Деннежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Данная работа написана на тему «Сущность и модели кредитно-денежной политики в рыночной экономике». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние рыночной экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО -ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ… ………..4
1.1 Изменение учётной ставки 6
1.2 Изменение норм обязательных резервов 7
1.3 Операции на открытом рынке 9
2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ МОДЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...............................................................................................................11
2.1 Кейнсианская теория денег 11
2.2 Монетаристский подход 13
3 ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ. ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………...………16
3.1 Политика «дорогих» денег 20
3.2 Политика «дешёвых» денег 20
4 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РБ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31

Файлы: 1 файл

курсач по макре.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

 

Первые пять месяцев  текущего года характеризуются увеличением объема инвестиций в основной капитал на 31% и высокими темпами роста промышленного производства – на 12,5%, который достигнут преимущественно за счет темпа роста в обрабатывающей промышленности (114,2%). При этом в большинстве видов экономической деятельности достигнут и перевыполнен уровень годовых прогнозных параметров. [3, с.20-22].

Улучшение условий торговли углеводородным сырьем с Российской Федерацией позволило повысить загрузку производственных мощностей нефтеперерабатывающих  предприятий (объем переработки нефти увеличился на 26,7%). При этом экспортные продажи белорусской нефти и нефтепродуктов приросли на 2,9 млрд. долларов США.

Наибольшими темпами  росло также производство транспортных средств (132,4%), электронного и оптического  оборудования (119,8%), резиновых и пластмассовых изделий (119,0%), готовых металлических изделий (115,7%), машин и оборудования (115,5%).[2, с.160-162].

Промышленность демонстрирует  положительную динамику как количественных, так и качественных параметров развития. Увеличилась производительность труда (на 12,0%), доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (12,7%). Сократилось соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему промышленного производства, снизилась доля убыточных предприятий. Производство продукции сельского хозяйства увеличено на 2,9%.

Наблюдается положительная  тенденция улучшения финансовых показателей – роста выручки  и прибыли от реализации продукции, работ и услуг, а также чистой прибыли, рентабельности продаж. Развитие социальной сферы характеризовалось сохранением стабильной ситуации на рынке труда, удержанием уровня безработицы в социально допустимых пределах (0,7% к численности экономически активного населения) и высокими темпами роста реальной заработной платы (123,4%). Рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 16,7%, а также объемов кредитования белорусскими банками способствовал сохранению повышенного потребительского спроса. При этом достаточно высокие темпы роста характерны для розничного товарооборота торговли (122,3%).

Повышение спроса на внутреннем рынке на импортную и отечественную  продукцию, а также набирающий обороты  рост цен на сырьевые товары, в том  числе энергоносители, оказали негативное влияние на внешнюю торговлю Республики Беларусь, усилив инфляционные процессы внутри страны. Индекс потребительских цен сложился на уровне 125,4% к декабрю 2010 г. [8, с.92-98].

По состоянию на 1 мая 2011 г. соотношение внешнего государственного долга к ВВП составило 18,2%, внутреннего  долга к ВВП – 1,5%. На текущий момент все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными (средний срок займов составляет более 9 лет).

Таким образом, результаты января-мая 2011 г. свидетельствуют об устойчивой поступательной динамике роста белорусской экономики и отдельных ее секторов, а также улучшении ситуации на валютном рынке.

В целях обеспечения  сбалансированного развития экономики  в условиях изменения официального курса белорусского рубля Правительством Республики Беларусь и Национальным банком реализуется комплекс мер, предусматривающих:

1. Ужесточение кредитно-денежной  политики, рост реальных процентных  ставок денежного рынка, сохранение  и наращивание золотовалютных  резервов, выход на единый курс  белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.

2. Проведение жесткой  бюджетной политики, направленной  на оптимизацию государственных  расходов и снижение дефицита  консолидированного бюджета в  2011 году с утвержденных 6 трлн. рублей  до 3 трлн. рублей или 1,5% ВВП за счет значительного сокращения расходов на реализацию государственных программ.

По итогам января-мая 2011 г. бюджет исполнен с профицитом в сумме 1 трлн. рублей или 1,4 % к ВВП.

В рамках проведения структурных  реформ и согласно рекомендациям  Международного валютного фонда принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков  реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы.

С 1 июня 2011 г. Национальный банк Республики Беларусь  прекратил предоставление банкам эмиссионных ресурсов для кредитования ими государственных программ.

3. Привлечение внешних  заимствований.

