Динамика рынка франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности международного франчайзинга.
Условия взаимоотношений сторон могут быть разными, и все они определяются договором франчайзинга, который параллельно является "руководством к действию" франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….4
1.Основные черты международного франчайзинг……………………………….5
1.1 Сущность и исторические особенности развития франчайзинга……….5
2. Франчайзинг: типы, субъекты……………………………………………….22
2.1 Типы и виды франчайзинга……………....................................................22
2.2 Субъекты франчайзинга……………………………………………………...29
3. Динамика рынка франчайзинга……………………………………………..32
3.1 Современное развитие франчайзинга в мировой экономике…………….32
3.2 Развитие франчайзинга в России………………………………………….…….41
Заключение………………………………………………………………………...46
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Cодержание

 

Введение…………………………………………………………………………….4

1.Основные черты международного франчайзинг……………………………….5

1.1    Сущность и исторические особенности развития франчайзинга……….5

2. Франчайзинг: типы, субъекты……………………………………………….22

2.1 Типы и виды франчайзинга……………....................................................22

2.2 Субъекты франчайзинга……………………………………………………...29

3. Динамика рынка франчайзинга……………………………………………..32

3.1 Современное развитие франчайзинга в мировой экономике…………….32

3.2 Развитие  франчайзинга в России………………………………………….…….41

Заключение………………………………………………………………………...46

Список использованных источников……………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поиск перспективного пути развития международного бизнеса - основной вопрос, волнующий руководство предприятий и организаций. Один из правильных вариантов ответов на него - это система взаимовыгодных партнерских отношений, существующая в мире уже более ста лет – международный франчайзинг.

На сегодняшний день мировая практика доказала, что франчайзинг - это один из эффективнейших способов развития бизнеса. Суть его заключается в том, что в обмен на часть прибыли и своей независимости вы получаете достаточно известный в мире товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.  Фактически, международный франчайзинг - это организация бизнеса, при которой компания-владелец (франчайзор) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги с соблюдением определенных качественных характеристик, с применением обусловленных технологий, по разработанной схеме, в четко установленном месте, под определенным товарным знаком в том регионе или стране, где осуществляется его деятельность.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности международного франчайзинга.      

Условия взаимоотношений  сторон могут быть разными, и все  они определяются договором франчайзинга, который параллельно является "руководством к действию" франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон.

 

 

 

 

 

 

1. Основные черты международного франчайзинга

 

1.1 Сущность и исторические особенности развития франчайзинга

 

Франчайзинг явление  объективное, которое сложилось  исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.

Поиск взаимовыгодных партнерских  отношений, существующий в мире уже более ста пятидесяти лет франчайзинг перспективного пути развития бизнеса основной вопрос, волнующий деловых людей России. Один из правильных вариантов ответов на него это система.

Согласно Руководству  по франчайзингу Всемирной организации  интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

Фактически, франчайзинг  – это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

    • с соблюдением определенных качественных характеристик;
    • с применением обусловленных технологий;
    • по разработанной схеме;
    • в четко установленном месте;
    • под определенным товарным знаком.

Условия взаимоотношений  сторон могут быть разными, и все  они определяются договором франчайзинга, который параллельно является "руководством к действию" франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон. Так, для франчайзи она открывает новые границы, дает возможность начать новое дело, успешно опробованное доселе франчайзором. Франчайзи получает право использовать "раскрученный" товарный знак, возможность получить все выгоды от широкой рекламной деятельности франчайзера, технологии ведения бизнеса, а также доступ к кредитным ресурсам, поскольку франчайзер может выступить гарантом по кредитам.

Термин «франчайзинг»  охватывает разнообразные деловые  взаимоотношения и часто используется параллельно с термином «лицензирование». Будучи способом организации бизнеса, франчайзинг широко используется в  качестве альтернативного метода распределения  товаров и расширения бизнеса на протяжении последних сорока лет.

Во франчайзинге как  способе организации бизнеса  лицензиар (т. е. франчайзер) не просто дает разрешение лицензиату (т. е. франчайзи) продавать свои фирменные товары и услуги. Франчайзер должен также предоставить проверенный на практике метод ведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организации бизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем. Франчайзи непременно должен уплатить франчайзеру первоначальный взнос, осуществлять постоянные платежи в дальнейшем и выплачивать сбор на маркетинг/рекламу. Хотя обе стороны работают вместе и объединяют свои усилия с целью успешного ведения бизнеса, франчайзер и франчайзи юридически остаются независимы.

Деловые соглашения, подобные сегодняшним соглашениям о франчайзинге, существовали уже в средние века. Франчайзинговые организации, более похожие на современные, можно обнаружить в США второй половины XIX в., когда возникла компания Singer Sewing Machine Company, производящая швейные машины. Взаимоотношения между Singer и владельцами мастерских ее сети, которые продавали запасные детали к швейным машинам и осуществляли их ремонт, имели определенное сходство с сегодняшним франчайзингом в частности, на мастерских был изображен торговый знак Singer.

Франчайзинг второго  поколения, который также называется франчайзинг бизнес-формата, возник в США в конце 1940х — начале 1950х гг. Впервые франчайзинг стал применяться как отличительный  способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения существующего товара. Франчайзинг быстро распространялся в США в течение 1950х и в начале 1960х гг. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали с тех пор привычными, такие как McDonald’s, Holiday Inn, BudgetRentaCar. В конце 1960х гг. в экономике США наметился спад, что неблагоприятно сказалось на развитии франчайзинга. Это заставило многих американских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков.

