Денежный рынок. Становление и функционирование денежного рынка в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 03:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение денежного рынка, проблем его становления, регулирования и устойчивого функционирования. В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики.
В работе изучены основы денежного рынка, исследованы особенности становления и функционирования денежного рынка в Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6
1.1 Сущность и элементы денежного рынка 6
1.2 Спрос и предложение денег. Денежный мультипликатор 8
1.3 Равновесие на денежном рынке 11
1.4 Теории денег 13
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
2.1 Становление денежного рынка Республики Беларусь 18
2.2 Анализ и проблемы регулирования денежного рынка Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

6270_DENEZhNYJ_RYNOK_STANOVLENIE_I_FUNKTsIONIROV (1).doc

— 409.00 Кб (Скачать файл)

Первым толчком к  раздвоению наличного рубля на «белорусский « и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги[20].

Решение Центрального банка  России об изъятии из обращения в  конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.

Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-денежном обороте  Республики Беларусь стали практически  использоваться расчетные билеты Национально  банка Республики Беларусь. С одной  стороны, это упростило работу с  наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике.

Двойственность валют  в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так  как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.

В мае 1994 г. Национального  банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз. упростился денежный учет и работа с наличными деньгами[18,с.56].

Поскольку объединение  денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.

Беларуси денежная база за январь-июль 2012 года увеличилась  на 46,1% до 27 408,2 млн. долларов США, сообщается в статистическом отчете Национального  банка Беларуси.

Прирост с начала года составил 49 млн. долларов США, или 22%, с  начала июля – 161 млн. долларов США, или 146%.

В структуре денежной базы доля находящихся в обороте  наличных денег увеличилась до 35,6% на 1 августа 2012 года с 14,6% на 1 января 2012 года. При этом объем наличных денег в обращении за январь-июль возрос на 50,6% до 4123,4 млрд. млн. долларов США.

Доля обязательных резервов комбанков в НБ РБ увеличилась  с 39,6% на начало 2012 года до 40,7% на 1 августа 2012 года, а их объем увеличился за январь-июль на 50,1% до 11151,6 млн. долларов США.

Денежная наличность банков возросла за 7 месяцев текущего года на 50,6% и составила на 1 августа 2012 года 4123,4 млн. долларов США, а депозиты комбанков в НБ РБ увеличились  с начала 2012 года на 20,6% до 2238,3 млн. долларов США.

 

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

Национальному банку  Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.

Достоинство (номинал), меры веса, изображение и другие характеристики национальной денежной единицы также  определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.

В целях обеспечения  единства в организации оборота  наличных денег Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и утверждает:

  • порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве
  • правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег, методы и способы их инкассации
  • правила совершения эмиссионно-кассовых операций
  • правила признаков платежности денежных законов.

Денежная  политика  Республики  Беларусь  в 2012  году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики  Беларусь,  выполнение  показателей социально-экономического развития  страны  и повышение благосостояния  населения,  прежде  всего путем  обеспечения  устойчивости  белорусского  рубля,  в  том  числе  его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития  и  укрепления  банковской  системы;  повышения  надежности  и безопасности функционирования платежной системы2.

Приоритетными направлениями развития банковского сектора  республики  являются  преодоление негативных  последствий мирового финансово-экономического  кризиса  и  обеспечение  устойчивости функционирования банков.

 

 

 

 

3.2 Анализ и проблемы регулирования денежного рынка Республики Беларусь

 

Инструменты государственного регулирования экономики играют важную роль в стабилизации экономического развития. Рынок денег, как показывают события на мировых финансовых рынках, оказывают серьезное воздействие на общие условия функционирования экономики. С этой точки зрения анализ эффективности инструментов денежно-кредитной политики имеет большое значение. Неотъемлемым компонентом процесса развития экономической системы Республики Беларусь, совершенствования форм и методов государственного регулирования экономики является эволюция денежно-кредитной политики. В последние годы ее основными тенденциями стали последовательное совершенствование системы целей и ориентиров, увеличение эффективности используемых инструментов денежно-кредитного регулирования. С 2000 г. этот процесс осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь. В 2006 г. принята новая редакция Банковского кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора и формирует предпосылки дальнейшего повышения эффективности денежно- кредитной политики. Механизм государственного экономического регулирования в Республики Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми в мировой практике.

