Динамика рынка франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности международного франчайзинга.
Условия взаимоотношений сторон могут быть разными, и все они определяются договором франчайзинга, который параллельно является "руководством к действию" франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….4
1.Основные черты международного франчайзинг……………………………….5
1.1 Сущность и исторические особенности развития франчайзинга……….5
2. Франчайзинг: типы, субъекты……………………………………………….22
2.1 Типы и виды франчайзинга……………....................................................22
2.2 Субъекты франчайзинга……………………………………………………...29
3. Динамика рынка франчайзинга……………………………………………..32
3.1 Современное развитие франчайзинга в мировой экономике…………….32
3.2 Развитие франчайзинга в России………………………………………….…….41
Заключение………………………………………………………………………...46
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

По количеству франчайзеров и франчайзи Германия занимает одну из передовых позиций в сфере  развития франчайзинга среди европейских  стран. В 1998 году в этой стране действовало 530 франчайзеров и 22 000 франчайзи. В настоящее  же время работает 950 франчайзеров и 49 000 франчайзи. Наиболее высокий рост франчайзинга наблюдается в сфере быстрого питания, а так же в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса. Товарооборот в сфере франчайзинга Германии – 22,4 миллиарда евро. Франция также является одним из лидеров по развитию франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году там действовало около 470 франчайзеров и 25 800 франчайзи. На сегодняшний день во Франции существует более чем 720 франчайзеров и 33 300 франчайзи.

Рынок франчайзинга во Франции  развивается стабильно и динамично. По данным Федерации Франчайзинга наибольшие обороты по франчайзингу сегодня  наблюдаются во Франции в сфере  недвижимости. Второе место принадлежит обслуживанию частных лиц (например, занятию с детьми после школы) и предприятий (поддержка малых и средних фирм, а также управление бухгалтерским учетом, персоналом, секретарскому делу). Значительная доля во франчайзинге принадлежит продуктам питания и готовой одежде (у каждого сектора по 5 000 пунктов продаж).

Великобритания также  занимает передовые позиции в  сфере развития франчайзинга среди  европейских стран. В1998 году в Британии существовало 568 франчайзеров и 29 100 франчайзи, в настоящее время в ней насчитывается 670 франчайзеров.

В Великобритании подсектор  быстрого питания намного опередил другие по степени использования  франчайзинговых схем и во многих аспектах отражает ситуацию во всей франчайзинговой  сфере страны. Здесь наиболее высокий уровень распространения этого бизнес-формата появился среди тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни. Ежегодный доход в сфере франчайзинга составляет более 10 миллиардов фунтов стерлингов.

Франчайзинг играет важную роль в Италии. По показателям развития эта страна находиться недалеко от таких признанных европейских лидеров, как Германия, Франция и Великобритания. В 1998 году в Италии имелось 436 франчайзеров и 21 400 франчайзи. К настоящему моменту существуют уже около 655 франчайзеров и 44 426 франчайзи.

В Италии, по данным Итальянской  Ассоциации Франчайзинга, франчайзинг  сосредоточен преимущественно в  сфере электроники (телевидение, DVD) – 20% рынка, продуктов питания – 15%, туризме. Наименее франчайзинг развит в сфере мороженного и товаров, предназначенных для снижения веса. Всего же итальянский франчайзинг работает более 20 лет (с 1970 года) и насчитывает 760 брэндов, причем сеть франчайзи насчитывает 48 500 точек продаж, а оборот 20 миллиардов евро. Во франчайзинговой системе трудятся 175 000 человек. Таким образом, в Италии влияние франчайзинга на экономику оказывает весомое влияние и поэтому к предпринимателям, работающим в этой отрасли, охотно прислушиваются и правительство, и политики, и региональные власти. Каждый новый франчайзи получает от Итальянской Ассоциации Франчайзинга 50 000 евро, из которых 50% – грант, 50% – кредит под маленький процент.

Франчайзинг в Испании  переживает в последнее время  бурный рост, как следствие предпринимательской  инициативы франчайзеров и франчайзи, сумевших при помощи консалтинговых фирм преобразить панораму розничной торговли и сферы обслуживания. Все больше вытесняются традиционные мелкие частные лавочки, на смену им приходят фирмы, входящие в хорошо организованную и структурированную франчайзинговую сеть. Более восьми лет существует Испанская Ассоциация Франчайзинга. В 1998 году в Испании насчитывалось приблизительно 288 франчайзеров и 13 200 франчайзи. В настоящее время действует уже 646 франчайзеров и 27 000 франчайзи. Годовой оборот в рамках франчайзинга 3,5 миллиардов евро, в секторе занято 82 000 человек. Подсчитано, что в Испании количество традиционных торговых точек, закрывшихся в первые два года существования в шесть раз больше, чем франчайзинговых.

