Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности международного франчайзинга.
Условия взаимоотношений сторон могут быть разными, и все они определяются договором франчайзинга, который параллельно является "руководством к действию" франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон.
Введение…………………………………………………………………………….4
1.Основные черты международного франчайзинг……………………………….5
1.1 Сущность и исторические особенности развития франчайзинга……….5
2. Франчайзинг: типы, субъекты……………………………………………….22
2.1 Типы и виды франчайзинга……………....................................................22
2.2 Субъекты франчайзинга……………………………………………………...29
3. Динамика рынка франчайзинга……………………………………………..32
3.1 Современное развитие франчайзинга в мировой экономике…………….32
3.2 Развитие франчайзинга в России………………………………………….…….41
Заключение………………………………………………………………………...46
Список использованных источников………………………………………
На российском рынке уже действуют около 30 зарубежных франчайзинговых компаний: Pizza Hat, McDonalds, Baskin-Robbins, Xerox и другие. Развиваются и российские компании, работающие на основе франчайзинга - 1С, "Русское бистро", сеть супермаркетов "Перекресток", салоны обуви "ЭКОНИКА-Стиль".
Для того чтобы лучше проанализировать состояния рынка франчайзинга России, для начала рассмотрим структуру распределения франшизных систем в 2008 году:
Рис 1. Структура франшизных систем России за 2008 год.
Розничная торговля составляет наибольший удельный вес в структуре франшизных систем России за 2008 год составляет 46 %.Предприятия питания составляют-22 %. Наименьшую долю в структуре франшизных систем за 2008 составляет учебные центры, охраны здоровья, строительные услуги и автотранспорт на их долю приходится всего 9 %( по 3, 3, 1 и 2 соответственно).
Проанализируем развитие розничной торговли в России, имеющую наибольшую долю(процент) в структуре франшизных систем на примере франчайзинговых компаний, занимающихся производством мебели.
Рассмотрим более подробно самые крупные франчайзинговые сети, занимающиеся производством мебели Таблица 1.1:
Как видно из таблицы самым крупным франчайзинговым производителем мебели на рынке России является «ШАТУРА» с 350 млн. долю оборота в 2005 году, на втором и на третьих местах идут «ФЕЛИКС» и «МЕБЕЛЬВИЛЛЬ» соответственно.
Лидером по количеству франчайзинговых магазинов является «ШАТУРА» 310 магазинов, на втором месте идет «ФЕЛИКС» 31 магазин.
Несмотря на то что «ИНВЕСТЛЕГПРОМ» имеет всего 2 франчайзинговых магазина, на порядок меньше чем у остальных лидеров, однако общий оборот его составляет 180 млн.долл., что на 20 млн.долл. меньше чем у занимающего второе место «ФЕЛИКС»
Таблица 1.1 Крупнейшие франчайзинговые сети, занимающиеся производством мебели в РФ
Название сети/Франчайзер |
Тип франчайзера |
Количество франчайзинговых магазинов |
Общая площадь магазинов (тыс.кв.м) |
Общий оборот в 2005 году(млн.долл) |
«ШАТУРА»/ «ШАТУРА» |
производитель |
310 |
132 |
350 |
«ФЕЛИКС»/ «ФЕЛИКС» |
производитель |
31 |
19 |
218 |
«МЕБЕЛЬВИЛЛЬ»/ ДОК «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ» |
производитель |
3 |
4 |
5 |
FILIPPE GRANDI/ «ИНВЕСТЛЕГПРОМ» |
производитель |
2 |
7 |
180 |
Рассмотрим динамику изменения объёма рынка данного рынка в млрд.долл. в РФ с 2005 по 2008 года включительно на рис 1.1. :
Рисунок1.1. Динамика изменения объёма рынка мебели в млрд.долл.
Как видно из рисунка в 2005 году объём рынка был 3,5 млрд. долл., затем динамику изменения увеличивалась и в 2006 г. объём составлял уже 4,1 млрд. долл., наибольшее изменении произошло в 2007 году, когда объём стал 4,8 млрд.долл. Рост в денежном исчислении составил порядка 37 %:
1.)4,8- 3,5=1,3.
