Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа
Данная работа написана на тему «Сущность и модели кредитно-денежной политики в рыночной экономике». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние рыночной экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО -ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ… ………..4
1.1 Изменение учётной ставки 6
1.2 Изменение норм обязательных резервов 7
1.3 Операции на открытом рынке 9
2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ МОДЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...............................................................................................................11
2.1 Кейнсианская теория денег 11
2.2 Монетаристский подход 13
3 ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ. ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………...………16
3.1 Политика «дорогих» денег 20
3.2 Политика «дешёвых» денег 20
4 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РБ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31
СОДЕРЖАНИЕ
Данная работа написана на тему «Сущность и модели кредитно-денежной политики в рыночной экономике». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние рыночной экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
На современном
этапе в системе
В первой главе дается общая характеристика сущности, целей и инструментов кредитно-денежной политики. При подготовке данной главы использовались «Актуальные вопросы денежно-кредитной политики» Ю. Алымова ,учебное пособие «Макроэкономика» Э.А. Лутохиной, И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского.
Во второй главе рассматриваются модели кредитно-денежной политики :проблемы эффективности и применения в современных условиях. При подготовке данной главы за основу брались учебные пособия «Принципы организации кредитно-денежного регулирования » А. Бришталева. «Проблемы денежно-кредитной системы» Г .И. Лунтовского.
В третьей главе рассматривается вопрос передаточного механизма денежно-кредитной политики. При подготовке данной главы за основу брались учебные пособия «Денежно-кредитная политика как система» А.Лобанова. Учебные пособия «Макроэкономика» Н.И.Базылева, М.И.Плотницкого, С.Н.Ивашковского.
В четвертой главе идет речь об денежно-кредитной политики в РБ. При написании этой главы была использована учебная литература таких авторов, как Кисель,С; Корчагин,О «Выбор Центральным банком оптимального режима денежно-кредитной политики»; Долан,Э.Дж. «Деньги, банковкое дело и денежно-кредитная политика».
На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчеты по денежно-кредитной политике за год, основные направления на будущее и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в Республике Беларусь. Во многих книгах и учебниках по экономике, банковскому делу и кредитованию содержатся главы, посвященные денежно-кредитной политике.
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО -ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно - кредитного регулирования. Основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является центральный банк.
Денежно-кредитное
Денежно - кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за ее проведение.
И в свою очередь, денежно – кредитная политика должна подкрепляться бюджетно-налоговыми, структурными мерами в рамках единой государственной экономической политики.
Проводя денежно - кредитную политику, центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача - создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции.
Под такими объективными предпосылками, которые находятся в компетенции центрального банка, следует понимать стабильность темпов роста инфляции, курса национальной валюты, низкий уровень процентных ставок
Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики.
Именно они
являются промежуточными
Выделяют критерии выбора промежуточной цели. Это, во - первых, измеримость, т.е. должна существовать переменная, которую можно быстро и точно рассчитать, чтобы дать возможность банку оперативно получать информацию о ее состоянии. Во-вторых, управляемость: центральный банк должен быть способен с помощью своих инструментов изменять в нужном направлении величину этой переменной. В-третьих, предсказуемость воздействия переменной на конечные цели.
Основными промежуточными целями, как правило, являются денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен. Как денежная масса, так и процентная ставка при использовании их в качестве промежуточных целей имеют свои преимущества и недостатки . Перед тем как приступить к достижению промежуточных целей, центральный банк устанавливает набор тактических целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в качестве последней выбрана денежная масса, центральный банк может избрать операционной целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента.
Таким образом, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами. [8, с. 127-130].
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации, однако прежде всего они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные).
Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются изменение учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Они являются косвенными инструментами денежно-кредитного регулирования. К прямым методам относятся лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое имитирование кредитов.
Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое имитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. При этом для всех коммерческих банков определяются одинаковые пределы для темпов или объемов роста кредита.
В некоторых случаях
кредит ограничивается только
для определенных секторов
Изменение учетной ставки - это старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков.
Под ликвидностью понимают способность банков погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся ресурсов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры и т.д. Один из путей повышения ликвидности состоит в получений банком кредита. Так, он может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка. За предоставленную ссуду центральный банк взимает процент, который получил название учетного, поскольку в свое время основной формой кредитования банков был учет (или переучет) векселей.
В настоящий
момент существуют разные
При повышении
учетной ставки до такого уровня, когда
она становится выше ставки межбанковского
рынка, коммерческие банки сокращают
заимствование средств у
Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту предложения денег. Во-вторых, учетная ставка, по сравнению со ставкой межбанковского рынка, менее мобильна, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен.
Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков. Вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении.
Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.
Норматив резервных
требований представляет собой установленное
в законодательном порядке
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.
Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив.
Норма обязательных банковских резервов (или норма резервных требований -rr) представляет собой выраженную в процентах долю от общей суммы депозитов, которую коммерческие банки не имеют права выдавать в кредит, и которую они хранят в Центральном банке в виде беспроцентных вкладов. Для того, чтобы определить величину обязательных резервов банка, нужно величину депозитов (D) умножить на норму резервных требований:
R об. = D ∙rr ,
где R об. – величина обязательных резервов, D – величина депозитов, rr – норма резервных требований. Очевидно, что при системе полного резервирования норма резервных требований равна 1, а при системе частичного резервирования 0 < rr < 1.
Информация о работе Деннежно-кредитная политика в Республике Беларусь