфабрикаты мясные из говядины – на 31,5%, говядину первой категории – на 27,2%, колбасные изделия и копчености – на 17,6%, мясо птицы – на 12%. Рыба живая подорожала на 36,8%, маргарин – на 31,5%, масло растительное – на 29,4%, яйца куриные – на 18,7%, масло животное – на 11%, молоко и молочные продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, сельдь соленая, кондитерские изделия, консервы мясные и овощные, крупа пшенная, кофе, чай – на 7-10%, хлеб и хлебобулочные изделия, мука пшеничная – на 6,8%, макаронные изделия – на 4,5% [2, c.5].

Цены на картофель  снизились на 34,8%, свеклу – на 40,3%, морковь – на 30%, помидоры свежие – на 22,4%, лук репчатый – на 21,6%, капусту белокочанную свежую – на 17,6%. Огурцы свежие подорожали на 12,9%.

Яблоки подешевели на 20,8%, персики – на 16,9%, арбузы и  дыни – на 11,3%, бананы – на 7,2%, виноград – на 5,8%.

Ключевым фактором роста  цен на отечественные продукты питания является низкая эффективность агропромышленного комплекса, что обусловлено нерешенностью фундаментальных проблем, связанных с отношениями собственности и чрезмерным административным вмешательством. Как результат, цены на значительный ряд производимой сельскохозяйственной продукции уже сейчас выше, чем в ряде европейских стран, при более низкой стоимости труда, топлива и энергии.

Доводимые до предприятий  задания по объемам экспорта с  целью обеспечить приток валютной выручки на фоне падающего внешнего спроса на отечественные продовольственные товары, наряду с мерами по ограничению импортных поставок и выполнению задания по доле отечественных товаров в ассортименте розничной торговли, стимулируют рост внутренних цен [10].

Для большинства продовольственных товаров высока степень монополизации как их производства, так и стадий закупок сырья и материалов и сбыта, особенно внутри регионов. Наличие ряда ограничений на свободное перемещение товаров не только между, но и внутри регионов позволяет поддерживать монопольные цены на высоком уровне как со стороны производителей, так и со стороны розничной торговли.

Основной причиной роста  цен производителей промышленной продукции  явился рост издержек производства, прежде всего, материальных затрат, что было обусловлено, в первую очередь, девальвацией обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, а также повышением цен на импортируемые энергоносители. В ряде случаев предприятия для поддержания конкурентоспособности на внешних рынках используют стратегию более низких цен по экспортным операциям и более высоких цен на внутреннем рынке. В отраслях, где степень конкуренции на внутреннем рынке выше, цены на продукцию росли более низкими темпами [6, c.7].

В Национальном банке Республики Беларусь на практике учитывается ряд каналов денежного механизма. При этом последний, обеспечивая монетарными методами рост экономики, ориентирован прежде всего на ограничение инфляции, которое выступает одним из принципиальных условий выполнения прогнозируемых социально-экономических показателей.

Приоритетность именно этой цели обусловлена прежде всего  тем, что монетарные инструменты, непосредственно  регулирующие цену и объем денег, оперативнее воздействуют на элементы совокупного (платежеспособного) спроса предприятий и населения и, соответственно, на товарные цены. Совокупное предложение товаров и услуг, как вторая часть баланса спроса и предложения, реагирует на монетарные действия с более длительным временным лагом и в принципе в ином масштабе.

При этом, учитывая многофакторность инфляции и возможности воздействия на нее монетарными инструментами, для достижения поставленной конечной цели используется система промежуточных (монетарных) ориентиров – номинальный обменный курс белорусского рубля и показатель активной денежной массы – денежный агрегат М1.

В условиях открытой экономики, где доля внешней торговли во всем экономическом обороте велика, динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Соответственно Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран, применяет курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения цели по сдерживанию инфляции. Так, использование обменного курса белорусского рубля к российскому рублю как монетарного ориентира обусловлено тем, что Россия является основным внешнеторговым партнером Беларуси, доля которого во внешнеторговом обороте товаров и услуг составляет около 50%. Целесообразность же рассмотрения обменного курса белорусского рубля к доллару США в данном качестве определяется высокой долей USD в расчетах по внешнеторговым операциям и на внутреннем валютном рынке, а также в структуре валютных сбережений населения.

Использование показателя активной рублевой денежной массы, представленной высоколиквидными денежными средствами предприятий и населения, в качестве монетарного ориентира обусловлено его существенным влиянием на формирование совокупного спроса на товары и услуги и, соответственно, на общие товарно-денежные пропорции.

Следовательно, определяющими в механизме монетарных расчетов и анализа выступают два взаимосвязанных блока: (1) баланс на валютном рынке – между предложением иностранной валюты, спросом на иностранную валюту (который сопряжен с денежным предложением в национальной валюте) и обменным курсом; (2) баланс между денежным предложением (денежный агрегат М1), спросом экономики на деньги, а также ценами на товары и услуги.

При этом контролируется, чтобы динамика реального курса  национальной валюты не вступала в противоречие с целью обеспечения устойчивости платежного баланса страны. Производится также прогноз монетарных балансов, включая параметры денежной эмиссии, определяются тенденции в процентной политике и масштабы привлечения ресурсов банков.

Для достижения поставленных целей и монетарных ориентиров центральные банки, в том числе и Национальный банк Республики Беларусь, используют комплекс инструментов монетарного регулирования. Принципиальная функциональная структура данных инструментов представляется в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. Среди них операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов – наряду с двумя другими – нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т. п.) и организационными (например, регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность).

В совокупности можно отметить, что используемые методы и денежно-кредитные инструменты учитывают многообразие влияния монетарной политики на экономические процессы. Для этого они применяются в составе комплексной технологии (в рамках взаимодействия прежде всего с министерствами экономики и финансов), которая начинается с разработки долгосрочных, среднесрочных, ежегодных и квартальных согласованных экономических и монетарных программ и прогнозов, далее включает ежемесячные прогнозы монетарных ориентиров, краткосрочные пассивные и активные прогнозы бюджетов ликвидности банковской системы и завершается проведением согласованных рублевых и инвалютных операций Национального банка.

В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и строгого выполнения соглашения с Антикризисным  фондом ЕврАзЭС Национальный банк Республики Беларусь принимает все необходимые  меры по ужесточению денежно-кредитной  политики.

С 1 июня 2011 г. Национальным банком полностью прекращено эмиссионное кредитование государственных программ. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки).

В случае возникновения потребности в краткосрочном поддержании ликвидности банки используют возможности рефинансирования в Национальном банке через постоянно доступные инструменты (кредит овернайт и своп овернайт), а также на регулярно проводимых ломбардных кредитных аукционах.

При этом по мере повышения  ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности  банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.

Ставка рефинансирования Национального банка с начала 2011 года повышена на 16,5 процентного пункта до 27 процентов годовых. Ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности увеличены на 21 процентный пункт до 37 процентов годовых. На ломбардных аукционах ресурсы банкам предоставляются Национальным банкам по максимальной стоимости, приближенной к процентным ставкам по постоянно доступным операциям рефинансирования.

В ближайшее время  в рамках разработанного Правительством и Национальным банком комплекса  мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Национального банка экономическими инструментами.

 

3.2 Проблемы денежно-кредитной политики Республики Беларусь и пути их решения

 

 

Основными проблемами денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются:

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