В соответствии с подписанным 9 июня 2011 г. Соглашением между Республикой  Беларусь и Евразийским банком развития 21 июня 2011 г. в Республику Беларусь поступил первый транш финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 800 млн. долларов. По условиям Соглашения кредитные средства будут направлены на пополнение международных резервных активов и финансирование дефицита платежного баланса. Общий объем кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС составит 3 млрд. долларов. В текущем году сумма кредита составит 1,24 млрд. долларов, оставшиеся средства будут предоставляться равными траншами (по 440 млн. долларов) дважды в год в течение 2012-2013 годов.

 

31 мая 2011 г. Правительство  и Национальный банк Республики  Беларусь направили в Международный  валютный фонд обращение о  предоставлении Республике Беларусь  стабилизационного кредита. В ходе миссии МВФ в Республику Беларусь, которая состоялась 1-14 июня 2011 г., проведены консультации относительно соответствующей программы действий в области бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, социальной защиты, политики в области заработной платы, структурных реформ. [8, с.136-148].

 

 

 

 

 

       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под денежно-кредитной  политикой подразумевают совокупность мероприятий, предпринимаемых центральным  банком в денежно-кредитной сфере  с целью регулирования экономики.

Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.

Основными инструментами  являются: операции на открытом рынке, регулирование официальной учетной  ставки, установление обязательной нормы  резервирования.

Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег, изменяя резервную норму, он воздействует на денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) являются оперативным инструментом влияния на денежную базу.

 Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь  направлена на создание условий  для поддержания высоких темпов  экономического роста, выполнение  показателей социально-экономического  развития страны и повышение  благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Использование инструментов денежно-кредитной политики для  достижения целей дает достаточно быстрые  результаты. Однако гарантировать эти  результаты никто заранее не может хотя бы потому, что при освобождении дополнительных резервов коммерческих банков никто не может заставить их использовать эти резервы для предоставления ссуд и, таким образом, увеличения предложения денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Макроэкономика: учеб. пособие / И.В.Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - С, 125 - 140.

2 Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. - 2-е изд., перераб. - Минск: БГЭУ, 2000. -С. 135-168.

3 Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. - Минск: Книжный дом; Мисанта, 2004. - С. 140 - 150.

4 Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 856 с

5 Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: учебное пособие для вузов. — М.: Аспект пресс, 1999. - 820 с

6 Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учеб. / С.Н. Ивашковский. -М.: Дело, 2004. - С. 184 - 187.

7 Журнал «Деньги и кредит», Лунтовский Г.И., «Проблемы денежно-

кредитной системы (интервью с председателем подкомитета по денежно-кредитной политике и деятельности Центрального банка Государственной Думы)», №3,2001г.

8 Журнал «Экономист», «Обзор денежно-кредитной политики в 2005г.»,№4, 2006 г.

9  Газеты «Бизнес. Банки. Биржи.», «Бизнес и банки» за 1993.

10 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. -Мн.:НБРБ,2011.-25с.

11 Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/Э.Дж.Долан,К.Д.Кэмпбелл,Р.Дж.Кэмпбелл.‒М.:1996.‒448с.

12  Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред.М.И.Плотницкого.-М.:Новоезнание,2004.-С.238-302.

13 Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учеб. пособие / под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: Тесей, 2003. - С. 181-193.

14 Лобанов, А. Денежно‒кредитная политика как система /А. Лобанов// Банкаускі веснік.‒2004.‒№1.‒С.12‒16.

15 Кисель,С . Банковское кредитование: условия и тенденции развития в Беларуси / С.Кисель // Банкаускі веснік.‒2004.‒№31.‒С.16‒23.

16 http://economics.wideworld.ru / macroeconomics_1/4/4/

17 Фредерик Мишкин. «Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков»

18 http://economics.wideworld.ru / macroeconomics_1/17/1/

Финансовый рынок РБ в январе-июле 2006 года./А.А.Колесников// Экономика.Финансы.Управление. – 2006 - №9. с.24-30.

 

  

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

(справочное)

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная политика

Установление  ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих  на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная политика

Оказание непосредственного  влияния на величину денежного предложения  в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает  количество денег, покупая – увеличивает

Политика открытого  рынка

Продажа и покупка  ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление  ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку


Таблица 1 - Инструменты кредитно-денежной политики

Источник:[8,с.136-142]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

(справочное)

Рисунок 1 – Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2011 год

Источник:htth://law.sb.by/1007/

 


Информация о работе Деннежно-кредитная политика в Республике Беларусь