В 1998 году в Швеции насчитывалось 230 франчайзеров и 9 200 франчайзи. На сегодняшний день там функционируют более чем 350 франчайзеров и 15 000 франчайзи.

В 1998 году в Австрии  действовало 210 франчайзеров и 3 000 франчайзи. В настоящее время в этой стране существует более чем 320 франчайзеров и 4 500 франчайзи.

В Дании в 1998 году имелось 98 франчайзеров и 2 000 франчайзи. Сегодня  там насчитывается чуть более 100 франчайзеров.

Абсолютным лидером  в сфере в Центральной и  ЮгоВосточной Европе франчайзинга является Венгрия. В 1998 году в Венгрии насчитывалось около 220 франчайзеров и 5 000 франчайзи. В настоящее время существует уже примерно 250 франчайзеров и 20 000 франчайзи. В этом секторе работают 45 000 человек, а объем продаж достигает 2,6 миллиарда евро, что составляет 5% от общего объема розничных продаж. Большинство субъектов франчайзинга работает в сфере быстрого питания, значительное количество – в таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм, услуги аренды и распределения и так далее.

Франчайзинг в Польше все еще остается малоизвестной  областью бизнеса, хотя впервые он возник здесь еще перед Второй Мировой  Войной. На сегодняшний день в Польше работает около 170 франчайзинговых  систем: 105 отечественных и 65 иностранных. Годовой оборот в сфере франчайзинга составляет 3,5% ВНП.

В 1998 году в Чехии действовало  лишь 40 франчайзинговых систем и 800 франчайзи. На сегодняшний день существует уже 79 франчайзинговых систем. Пищевая  и швейные промышленности в этой стране являются наиболее привлекательными для франчайзинга. Из-за высоких доходов и относительно быстрой окупаемости инвестиционных расходов, наиболее предпочтительными для франчайзинга являются зоны, где население обладает высокой покупательной способностью.

В Румынии франчайзинг  развивается медленно, главным образом  из-за более строгих требований к  потенциальным партнерам (крупный  начальный капитал). Несмотря на это, такие компании как CocaCola, Pepsi Cola, Pizza Hut, Kentucky Fried Chicken, McDonald’s, Shell, AGIP сумели найти румынских франчайзи и расширить свой бизнес на этом рынке.

В России франчайзинг  укоренился в начале 90х годов, прежде всего, благодаря иностранным компаниям. Если в то время на российском рынке  присутствовали только зарубежные брэнды, то в настоящее время российские брэнды постепенно начинают превалировать. По данным Российской Ассоциации Франчайзинга, отечественные франчайзеры должны занять 70% рынка. В настоящее время в стране действует 150 франчайзинговых систем и всего 2 500 франчайзи . Больше половины систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28% франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом существует тенденция к укрупнению франчайзинговых систем.

Если во всем мире франчайзинг  уже давно стал неотъемлемым атрибутом  экономики, то в Украине он только начинает находить своих приверженцев. Активно развивается внутренний франчайзинг, представляющий собой достаточно специфический сплав зарубежных франчайзинговых технологий и отечественных подходов к ведению бизнеса. Большинство зарубежных компаний все еще предпочитает обеспечивать присутствие на украинском рынке собственными силами, вкладывая значительные средства в новое строительство и приобретая функционирующие объекты (как правило, торговой недвижимости), или выступая арендатором соответствующих помещений. Однако в последние годы международные компании начинают проявлять значительный интерес к сотрудничеству с украинскими партнерами на основе франчайзинга, при котором большая часть капитальных затрат осуществляется местной стороной. Отечественные бизнесмены со своей стороны также приходят к осознанию всех преимуществ использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.

В целом, франчайзинг, как  составляющая экономики Украины, находится  на начальном этапе развития. По данным Ассоциации Франчайзинга Украины, в этой стране на сегодняшний день функционирует более 100 франчайзинговых сетей. Основными направлениями франчайзинга здесь являются фаст-фуды и АЗС. Хотя успешные примеры использования франчайзинга в Украине остаются достаточно редкими, в последние несколько лет их количество начало постепенно увеличиваться.

В Корее франчайзинг  развивается довольно активно. В  настоящее время там действует 1 300 франчайзеров 100 000 франчайзи .

В 1998 году в Японии насчитывалось около 900 франчайзеров. Сегодня в данной стране существует уже 1 100 франчайзеров и 200 000 предприятий франчайзи .

Франчайзинг появился в Китае в начале 90х годов как новое орудие бизнеса. В Китае количество таких систем по сравнению с 2000 годом выросло более чем в пять раз и достигло к концу 2004 года 2 100. По этому показателю Китай вышел на второе место в мире после США. Число франчайзи в 2004 году составляло 120 000. Франчайзинговый сектор обеспечивал работой 2 400 000 человек, а общие инвестиции превышали $7,5 миллиардов.