2) 1,3/3,5 *100 %= 37 %.
Однако в 2008 произошло снижение объёма рынка по сравнению с 2007 годом на 12,5 % . Это объясняется падением продаж на рынке мебели и тем самым пагубно повлияло на развитие данной франшизной системе:
4,2- 4,8=- 0,6
– 0,6/4,8*100 %=- 12,5%
Данное падение этого показателя объясняется причиной мирового финансово кризиса, который выражается в всеобщем падения спроса населения на товары розничной торговли, в связи со снижением реальных доходов людей.
Рассмотрим следующий сегмент франшизной системы « Розничная торговля» на примере бытовой техники и электроники в табл.1.2:
Таблица 1.2 Крупнейшие франчайзинговые сети, бытовой техники в РФ
Название сети/Франчайзер |
Тип франчайзера |
Количество франчайзинговых магазинов |
Общая площадь магазинов (тыс.кв.м) |
Общий оборот в 2005 году(млн.долл) |
«ЭЛЬДОРАДО»/ «ЭЛЬДОРАДО» |
ритейлер |
440 |
700 |
3400 |
«ЭКСПЕРТ»/ «КОРСО ТРЕЙД» |
дистрибутор |
244 |
123 |
350 |
LG/LG |
производитель |
190 |
50 |
280 |
«ЛИНИЯ ТОКА» «АРКОНАДА» |
дистрибутор |
72 |
44 |
25 |
SAMSUNG/ SAMSUNG |
производитель |
47 |
14 |
55 |
«В-ЛАЗЕР»/ «В-ЛАЗЕР» |
ритейлер |
20 |
8,5 |
100 |
DOMO/DOMO |
ритейлер |
7 |
25 |
160 |
«ТЕХНОСИЛА»/ «ТЕХНОСИЛА» |
ритейлер |
2 |
93 |
601 |
«ЭЛЕКТРОФЛОТ, «ТЕХНОПАРК»/ «ЭЛЕКТРОФЛОТ» |
ритейлер |
--- |
17 |
150 |
Как видно из таблицы наибольший оборот в 2005 году имеет франчайзинговая сеть бытовой техники и электроники «ЭЛЬДОРАДО» и составляет 3,4 млрд.долл, имея при этом 440 франчайзинговых магазинов и является крупнейшей сетью бытовой техники и электроники в России.
Рассмотрим динамику объёма рынка бытовой техники и электроники в млрд.долл:
Рисунок1. Динамика изменения объёма рынка бытовой техники и электроники в млрд.долл. в 2005-2008 годах
Как видно из рисунка 2 объём рынка вырос с 2005 г. По 2007 г на 4,4 млрд.долл. или на 36,4%:
1)16,5-12,1=4,4
2) 4,4/ 12,1*100 %=36,4 %
Однако в 2008 году произошло снижение объёма по сравнению с 2007 годом на 8,4 %:
15,1-16,5=-1,4
-1,4/16,5* 100 %=8,4 %
Произошло это из-за ряда причин, включая перенасыщением рынка бытовой электроники и падением спроса на товары, из-за финансового кризиса.
Заключение
Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.
Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.
Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами.
С развитием франчайзинга России предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.
Список использованных источников
1. Введение во франчайзинг / Под ред. С.А. Силинга. - Санкт-Петербург, 2004 год.
2. Довгань В. Франчайзинг путь к расширению бизнеса. - М.: Дело, 2006.
3. Как преуспеть в бизнесе. - М.: Инф. - внедр. центр "Маркетинг", 2005.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2008.
5. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.
7. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М.: Прогресс, 2004.
8. Питерс Т., Уотермай
Р. В поисках эффективного
9. Рыночная экономика: Учебник. - М.: Соминтэк, 2005.
10. http://ru. wikipedia. org/wiki/
11. http://www.gk-rf.ru/
12. http://www.worldclass.ru/wc/
13. http://www.worldclass.ru/wc/