Денежный рынок. Становление и функционирование денежного рынка в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 03:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение денежного рынка, проблем его становления, регулирования и устойчивого функционирования. В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики.
В работе изучены основы денежного рынка, исследованы особенности становления и функционирования денежного рынка в Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6
1.1 Сущность и элементы денежного рынка 6
1.2 Спрос и предложение денег. Денежный мультипликатор 8
1.3 Равновесие на денежном рынке 11
1.4 Теории денег 13
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
2.1 Становление денежного рынка Республики Беларусь 18
2.2 Анализ и проблемы регулирования денежного рынка Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

6270_DENEZhNYJ_RYNOK_STANOVLENIE_I_FUNKTsIONIROV (1).doc

— 409.00 Кб (Скачать файл)

Рублевая денежная масса (агрегат М2*), включающая помимо агрегата М1 срочные рублевые депозиты, средства населения и юрлиц в рублевых ценных бумагах, на 1 января 2012 года составила Br43,355 трлн., увеличившись за минувший год на 64,1% (за декабрь - на 13,2%). По данным Нацбанка, объем срочных рублевых депозитов составил Br20,825 трлн., увеличившись за январь-декабрь на 77,4% (за декабрь на 19,3%). В том числе средства физлиц в их структуре за год возросли на 34,1% до Br9,363 трлн. (на 7,2% за декабрь). Удельный вес рублевой составляющей в широкой денежной массе на 1 января составил 39%, притом что на начало года доля рублевой денежной массы составляла 52,6%.

 Рублевый эквивалент  валютных депозитов за январь-декабрь увеличился почти втрое (за декабрь на 4,4%) до Br63,753 трлн. В том числе срочные депозиты физлиц за этот период возросли с Br12,48 трлн. до Br32,945 трлн.

В текущем году Национальный банк Беларуси прогнозирует прирост  широкой денежной массы в пределах 22-24%, рублевой денежной массы - на уровне 21-25%. Таковы основные прогнозные показатели банковской системы страны на 2012 год, утвержденные постановлением правления Нацбанка №618 от 26 декабря 2011 года. Кроме того, Нацбанк рекомендовал банкам придерживаться установленных прогнозов в части привлечения ресурсов. Так, в соответствии с постановлением правления Нацбанка средства физлиц должны прирасти в текущем году на 24-25%, юрлиц - на 21-23%.

Объем широкой денежной массы в Беларуси за 2011 год увеличился на 121,2% и составил Br111,195 трлн.

За декабрь ШДМ выросла  на 6,8%. Размер инвалютной составляющей ШДМ возрос с начала 2011 года на 2,3% до $8,125 млрд. Доля этого показателя в структуре широкой денежной массы при этом на 1 января 2012 года составила 61% против 47,4% в начале прошлого года.

 

Объем наличных денег  в обращении (денежный агрегат M0) за 2011 год увеличился на 49,4% до Br6,712 трлн. За декабрь он вырос на 2,9% после  снижения на 3% за ноябрь. Удельный вес  наличных денег в структуре ШДМ сократился до 6% на 1 января 2012 года против 8,9% год назад.

Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат M1), которая  включает наличные деньги и текущие  рублевые вклады в банках, увеличилась  за прошлый год на 48,9% (в том  числе за декабрь на 10,6%) до Br20,34 трлн. Удельный вес М1 в структуре широкой денежной массы снизился до 18,3% на 1 января 2012 года против 27,2% на начало 2011 года[18].

Рублевая денежная масса (агрегат М2*), включающая помимо агрегата М1 срочные рублевые депозиты, средства населения и юрлиц в рублевых ценных бумагах, на 1 января 2012 года составила Br43,355 трлн., увеличившись за 2011 год на 64,1% (за декабрь - на 13,2%). По данным Нацбанка, объем срочных рублевых депозитов составил Br20,825 трлн., увеличившись за январь-декабрь на 77,4% (за декабрь на 19,3%). В том числе средства физлиц в их структуре за год возросли на 34,1% до Br9,363 трлн. (на 7,2% за декабрь). Удельный вес рублевой составляющей в широкой денежной массе на 1 января составил 39%, притом что на начало года доля рублевой денежной массы составляла 52,6%.

Рублевый эквивалент валютных депозитов за январь-декабрь  увеличился почти втрое (за декабрь  на 4,4%) до Br63,753 трлн. В том числе  срочные депозиты физлиц за этот период возросли с Br12,48 трлн. до Br32,945 трлн.

В текущем году Национальный банк Беларуси прогнозирует прирост  широкой денежной массы в пределах 22-24%, рублевой денежной массы - на уровне 21-25%. Таковы основные прогнозные показатели банковской системы страны на 2012 год, утвержденные постановлением правления Нацбанка №618 от 26 декабря 2011 года. Кроме того, Нацбанк рекомендовал банкам придерживаться установленных прогнозов в части привлечения ресурсов. Так, в соответствии с постановлением правления Нацбанка средства физлиц должны прирасти в текущем году на 24-25%, юрлиц - на 21-23%[19].

Следует также отметить, что процесс финансовой стабилизации и активного участия банковской системы в достижении параметров социально-экономического развития сопровождался  эффективным, безопасным и надежным функционированием национальной платежной системы.

Таким образом, действующий  сегодня в республике механизм решения  задач денежно-кредитной политики подтверждает свою достаточно высокую  эффективность и целесообразность его дальнейшего использования  без каких-либо кардинальных преобразований в наступающем году. В то же время с учетом необходимости дальнейшего закрепления позитивных тенденций в денежно-кредитной сфере и повышения ее качественных показателей Основными направлениями денежно-кредитной политики страны на 2012 год определяются задачи системного совершенствования применяемых монетарных инструментов и достижения более высоких количественных параметров развития.

