Деньги, их функции и виды в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Исчерпывающе ответить на вопрос « Что же такое деньги?» затрудняются не только люди, далекие от экономической науки, но и видные ученые-экономисты. Однако в экономической науке существуют следующие определения денег: «Деньги - это то, что они есть на самом деле», «Деньги – это то, что они выполняют», «Деньги – это не то, что уже существует в природе, а то, чему мы придаем численную величину с помощью обусловленной процедуры», «Деньги это есть временное вместилище покупательной силы» [17, с.176].
Оригинально высказался о деньгах Адам Смит, подчеркнувший, что мы используем деньги, освобождаясь от них, то есть это универсальный вид вещи, которую человек способен использовать, только отдав ее другим людям, тогда как другие виды вещей используются людьми посредством приобретения, присвоения

Файлы: 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОВАЯ 09.12.docx

— 172.72 Кб (Скачать файл)

Процентные ставки и ликвидность  банковской системы [12, с.21]. С 15 августа 2012 г. ставка рефинансирования была снижена на 0,5 процентного пункта, до 30,5 процента годовых. Принято решение о ее последующем снижении с 12 сентября 2012 г. до 30 процентов годовых, поскольку в реальном выражении она остается на относительно высоком уровне.

В августе 2012 г. процентные ставки по операциям поддержки и изъятия ликвидности банков Национальным банком не изменялись. Так, ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, сделки СВОП овернайт), формирующие верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном рублевом межбанковском рынке (далее — ставка МБК), остались на уровне 50 процентов годовых, а процентные ставки, формирующие нижнюю границу (депозит овернайт), — на уровне 19 процентов годовых.

Ставка МБК в августе 2012 г. находилась в диапазоне значений от 20,1 до 18,7 процента годовых. На 1 сентября 2012 г. ставка МБК сложилась на уровне 19,7 процента.

В августе в банковской системе продолжал сохраняться избыток ликвидности. С целью сдерживания роста денежного предложения Национальный банк проводил операции по ее изъятию через постоянно доступные операции (депозиты) и операции на открытом рынке краткосрочных облигаций. Кроме того, Национальным банком принято решение об увеличении с 1 сентября 2012 г. размера нормативов обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте с 10 до 12 процентов.

Среднедневной остаток задолженности  по операциям регулирования ликвидности в августе 2012 г. составил 5 164,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с июлем 2012 г. на 671,5 млрд. рублей. Это увеличение связано с операциями Национального банка на открытом рынке (размещение краткосрочных облигаций).

Национальным банком должна проводиться работа по правовому  регулированию порядка ведения  кассовых операций в учреждениях  банков, кредитных организациях и  хозяйствующих субъектах, а также  правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных  организаций.

Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает новые и  совершенствует действующие нормативные  акты, что позволяет: создать необходимую правовую основу для вне банковского оборота наличных денег; содействовать ускорению оборота наличных денег; способствовать обеспечению сохранности наличных денежных средств; внедрять передовые технологии при работе с денежной наличностью.

В сфере денежного обращения  необходимо предпринять следующие  меры:

  • укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить, использование альтернативных форм расчетов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);
  • уменьшить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных форм расчетов и устранения границы между наличным и безналичным оборотами;
  • ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.

С целью стабилизации положения в налично-денежном обращении необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для поступления денежных средств в кредитную систему. Одной из важных мер является обеспечение гарантирования банковских вкладов [14, с.49].

Необходимо осуществить  комплекс мер по восстановлению платежеспособности банков и на этой основе восстановить нормальные потоки наличных денег. Для  этого необходимо активизировать работу банков, направленную на обеспечение  соблюдения установленных правил работы с денежной наличностью всеми  хозяйствующими субъектами и на этой основе наличные деньги [14, с.54].

Для уменьшения доли налично-денежного  обращения необходимо начать более  интенсивную работу по введению безналичных  расчетов среди физических лиц за товары и услуги и постепенно внедрять электронные деньги с использованием пластиковых карт.

В соответствии с первым подходом количество наличных денег  на территории Республики Беларусь может  быть определено как разница между  выпуском и вложением денег из резервных фондов расчетно-кассовых центров Банка Беларуси. С учетом сведений об остатках средств в кассах банков можно составить представление о сумме денег, выпущенных в обращение на данной территории. Второй способ аналогичен первому, но базируется на использовании данных о кассовых оборотах банков. Третий подход базируется на использовании экспертных оценок основных денежных потоков в Беларуси. Это один из наиболее верных методов.

Развитие и укрепление банковской системы следует осуществляться по следующим направлениям, основными  из которых являются расширение ресурсной  базы и повышение капитализации  банков, оптимизация их активов и  пассивов, а также совершенствовании [18]:

  • надзора и контроля за деятельностью банков, а также экономических нормативов, регулирующих деятельность банков;
  • институциональной и функциональной структур банков;
  • корпоративного управления и внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности в банках.