В настоящее время  в Бразилии действует 1 000 франчайзеров.

На сегодняшний день в Австралии 64 400 франчайзи, на одного франчайзи приходится 321 человек. Важно отметить, что в этой стране свыше 90% общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляется в условиях франшизы.

В Марокко в настоящее время насчитывается около 303 работающих франчайзинговых брэндов, что на 24% больше, по сравнению с 240 франшизами, зарегистрированными в 2004 году. Увеличилось также и количество мастерфранчайзеров: с 97 до 110. Так сегодня по всей стране уже работали 1800 франчайзинговых точек, в то время как в 2004 году их насчитывалось лишь 1700. Сегодня в Марокко успешно работают около 33 местных франчайзера, в основном в сфере торговли одеждой (30%) и мебелью (21%). Наибольшее число франчайзинговых филиалов находятся в двух крупнейших городах страны: Касабланке (38%) и Рабате (18%).

Исходя из представленных в этом разделе данных, можно сделать  вывод, что в мире наблюдается  тенденция увеличения как франчайзи, так и франчайзеров, поскольку  ни в одной из стран (в том числе  и в рассмотренных странах) не произошло сокращения их численности, а наблюдался только рост. Мировым лидером франчайзинга является США. Достаточно активно франчайзинг развивается в таких странах как Китай, Корея, Япония, Канада, Бразилия, Австралия. Лидерами Европы являются Германия, Франция и Великобритания. Менее франчайзинг развит в Центральной и Юго-Восточной Европе, а особенно в странах СНГ. Наименьшее же развитие эта система получила в Африке. В некоторых странах этого континента франчайзинга вообще нет (Чад, Нигер и другие беднейшие страны Африки).

Среди наиболее важных современных мировых тенденций франчайзинга стоит отметить:

  • интернационализацию;
  • участие женщин и миноритетов во франчайзинговом бизнесе;
  • интенсивное использование новейших технологий.

В качестве иллюстрации  приведем статистические данные по категориям франчайзинговых компаний США за 2005 год (По материалам выставки International Franchise Expo 2005 (Washington)):

81,1% франчайзинговых предприятий  США относятся к франчайзингу  бизнес формата,

18,9% – к франчайзингу  товара.

В предприятиях первого типа задействовано 79,5% служащих, второго – 20,5% служащих от общего числа в сфере франчайзинга.

Наибольшую экспансию  на территории США франчайзинг проявил  в сфере общественного питания:

56,3% от общего числа  ресторанов быстрого обслуживания  – работают по франчайзингу;

14,2% – предприятий  по продаже продуктов питания;

13,1% – ресторанов полного  сервиса;

18,2% предприятий гостиничного  бизнеса развиваются по системе  франчайзинга.

В сфере услуг:

4,9% – предприятий,  предлагающих автоуслуги;

3,3% – бизнес услуги;

1,5% – услуги на рынке  недвижимости;

0,9% – персональные  услуги.

В целом, в США доля франчайзинга в общем объеме розничного товарооборота составляет 34%, в странах  Западной Европы – 5 12%, количество франчайзинговых  сетей постоянно растет.

В 1990 г. в 12-ти европейских странах было зарегистрировано 1 600 франчайзинговых систем и 8500 франчайзи. Европейским лидером в этом секторе является Франция, где 10 % приходятся на данную систему. Согласно статистическим данным, изданным в марте 1997, на Европейском салоне франчайзинга и торговли в Париже, в Европе действовали более чем 3500 франчайзинговых систем и 134000 франчайзи, которые нанимали приблизительно 1 млн. работников. Товарооборот составлял 70 млрд. евро.

В настоящее время  в Европе действует более 4500 франчайзинговых систем и приблизительно 180000 франчайзи, которые достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем превысил 800 млрд. долларов в год.

В США, лидирующей компании по развитию франчайзинга, в 2001 году насчитывалось 767483 франчайзинговых предприятий, на которых задействовано 9 797 117 работников, что составляет 7,4% рабочих мест в частном секторе. Объем прибыли таких предприятий США в 2001 году составил $624,6 млрд.

По данным Международной  Ассоциации Франчайзинга в настоящее  время в мире насчитывается 16,5 тысяч  франчайзеров с более 1.2 млн. франчайзи, объем продаж сетей составляет 1.4 трлн.долларов США, занятость около 12 млн.человек. Признанными лидерами являются США (2000 франчайзеров), Корея (1300), Канада (1200), Бразилия (1000), Япония(1000).

 

3.2 Развитие франчайзинга в России

Еще в 2002 году количество компаний, развивающихся по франчайзингу, в России не превышало несколько десятков, а уже в 2007 – о себе заявило свыше 600. Но число реально действующих франшиз у нас в стране - меньше 400.

Информация о работе Динамика рынка франчайзинга