Приоритетными направлениями  останутся кредитование банками  экспортно-ориентированных организаций, организаций агропромышленного  комплекса в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2011–2015 годы, а также жилищного строительства.

Дальнейшее развитие получит потребительское кредитование.

Такой активный рост кредитования в значительной мере будет обусловлен как расширяющимися возможностями белорусских банков, так и  постоянно растущим спросом на кредиты, связанным со снижением уровня процентных ставок за пользование ими. Процентные ставки по вновь выдаваемым банками кредитам к концу 2012 года могут составить 31—35 процентов годовых.

Для этого предусмотрено  планомерное снижение ставки рефинансирования Национального банка к концу 2013 года до уровня 20—23 процентов годовых.

Важно отметить, что снижение процентных ставок по-прежнему будет  происходить по мере снижения уровня инфляции в стране с неуклонным соблюдением одного из базовых принципов процентной политики: доходность срочных вкладов в белорусских рублях в банках должна превышать уровень инфляции и быть большей, чем доходность по другим доступным инструментам сбережений в иностранной валюте.

Сохранение отмеченного  принципа в следующем году должно обеспечить существенный прирост вкладов, прежде всего в национальной валюте. Прирост всех депозитов физических лиц в банках в 2013 году составит порядка 1,7—2 трлн. рублей в эквиваленте, в том числе 1,4—1,6 трлн. — это вклады в национальной валюте. Увеличение средств физических лиц, привлеченных банками, должно осуществляться в первую очередь за счет роста долгосрочных депозитов и расширения перечня банковских операций и услуг, повышения их качества.             Кроме того, объем депозитов субъектов хозяйствования в банках к концу 2013 года возрастет по оценкам на 1,1—1,3 трлн. рублей в эквиваленте, в том числе за счет роста депозитов непосредственно в белорусских рублях на 0,8—1 трлн. белорусских рублей. Основными экономическими факторами роста депозитов юридических лиц станут увеличение объемов реализации продукции, повышение доли выручки, оплаченной денежными средствами, увеличение рентабельности и снижение налоговой нагрузки.

Основными направлениями  денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год предусмотрен широкий круг мероприятий по  совершенствованию  банковского надзора и валютного  регулирования и контроля, развитию национальной платежной системы, финансовых рынков и международного сотрудничества.

Помимо активного кредитования граждан на приобретение жилья и  потребительские нужды, банки продолжат  совершенствовать другие услуги, оказываемые  населению, а также расширять  их перечень. Прежде всего это касается открытия новых видов вкладов в рублях и иностранной валюте, расширения операций на рынке драгоценных металлов и камней, применения более совершенных электронных платежных инструментов с использованием пластиковых карточек, сети Интернет и мобильных телефонов. В результате возможность быстрого и эффективного управления своими финансами станет доступнее для каждого человека.

Таким образом, денежно-кредитная  политика в 2013 году в существенной мере сохранит преемственность по отношению  к политике предыдущих лет. Вместе с тем развитие получат ее позитивные тенденции: будет обеспечиваться внутренняя и внешняя стабильность белорусского рубля, удовлетворяться спрос предприятий и населения на доступные банковские кредиты и т.д. Успешное решение этих и других задач в денежно-кредитной сфере послужит необходимым вкладом монетарной политики и банковской системы в динамичное развитие экономики нашей страны.

Белорусская экономика  сегодня находится на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная долларизация белорусской экономики. Например в 2010 году население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции – ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая «валютное несоответствие», т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр.

Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически  ведёт к инфляции, поскольку спрос  на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.

Если же центральный  банк не увеличивает предложение  денег и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.

Какие же меры экономической  политики могут привести к макроэкономической стабилизации Беларуси?

Для обеспечения устойчивого  роста экономики необходимо дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий:

активизация рынка корпоративных бумаг;

расширение спектра инструментов фондового рынка;

совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);

развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

формирование эффективной системы  финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия  к институтам финансового посредничества.

 

Заключение

 

Проведенные исследования позволяют сделать следующие  выводы:

Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношении в обществе и способствуют дальнейшему их развитию. Под влиянием меняющихся условий развития экономических отношений изменяются и особенности функционирования денег.

Возникновение денег  и их применение сопровождалось немаловажными последствиями. Появление денег позволило преодолеть узкие рамки взаимного обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка, в операциях которого могут участвовать многие владельцы разных товаров. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию специализации производства и повышению его эффективности.

Самостоятельность функционирования денег значительно расширилась при появлении безналичных расчетов, в том числе и расчетов на базе применения электронной техники.

Также в первой главе  курсовой работы были рассмотрены основные элементы механизма функционирования денежного рынка: спрос на деньги и предложение денег, а так же условия достижения равновесия на денежном рынке. Совокупный спрос состоит из двух частей: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства. В первом случае деньги выступают в качестве средства обращения товаров. Во втором случае деньги рассматриваются как абсолютно ликвидный актив (т.е. как резерв платёжеспособности) и выполняют функцию средства сохранения покупательной силы денег в качестве всеобщего платёжного средства. Спрос на деньги должен покрываться их предложением. Предложением денег называется имеющееся на данный момент в экономике их количество. Для определения предложения денег денежную массу по степени ликвидности входящих компонентов разбивают на несколько групп, называемых денежными агрегатами М1, М2, М3 и т.д.

Информация о работе Денежный рынок. Становление и функционирование денежного рынка в Республике Беларусь