Это – обеспечение  устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения. В Республике Беларусь, начиная с 2000 года, наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции. Одной из причин этого была проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика. Рост инфляции начался в 2007 году и связан, прежде всего, с ростом цен на энергоресурсы, т.е. инфляция в республику импортируется. Программой Национального банка Беларуси предусмотрено постепенное ускорение эволюции денежно-кредитной политики в направлении прямого инфляционного таргетирования. Роль основного инструмента регулирования процессов в денежно-кредитной сфере придается процентной ставке. Изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики. Переход к режиму прямого инфляционного таргетирования будет зависеть от проведения всех необходимых подготовительных мероприятий в экономике и денежно- кредитной сфере, включая создание широкого финансового рынка и повышение значимости процентной ставки в механизме взаимодействия монетарного сектора с другими секторами экономики. Хотелось бы сосредоточиться на оценки степени влияния денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в Беларуси, а также на выявлении взаимосвязи между денежной массой и инфляцией, ставки рефинансирования и денежной массой. Так, можно сделать вывод, что для достижения целей, таких как укрепление национальной валюты, поддержание необходимого уровня ликвидности банковской системы и замедление темпов инфляции, Национальный банк Республики Беларусь до 2007 года проводит курс по снижению уровня ставки рефинансирования в соответствии со снижением уровня инфляции в стране. Ставка рефинансирования, достигавшая в 2002 г. 49,2% годовых, уже к 2004 г. составляла 21,3% годовых. За 2005 год она была снижена с 17 до 11% годовых. В 2006 году среднее номинальное значение ставки рефинансирования составило 10,7 процента годовых. [8]

Ставка рефинансирования Нацбанка в 2007 году колебалась в пределах 10% -11% годовых. Это было обусловлено  тем, что с 1 февраля 2007 года в целях  стимулирования сбережений в национальной валюте и для нейтрализации инфляционного и девальвационного давления, вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов годовых. По мере нормализации ситуации, а, также учитывая положительные тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса белорусского рубля, Национальный Банк с 1 июля по 1 декабря понизил ставку рефинансирования до 10% годовых. [10]

К началу 2008 года мы видим  поддержание ставки на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики.

В Беларуси неоднократно повышалась ставка рефинансирования, в общей сложности почти вдвое  — с 10,5% в начале 2011 года и до 45% 12 декабря 2011. С 12 сентября 2012 года ставка составляет 30%.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.  Для рыночного регулирования  уровня ставки на однодневном межбанковском  рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок,  границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Дальнейшее изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать сигнал о направлении монетарной политики. Тем не менее, влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее время будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной потребности в заимствованиях у Центральных банков, и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели. Денежный агрегат M2 (рублевая денежная масса) — один из важнейших денежных агрегатов, который используется при разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций. Он определяется как совокупность денежных средств в валюте Республики Беларусь, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми и финансовыми (кроме кредитных) организациями и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь.

Объем широкой денежной массы в Беларуси за 2011 год увеличился на 121,2% и составил Br111,195 трлн. Такие  данные приводятся в статотчете Национального  банка Беларуси, сообщает корреспондент  БЕЛТА.

За декабрь ШДМ выросла  на 6,8%. Размер инвалютной составляющей ШДМ возрос с начала 2011 года на 2,3% до $8,125 млрд. Доля этого показателя в структуре широкой денежной массы при этом на 1 января 2012 года составила 61% против 47,4% в начале прошлого года.

Объем наличных денег  в обращении (денежный агрегат M0) за 2011 год увеличился на 49,4% до Br6,712 трлн. За декабрь он вырос на 2,9% после снижения на 3% за ноябрь. Удельный вес наличных денег в структуре ШДМ сократился до 6% на 1 января 2012 года против 8,9% год назад.

Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат M1), которая включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, увеличилась за прошлый год на 48,9% (в том числе за декабрь на 10,6%) до Br20,34 трлн. Удельный вес М1 в структуре широкой денежной массы снизился до 18,3% на 1 января 2012 года против 27,2% на начало прошлого года.

Информация о работе Денежный рынок. Становление и функционирование денежного рынка в Республике Беларусь