Деннежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Данная работа написана на тему «Сущность и модели кредитно-денежной политики в рыночной экономике». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние рыночной экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО -ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ… ………..4
1.1 Изменение учётной ставки 6
1.2 Изменение норм обязательных резервов 7
1.3 Операции на открытом рынке 9
2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ МОДЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...............................................................................................................11
2.1 Кейнсианская теория денег 11
2.2 Монетаристский подход 13
3 ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ. ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………...………16
3.1 Политика «дорогих» денег 20
3.2 Политика «дешёвых» денег 20
4 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РБ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31

Файлы: 1 файл

курсач по макре.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Если из общей  величины депозитов вычесть величину обязательных резервов, то мы получим  величину кредитных возможностей или  избыточные резервы (сверх обязательных):

К = Rизб. = D - Rоб. = D - D х rr = D (1 - rr),

где К – кредитные возможности банка, а R изб. - избыточные (сверх обязательных) резервы.

Именно из этих средств банк предоставляет кредиты. Если резервы банка падают ниже необходимой  величины резервных средств , то банк может предпринять три варианта действий:

1) продать часть  своих финансовых активов (например, облигации) и увеличить количество  наличных денег , теряя при этом процентный доход по облигациям);

2) обратиться  за помощью к центральному  банку, который дает банкам  взаймы деньги для устранения временных трудностей под ставку процента, называемую учетной ставкой процента;

3) взять взаймы  у другого банка на рынке  межбанковского кредита; выплачиваемый  при этом процент называется  ставкой межбанковского процента.

Величина банковского  мультипликатора зависит от трех типов экономических субъектов: центрального банка, устанавливающего норму обязательных резервов; коммерческих банков, решающих, сколько денег держать в качестве резервов; населения, определяющего структуру денежной массы с учетом процентных ставок, инфляции и других переменных.

Соотношения между  наличными деньгами и депозитами , банковскими резервами и депозитами изменчивы и не подвластны тотальному контролю центрального банка. Поэтому  он не в состоянии точно определить, каким будет денежный мультипликатор. Центральный банк может контролировать денежную базу, влиять на мультипликатор, с помощью инструментов денежно-кредитной политики , но с достоверностью определить предложение денег он не в состоянии.

Исходя из этого, можно сказать, что предложение денег - величина переменная. Оно находится в прямой зависимости от уровня процентных ставок, так как ее повышение ведет к уменьшению избыточных резервов , сокращению наличных денег и росту депозитов, что увеличивает денежный мультипликатор и предложение денег ,и наоборот.

Когда масса  денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке.

 Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций.  
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли.

Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод  служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние  полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.  

1.3 Операции на открытом рынке

 

Этот метод  наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования.

Он заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

 Гибкость  обратных операций, более мягкий  эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг.

Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать  ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

 Например, если  Центральный Банк будет продавать  государственные ценные бумаги  на открытом рынке, часть денег  будет ликвидировано из обращения,  а кредитные ресурсы банков  сузятся. Произойдет мультипликативное  сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка возрастет, а деловая инвестиционная активность снизится. Указанный механизм работает и в обратном направлении.

Для воздействия  на денежную массу может быть использован  и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка- продажа центральным банком иностранной валюты.

Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную  валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к их уменьшению. [9, с. 407-409].

Цели кредитно-денежной политики можно сгруппировать следующим образом:  

Конечные цели:

- экономический  рост;

- полная занятость;

- стабильность цен;

- устойчивый  платежеспособный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

- денежная масса;

- ставка процента;

         - обменный курс. 

Конечные цели реализуются  кредитно-денежной политикой как  одним из направлений экономической  политики в целом наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики.

2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ МОДЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕММЕНЫХ УСЛОВИЯХ

         Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) - с другой.

Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм.

2.1 Кейнсианская теория денег

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие: Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению номинальном ВНП.

Основное теоретическое  уравнение, на котором базируется кейнсианство: Y=C+G+I+N, где

Y - номинальный  объем ВНП,

С - потребительские расходы,

G - государственные расходы на покупку товаров и услуг,

I - частные плановые инвестиции,

N - чистый экспорт.

Кейнсианцы  отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег  и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный Банк при  проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом  экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП).

Наращивание денежного  предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.)

Если при  этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может  уже не реагировать на это, так  как ниже определенного уровня она  не может опуститься.

Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая процент важнейшим  параметром, отдает предпочтение денежно-кредитному регулированию. Он полагает, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.

 Для этого  Кейнс предлагает проводить политику  дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются.

Избыточные  резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично - для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Однако практика показала, что в условиях глубокого  спада, когда инвестиции слабо или  почти не реагируют на понижение  ставки процента, денежно-кредитное регулирование является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.

В связи с  вышеизложенным, кейнсианцы считают  монетарную политику не столь эффективным  средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговая политика, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложения подчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранении  стабильности цен.

2.2 Монетаристский подход

В целом, в 70-х  годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической  науке преобладающим стало неоклассическое  направление, в том числе его  современная форма - монетаризм.

 Главный теоретик современного монетаризма-известный американский экономист Фридман.

 В самых  общих чертах основные положения  современного монетаризма таковы: монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму. Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег.

Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь  между количеством денег в  обращении и общим объемом  проданных товаров и услуг  в рамках национальной экономики.

Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег: М∙Y= P∙Q, где М- количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - средняя цена товаров и услуг; Q -количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение  Р∙Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Y ). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Q , но не войдут в показатель текущего объема производства Y .

Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Q =Y . Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции,  то M∙V=P∙Y, где Р∙Y − объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП; Y-тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП, а P - как дефлятор ВНП. Отсюда Y - номинальный объем ВНП.

Информация о работе Деннежно-кредитная политика в Республике Беларусь