Франчайзинг впервые  возник в Великобритании в 1955 г., когда  компания J. Lyons &Co. Ltd. приобрела у  американской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на право деятельности (master franchise rights) в Великобритании. С тех пор франчайзинг распространился по всему миру, и теперь на разных стадиях развития он действует в 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговые сообщества. В Великобритании на протяжении 1970х и 1980х гг. франчайзинг быстро развивался и приобрел популярность. Основной стимул развитию франчайзинга давали вновь возникающие предприятия, для которых такой метод продажи товаров и услуг являлся не связанным с большим риском средством финансового роста. Более того, в последние годы все большее число давно существующих компаний также стали прибегать к франчайзингу как к средству расширения своего бизнеса.

Хотя франчайзинг в  основном встречается в сфере  услуг и розничной торговли, к  нему также прибегают и производители, для того чтобы обеспечить себе возможности сбыта своих товаров, и оптовики, которые не только приобретают торговые точки для продажи товаров, но и получают возможность более экономного использования складских помещений и каналов распределения. Кроме того, некоторые давно существующие розничные сети организуют наряду с собственными подразделениями франчайзинговые единицы как средство достижения особых стратегических целей. Такими целями могут быть:

достижение более быстрых  темпов проникновения на рынок, чем  это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек;

мобилизация капитала за счет существующих торговых марок;

улучшение показателей  своих не очень прибыльных торговых точек путем превращения их во франчайзи.

Основным источником статистических данных о франчайзинге являются ежегодные отчеты, составляемые по заказу Британской франчайзинговой ассоциации (British Franchise Association — BFA) с 1984 г. и финансируемые NatWestBank. Эти отчеты содержат ценную информацию для понимания масштаба франчайзинга и темпов его роста. С другой стороны, у них есть определенные недостатки, например они медленно реагируют на происходящие изменения, а значительная часть респондентов, чьи сведения используются в отчетах, являются членами BFA, которые обычно уже давно работают на условиях франшизы в отличие от предприятий, не входящих в эту организацию. В соответствии с этой торговой статистикой общий оборот индустрии франчайзинга возрос с 1984 по 1990 г. с 0,84 миллиарда до 5,2 миллиарда фунтов стерлингов. Средний годовой прирост за эти годы составил 36%. По сравнению с этим в следующие пять лет, с 1990 по 1995 г., на фоне сниженной экономической активности средний годовой прирост оборота франчайзинговой индустрии составил 3%, при этом в 19901991 гг. — 8% и в 19921993 гг. — 11%.

В США, где франчайзинг  развит более чем где бы то ни было, франчайзинговым бизнесом охвачено как минимум 65 секторов; некоторые из них делятся далее на подклассы. Эти категории включают: повсеместно встречающиеся предприятия быстрого питания, аренду машин, печатные и копировально-множительные услуги, сети отелей и мотелей, услуги по подбору персонала и временных работников, а также туристические агентства, продажу через торговые автоматы и обучение торгового персонала. В США франчайзинг проник в такие профессиональные и финансовые сферы, как фармацевтика, оптика, бухгалтерия и страхование.

В Великобритании члены BFA работают в 46 секторах бизнеса, в  которых выделяются 38 дополнительных подсекторов. Многие из этих категорий  совпадают с теми, в которых успешно применяется франшиза в США, среди них также: доставка посылок, школы вождения, предоставление различных видов услуг для домовладельцев, детские сады и доставка молочных продуктов.

Франчайзинг распространился  за последние сорок лет как  предпочтительный по сравнению с другими бизнесформатами вариант осуществления сбыта и распределения по следующим причинам:

он выгоден и франчайзеру, и франчайзи;

в социально-экономической  среде действовали благоприятные  факторы;

сыграли роль заинтересованные третьи стороны.

Точка зрения франчайзера. Основным побудительным мотивом  для франчайзера является обычно недостаток капитала или нежелание  подвергать себя риску, беря в долг. Поскольку франчайзи предоставляет  капитал, который вкладывается в  новое предприятие, экспансия может осуществляться с меньшими затратами капитала фирмы, и некоторые риски, связанные с коммерческой деятельностью, переходят с фирмы на франчайзи. Также возникает потенциальная возможность более быстрого роста, чем было бы возможно при самостоятельном расширении компании, и франчайзеру требуется меньше сотрудников, чем для собственных подразделений. Относительно небольшие капиталовложения со стороны франчайзера должны привести к более высокой прибыли от использованного капитала.

Более того, франчайзинг позволяет фирмам на уровне своих торговых точек приобретать некоторые из характеристик, присущих малым предприятиям, например знание местных условий, более длительные часы работы, гибкость. Поскольку франчайзи вкладывают собственные средства в бизнес, они обычно являются высокомотивированными, показатели их предприятий будут лучше, чем у тех, которыми руководят менеджеры компании. И наконец, но ни в коем случае не в последнюю очередь, поскольку владение собственным делом дает некоторые преимущества, проще найти хороших франчайзи, чем хороших менеджеров, так что компания, которая не может позволить себе нанять менеджера необходимого уровня или с особыми знаниями для управления своим подразделением, при помощи франчайзинга получает возможность решить проблемы персонала.

Точка зрения франчайзи. Человек решает стать франчайзи, а не независимым владельцем малого предприятия, потому что его может  заинтересовать выгодная комбинация малого и большого бизнеса. Хотя франчайзи  и должны быть готовы пожертвовать некоторой независимостью, в обмен на это они получают «возможность и поддержку», которые значительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. Это происходит благодаря тому, что они свободно действуют в контролируемой среде, где им предоставляется помощь и поддержка, и в то же время они пользуются преимуществами известной торговой марки, профессионального управления и экономии масштаба более крупной организации. И наконец, франчайзи получают бизнес, который, надо надеяться, можно будет выгодно продать.

Информация о работе Динамика рынка франчайзинга