Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа
Данная работа написана на тему «Сущность и модели кредитно-денежной политики в рыночной экономике». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние рыночной экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО -ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ… ………..4
1.1 Изменение учётной ставки 6
1.2 Изменение норм обязательных резервов 7
1.3 Операции на открытом рынке 9
2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ МОДЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...............................................................................................................11
2.1 Кейнсианская теория денег 11
2.2 Монетаристский подход 13
3 ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ. ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………...………16
3.1 Политика «дорогих» денег 20
3.2 Политика «дешёвых» денег 20
4 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РБ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31
Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), т.к. влияние ее на размер ВНП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом.
Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального Банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.
В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.
Денежно-кредитная политика
тесно связана с бюджетно-
Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций.
Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики.
Если правительство
стимулирует экономику
Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается не инфляционным, не связанным с дополнительно предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками.
В этом случае
происходит лишь изменение форм
Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.
Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный Банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.
В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции).
Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий выдачи кредитов и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя стрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д.
Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения
денег. С этой целью центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку, создавая тем самым более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При этом необходимо учитывать, что денежно-кредитное регулирование способно влиять только на монетарные факторы нестабильности.
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику.
В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г.
Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования.
В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительски цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. -2059,9 %.[9, с.5-7].
В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля.
Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка,осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %,в1996г.-139,3 % . Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.
В 2001-2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. -134,8, 2003 г. - 125,4, в 2004 г. - 118,1 %.[8, с.86-93].
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Как и прежде, она будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
Конечной целью денежно-
Согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, основными целями единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка, как и ранее, были: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере определяется динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структуре преобразования и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.
Реальный валовый внутренний продукт (далее - ВВП) составляет 109 -110 процентов, реальные располагаемые денежные доходы населения‒108-109,5 процентов, инвестиции ‒116-117 процентов.
Рост индекса потребительских цен составляет 107,5-108,5 процентов. Рост экспорта на уровне 116-116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составляет 8,9-9 процентов к ВВП. [2, с.138-141].
Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США стали прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США. [8, с.89-91]
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики РБ направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающих сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк использует систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечивает движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближает ее к ставке рефинансирования и одновременно способствует сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования задает минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
В 2011 году продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Продолжается взаимодействие
Национального банка и
В 2011 году денежно-кредитная политика содействует сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста. [2, с.144-158].
Позитивная динамика экономического роста в Республике Беларусь приобрела достаточно устойчивый характер. В январе-мае 2011 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) достигнут самый высокий прирост ВВП в последние десять лет – на 12,5%.
Информация о работе Деннежно-кредитная политика в Республике Беларусь