Процесс оптимизации активов  и пассивов банков следует осуществляться по следующим направлениям:

  • диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств населения в национальной и иностранной валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь, ценных бумаг, эмитированных банками;
  • увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения, что позволит существенно улучшить соответствие активов и пассивов банков по срокам привлечения и размещения;
  • снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;
  • повышение доли доходных активов банков путем снижения проблемных кредитов и расширения перечня банковских операций и услуг.

Конечной целью денежно-кредитной  политики Беларуси, проводимой в первую очередь НБ, является курс на снижение инфляции. В связи с этим операции НБ основываются на контроле целевых показателей по денежной базе, которая включает наличные деньги в обращении, средства в фонде обязательных резервов и остатки на корсчетах банков. Для успешной реализации задач будет совершенствоваться система инструментов денежно-кредитной политики.

Национальный банк с целью  удержания инфляции в заданном интервале  должен принимать меры по ужесточению  денежно-кредитной политики, в том  числе:

  • ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований;
  • усиление контроля за денежными агрегатами
  • увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

Кроме того, развитие новых  инструментов фондового рынка позволит обеспечить связывание временно свободных  денежных средств. Проведение умеренной  государственной политики в области  государственных расходов должно предусматривать  решение следующих основных задач:

  • обеспечение темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих темпы роста ВВП;
  • формирование и проведение дальнейшей фискальной политики, направленной на постепенное снижение дефицита бюджета;
  • поэтапное достижение размера гарантированного трансферта из Национального фонда в бюджет, равного инвестиционному доходу фонда.

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка  должна быть направлена на [13, с.240]:

  • стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;
  • стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;
  • создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, электроэнергии услуг транспорта и связи;
  • обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики.

В целях преодоления платежного кризиса, оздоровления финансового  положения производственных предприятий  и государства, создания условий  для повышения инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового  кризиса должны быть предприняты  следующие меры по устранению узких  мест и повышению эффективности  системы государственного регулирования  денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены  основные принципы демонетизации экономики, платежного кризиса и неудовлетворительного  финансового положения большей  части производственных предприятий  путем перехода от жесткой политики количественного регулирования  денежной массы к регулированию  процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные  ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого наряду с действующими каналами денежной эмиссии необходимо использовать механизм рефинансирования банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это  потребует от Национального банка  организации мониторинга платежеспособности крупных и средних предприятий  и обеспечения прозрачности его  эмиссионной политики, приведения её в соответствие с задачами демонетизации  экономики.  При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии – кредитование экономического роста. Снижая процентные ставки, Национальный банк стимулирует рост экономической активности; повышая их – ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства.

Переход к гибкой политике денежного предложения потребуется принятие мер по предотвращению перетока денег в сферу финансовых спекуляций, не опосредованных расширением производства, а также резкого ужесточения валютного контроля.

Во-вторых, должны быть предприняты  меры по расчистке экономики от завалов  взаимных неплатежей:

  • завершена реструктуризация накопленной задолженности предприятий по процентам за просроченные долги перед государственным бюджетом при условии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;
  • проведен взаимозачет и реструктуризация взаимной задолженности крупных предприятий с одновременным ужесточением ответственности должников за погашение пророченной задолженности;
  • созданы условия для секьюритизации и оборота просроченной дебиторской задолженности.

В-третьих, должен быть наведен  порядок в деятельности органов  денежного регулирования. Для этого:

1) усилен государственный контроль над эмиссией денег с установлением соответствующих ориентиров по каналам денежного предложения и обеспечением приоритетности задач улучшения финансового положения производственной сферы;

2) прекращено использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, а также предоставление услуг Национальным банком по открытию депозитных счетов банкам.

В-четвертых, должны быть предприняты  действия по улучшению структуры  денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого  необходимо осуществление комплекса  мер по электронизации платежей и  расчетов, внедрению соответствующих  информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение  надежной правовой защиты сделок, совершаемых  в электронной форме [14, с.87].

Таким образом, высокая организация наличного и безналичного денежного обращения не обеспечивает стабильности развития, поскольку на денежное обращение негативно влияют такие факторы, как инфляция, повышенная рискованность, особенно при обращении наличных денег.

На современном этапе  банки Республики Беларусь поэтапно внедряют новейшие формы расчетов, стремятся снизить инфляцию. Гибкая финансовая политика, а также другие эффективные меры помогут стабилизировать наличное и безналичное денежное обращение в стране и обеспечить безкризисность развития экономики Республики Беларусь в будущем. Также банки продолжат работу по совершенствованию филиальной сети и номенклатуры предлагаемых банковских услуг с учетом изменения спроса на банковские услуги в регионах и перспектив экономического развития регионов.

Национальный банк совместно  с другими республиканскими органами государственного управления продолжит  формирование нормативно-правовой базы функционирования альтернативных банкам кредитных и других организаций.

 


Информация о работе Деньги, их функции и виды в современной экономике