Динамика рынка франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности международного франчайзинга.
Условия взаимоотношений сторон могут быть разными, и все они определяются договором франчайзинга, который параллельно является "руководством к действию" франчайзи. Эта схема является выгодной для обеих сторон.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….4
1.Основные черты международного франчайзинг……………………………….5
1.1 Сущность и исторические особенности развития франчайзинга……….5
2. Франчайзинг: типы, субъекты……………………………………………….22
2.1 Типы и виды франчайзинга……………....................................................22
2.2 Субъекты франчайзинга……………………………………………………...29
3. Динамика рынка франчайзинга……………………………………………..32
3.1 Современное развитие франчайзинга в мировой экономике…………….32
3.2 Развитие франчайзинга в России………………………………………….…….41
Заключение………………………………………………………………………...46
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

В настоящее время  в зависимости от размеров первоначального  капитала франшизы бизнес-формат делят  на следующие основные подгруппы:

  • франшиза - рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
  • франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
  • инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.

Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

Следует выделить еще  одну компанию, занимающуюся деловым  франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца. 

Хотя  существует много вариантов  классического франчайзинга, три  из них наиболее  часто  используются.  Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг;  развивающийся франчайзинг. В каждом из  этих случаев франчайзи  получает все  преимущества, которые  обычно  связаны  с  франчайзингом: использование торговой марки и логотипа  франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1) продолжительность отношений франчайзора и франчайзи, 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы.

 

Дочерний франчайзинг является сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений франчайзинга и предполагает организацию независимого бизнеса под «патронажем» франчайзера.

 

Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по брокерским операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, торговле подержанными автомобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превращение (конверсия) так называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селективные системы сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территориальный).

 

При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса.

 

При региональном франчайзинге создаются двух-, трехуровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера).

Региональный франчайзинг  подразделяется на различные подвиды:

  1. франчайзинг с владением многими предприятиями — развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе;
  2. субфранчайзинг — головное предприятие имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;
  3. развивающийся франчайзинг — отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные  отношения.

Система франчайзинга ориентирована  на достижение успеха всеми ее участниками. Преимуществами для франчайзера  являются:

  1. выгоды от широкого и быстрого расширения бизнеса без больших финансовых затрат;
  2. возможность осуществления эффективного контроля над условиями реализации своей продукции и услуг;
  3. получение дохода в виде платежей роялти;
  4. получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в результате роста масштабов производства.

Участие в системе  франчайзинга дает преимущества и франчайзи, такие, как:

  1. возможность стать и оставаться самостоятельным бизнесменом;
  2. право вести свой бизнес под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке;
  3. использование апробированной концепции бизнеса и маркетинга;
  4. возможность получения управленческих консультаций от экспертов в соответствующей области;
  5. снижение затрат на рекламу за счет организации совместной деятельности;
  6. получение услуг головной фирмы в организации начального и последующего обучения.

Однако возможности  реализации этих преимуществ зависят  от многих условий — и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и области предпринимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности.

 

2.2 Субъекты франчайзинга

 

Во франчайзинговом  процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

   Первая сторона – франчайзер.

Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском  рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи), возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и на определенный срок рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один.

 Вторая сторона – франчайзи.

Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель, (юридическое или физическое лицо) приобретающее (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

Франчайзер и франчайзи  связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит  франшиза, которая, по сути, является лицензией. Она:

а) дает разрешение франчайзи  заниматься определенным бизнесом, используя  специфическое наименование, принадлежащее франчайзеру;

б) дает право франчайзеру  контролировать качество ведения бизнеса, являющегося предметом договора;

в) обязывает франчайзера  предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося  предметом франшизы;

г) обязывает франчайзи регулярно, в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы.

Франчайзер занимает в системе главенствующее положение, которое характеризуется следующими особенностями:

  1. Франчайзер является владельцем исключительных прав, защищенных инструментами авторского права, то есть является правообладателем;
  2. Эти свои исключительные права франчайзер передает франчайзи на определенных условиях;
  3. Франчайзер оказывает франчайзи различные формы поддержки. Эти поддержки могут, кроме, естественно, предоставлении товара и бренда, могут выражаться:
    • в предоставлении различного рода услуг, связанных с товаром;
    • различных маркетинговых услуг, среди которых особое место в маркетинговых услугах реклама;
    • различного рода финансовые услуги от консультаций до предоставления гарантий при осуществлении финансовых и товарных операциях, в том числе в зачетных, клиринговых и других финансовых операциях франчайзера;
    • всевозможные формы управленческого консультирования (консалтинг);
    • поставки товаров и материальных ресурсов;
    • обучение (тренинги) как самого франчайзи, так и его персонал.
  4. Франчайзер получает право контролировать и, в определенных границах, регулировать деятельность франчайзи.

