Доход населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы является:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2007-2011 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….5

Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………...……………….....7
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………………………..…..7
Анализ показателей доходов, бедности и социальной справедливости……………………………………………………………..……13
Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости, как объект государственного регулирования…………..…..17

Анализ основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Анализ динамики основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………….……………....20
Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь…….………………………………………………………………….....26

Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов………….……28
Основные направления государственное регулирование доходов…………………………………………………………………………...28
Система социальной защиты населения………………………….29
Перспективы развития политики доходов………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36

Файлы: 1 файл

все.docx

— 394.16 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….5

 

  1. Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………...……………….....7
    1. Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………………………..…..7
    2. Анализ показателей доходов, бедности и социальной справедливости……………………………………………………………..……13
    3. Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости, как объект государственного регулирования…………..…..17

 

  1. Анализ основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
    1. Анализ динамики основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………….……………....20
    2. Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь…….………………………………………………………………….....26

 

  1. Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов………….……28
    1. Основные направления государственное регулирование доходов…………………………………………………………………………...28
    2. Система социальной защиты населения………………………….29
    3. Перспективы развития политики доходов………………………..31

 

Заключение………………………………………………………………..34

Список использованных источников……………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика –  это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.

Во  всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.

В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.[6, с. 98]

Правительство, будучи главным кормчим  экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию  действий для реализации избранной  социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок  и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что  государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Во  многом экономическая политика государства  ситуационно обусловлена в том  смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.[3, с. 76]

Задачами курсовой работы является:   

1. Выявить особенности государственной  социальной политики Республики  Беларусь.     

2. Проследить динамику показателей,  характеризующих уровень доходов  в 2007-2011 гг.     

3. Выявить пути решения проблемы  неравенства доходов, бедности, социальной  справедливости.

Основными источниками литературы при выполнении данной курсовой работы являлась различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, посвященные экономике Республики Беларусь.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Понятие неравенства доходов, бедности  и социальной справедливости

 

    1. Понятие неравенства доходов, бедности и социальной

cправедливости

 

Денежные доходы населения включают оплату труда, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению), доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления). Прочие доходы включают поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления (сальдо полученных и отправленных населением денежных переводов, поступления от продажи товаров через магазины комиссионной торговли, поступления от продажи лома черных и цветных металлов, макулатуры и прочего вторичного сырья). Выделяют следующие виды доходов:

Реальные  денежные доходы населения – относительный показатель, рассчитанный путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответствующий временной период.     

Располагаемые денежные доходы населения – это денежные доходы населения за вычетом налогов и взносов.     

Среднедушевые денежные доходы рассчитываются путем деления общего объема денежных доходов населения на среднегодовую численность населения. [15, с. 65]    

Денежные  расходы и сбережения населения  включают расходы на покупку товаров  и оплату услуг, на оплату налогов, взносов  и других платежей, сбережения и  величину изменения задолженности  населения по кредитам. Бюджет прожиточного минимума – стоимость минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума ежеквартально рассчитывается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала. 

Распределению доходов в рыночной экономике обычно свойственна значительная степень неравенства. Она определяется тремя основными обстоятельствами.

  1. факторами, которые были в широком смысле унаследованы индивидом. К ним относятся не только полученные в наследство акции, денежные депозиты, недвижимость и т.п., но и природная одаренность, способности к тем или иным занятиям.
  2. накопленным в течение жизни человеческим капиталом. Важнейшим фактором его формирования выступает образование.
  3. удачей: человек может внезапно разбогатеть, вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив средства в другую.

Значительно неравенство доходов  между лицами, владеющими собственностью, а следовательно, получающими от нее доход, и лицами, не владеющими ею. Именно доходы от собственности  определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов. Право наследования и тот факт, что богатство порождает богатство, усиливает роль, которую играет неравенство  владения собственностью в увеличении неравенства доходов.

Дифференциация заработков объясняется  также соотношением спроса и предложения  на конкретную профессию. Если, например, падает зарплата инженера, значит, уменьшается  спрос на этот вид труда. Но почему отличаются условия спроса на различных  рынках труда? Если бы все работники  были однородны, все работы одинаково  привлекательны для работников и  рынки труда совершенно конкурентны, то все работники получали бы абсолютно  одну и ту же ставку зарплаты. Отсюда ясно, почему на практике ставки зарплаты различны:

1. Работники – неоднородны. Они  различаются по способностям, а  также по уровням подготовки  и образования, поэтому попадают  в не конкурирующие друг с  другом профессиональные группы.

2. Виды работ различаются своей  привлекательностью.

3. Рынки труда обычно характеризуются  несовершенной конкуренцией.

Неоднородность работников лежит  в основе наличия не конкурирующих  групп. Например, относительно небольшое  число работников имеет способность  быть хирургами, скрипачами, химиками-исследователями, космонавтами. Лишь немногие имеют  финансовые средства для получения необходимой подготовки. В результате предложение этих конкретных видов труда является очень небольшим по отношению к спросу на них и, соответственно, их зарплата высокая. Эти (и подобные им группы) не конкурируют друг с другом или с другими квалифицированными, или малоквалифицированными рабочими: скрипач не конкурирует с хирургом, продавец не конкурирует со скрипачом.[9, с. 23]

Но ряд неквалифицированных  рабочих разных профессий могут  принадлежать к одной и той  же группе. Например, работники автозаправочной  станции, подсобные сельскохозяйственные рабочие и неквалифицированные  строительные рабочие могут быть отнесены к одной и той же группе, ибо каждый из них может выполнить  работу другого. Но никто из рабочих  данной группы не составит эффективной  конкуренции программистам, преподавателям математики, которые находятся в  других, более ограниченных группах.

Можно, конечно, переходить из одной  группы в другую, но существуют факторы, ограничивающие мобильность: у людей  разные интеллектуальные и физические способности. У одних – высокий  коэффициент интеллекта позволяет  им освоить профессии врача-хирурга, юриста, физика. Другие обладают исключительными  физическими способностями и могут стать высокооплачиваемыми профессиональными спортсменами. Третьи наделены врожденным талантом художника или музыканта.[5, с. 87]

Бедность  – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Бедность – показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения (семей), которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей - необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью.

Выделяют два вида бедности.

  1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание. Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей – в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.
  2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.[11, с. 12]

Информация о работе Доход населения