Франчайзи, наоборот, занимает в этой системе подчиненное положение, которое характеризуется следующими особенностями:

  1. Франчайзи получает право ведения бизнеса от имени и под товарной маркой франчайзера.
  2. Он принимает на себя ряд обязательств, по отношению, как франчайзеру, так и других франчайзи, вошедших в франчайзинговую сеть. То есть:
    • высокую этику деловых отношений, не позволяющую ущемлять деловые интересы партнеров по бизнесу;
    • заботу об имидже торговой марки;
    • своевременное и полное исполнение своих финансовых обязательств, как перед франчайзером, так и перед франчайзинговой системой в целом;
    • франчайзер становиться частью единой системы, осуществляющей бизнес по единым правилам.
  3. Франчайзи должен передавать франчайзеру подробную и достоверную информацию о состоянии рынка и возможностях расширения бизнеса.

 Франчайзи обязан полностью, точно и в срок, отчитываться перед франчайзером о проделанной работе и полученных финансовых результатах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Динамика рынка франчайзинга

 

3.1 Современное развитие франчайзинга в мировой экономике

Сегодня мировой рынок франчайзинга растет и считается одним из самых перспективных. Эта форма успешно используется в 80 странах, где франчайзинговые фирмы создают около 13% валового национального продукта.

Многие специалисты  считают, что в ближайшее время  половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.

Точную цифру существующих франчайзинговых компаний назвать  нельзя. Существуют приблизительные  данные, что на сегодняшний день в мире насчитывается более 16 500 франчайзеров и более 165 500 франчайзи. В настоящее время франчайзинг используется примерно в 75 сферах бизнеса – от фастфудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг.

По данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых  франчайзинг получил сегодня наибольшее распространение являются: заведения фаст-фуд – около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля (в том числе продуктами питания) – 15%, сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) – около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание – 8%, строительство – 7%. При этом около 50% всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям фаст-фуд, ресторанам, магазинам промышленных и продовольственных товаров.

Признанными лидерами франчайзинга и экспортерами франшизного бизнеса по всему миру являются США, Канада, Корея, Япония, Австралия, лидеры Европы – Германия, Франция и Великобритания.

США являются мировым  лидером в развитии системы франчайзинга. В 1998 году в Америке насчитывалось около 1 200 франчайзеров; в 2002 году действовало уже примерно 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи; на сегодняшний день имеется около 2 400 франчайзеров и 767 000 франчайзи.

Приведем статистические данные по категориям франчайзинговых  компаний США: 81,1% франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу бизнес-формата; 18,9% франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу товара.

В предприятиях первого  типа задействовано 79,5% служащих, второго  – 20,5% служащих от общего числа в сфере франчайзинга. В настоящее время, по некоторым оценкам, в США до 56% франшизных систем сосредоточено в первой десятке отраслей, в которых франчайзинг наиболее результативен.

Наиболее активными  франчайзинговыми системами в Америке  можно назвать America Center (услуги), Athlete’s Foot (спортивное оборудование), Avis (прокат автомобилей), Baskin Robbins (мороженое), Burger King (быстрое питание), Century (недвижимость), Chem Dry (услуги), City Looks (парикмахерские салоны), Comfort Inn (гостиницы), Domino’s Pizza (доставка пиццы), ERA (недвижимость), Future Kids (детское образование), Haagen Dazs (мороженое), Holiday Inn (гостиницы), Levi’s Store (одежда), Mail Boxes (почтовые услуги), McDonald’s (быстрое питание), Midas (автомобильный сервис), New Horizons (компьютерное обучение), Petland (средства для животных), Pizza Hut (быстрое питание), Quality Hotel (гостиницы), Rainbow Intl. (услуги).

Годовой объем продаж в рамках системы франчайзинга в  США превышает $1,5 триллиона, при  этом около 40% предприятий розничной торговли являются франчайзинговыми (прогноз на 2010 год – 50%). Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает приблизительно 15% ВВП США. Примерно 60% ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50% которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из восьми созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только один прекращает свое существование.

В 1990 году в двенадцати странах Европы было зарегистрировано 1 600 франчайзинговых систем и 85 000 франчайзи. Согласно статистическим данным, в марте 1997 года, на Европейском салоне франчайзинга и торговли в Париже, в Европе действовали более чем 3 500 франчайзинговых систем и 134000 франчайзи, которые нанимали приблизительно 1 000 000 работников. Товарооборот составлял $70 миллиардов.

Информация о работе Динамика рынка франчайзинга