Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:29, курсовая работа
Задачами курсовой работы является:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2007-2011 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.
Введение…………………………………………………………………….5
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………...……………….....7
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………………………..…..7
Анализ показателей доходов, бедности и социальной справедливости……………………………………………………………..……13
Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости, как объект государственного регулирования…………..…..17
Анализ основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Анализ динамики основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………….……………....20
Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь…….………………………………………………………………….....26
Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов………….……28
Основные направления государственное регулирование доходов…………………………………………………………………………...28
Система социальной защиты населения………………………….29
Перспективы развития политики доходов………………………..31
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе 2012 г. сократились по сравнению с январем 2011 г. в реальном выражении на 6,3 процента. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к минимальному потребительскому бюджету составило 1,8 раза, бюджету прожиточного минимума - 2,8 раза (в январе 2011 г. - 2,1 и 3,4 раза соответственно).
Удельный вес основных источников формирования денежных доходов населения (оплаты труда и трансфертов населению) в общей сумме денежных доходов в январе 2012 г. составил 86,1 процента и был ниже января 2011 г. (87,1 процента).
В феврале 2012 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила 2 964,2 тыс. рублей, что на 106,2 процента выше уровня февраля 2011 г..[9, с. 78]
В феврале 2012 г. продолжилось замедление снижения реальной заработной платы, начавшееся в предыдущем месяце, что связано с увеличением с 1 января 2012 г. тарифной ставки I разряда на 32,5 процента, введение корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам бюджетных организаций и невысокие темпы потребительских цен.
Продолжает сохраняться
значительная дифференциация заработной
платы в разрезе видов
В январе 2012 г. работники
68,2 процента организаций республики
(без учета микроорганизаций и
малых организаций
Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата работников
бюджетных организаций в
Таблица 2-2 Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения; тысяч рублей в месяц)
Все население |
В том числе по соц.-демографическим группам населения | ||||
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети в возрасте до 3 лет |
Дети в возрасте от 3 до 16 лет | ||
2000 |
38,0 |
40,2 |
31,3 |
30,7 |
41,1 |
2005 |
158,1 |
174,4 |
140,1 |
131,8 |
182,2 |
2009 |
255,2 |
271,5 |
227,4 |
227,4 |
312,1 |
2010 |
296,9 |
324,6 |
262,2 |
262,0 |
361,3 |
2011 |
706,9 |
765,0 |
567,5 |
581,2 |
760,0 |
Источник[15, с.65]
Различные подходы к оценке эффекта от масштаба в домохозяйствах приводят к различным оценкам их размера, что в свою очередь влияет на величину медианного дохода и черты относительной бедности соответственно. Черта относительной бедности – 60% от медианного дохода – в 2011 г. (с учетом корректировки размера домохозяйства по национальной шкале эквивалентности) составила BYR 552.9 тыс. в месяц на человека.
Бюджет прожиточного минимума – черта абсолютной бедности – в 2011 г. увеличился на 10.6% г/г в номинальном выражении (2.7% г/г в реальном выражении) и составил BYR 275.1 тыс. в месяц (вдвое меньше, чем черта относительной бедности).
Для сравнения, средние располагаемые ресурсы на душу населения в 2011 г. увеличились на 19.2% в номинальном и на 10.7% в реальном выражении и достигли BYR 778.7 тыс. в месяц. [1, с. 98]
Таблица 2-3 Удельный вес малообеспеченного населения
2000 |
2005 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Все население В том числе: Мужчины Женщины |
41,9
42,9 41,0 |
12,7
13,3 12,2 |
5,4
5,9 5,1 |
5,2
5,3 5,0 |
7,3
7,5 7,1 |
Население проживающее в: Городах и поселках городского типа Сельских населенных пунктах |
37,9 50,8 |
10,9 16,7 |
4,0 9,5 |
3,8 8,9 |
5,8 11,5 |
Население в возрасте, лет 0-17 18-24 25-54 55-59 60 и старше |
53,2 42,9 39,7 29,0 17,8 |
20,4 13,7 12,1 5,3 4,0 |
10,1 5,3 5,1 1,9 0,9 |
9,9 5,3 4,9 2,1 0,5 |
13,3 6,8 7,0 3,2 1,7 |
Источник[10]
Абсолютная бедность (удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума) в 2011 г. составила всего 5.2% населения. Относительная бедность, напротив, увеличилась. В особенности рост заметен.
Таблица 2-4 Уровень бедности
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Уровень бедности, % населения ниже национальной черты бедности |
7,7 |
6,1 |
5,4 |
5,2 |
7,3 |
Источник[9, с. 34]
Рост доходов населения в 2011 г. объективно должен был снизить абсолютную бедность, но одновременный рост относительной бедности говорит о том, что бедные от него выиграли в меньшей степени, чем более обеспеченные слои населения. Коэффициент Джини, отражаю
щий неравенство, подтверждает некоторое увеличение расслоения в обществе – он вырос, согласно нашим оценкам, с 27.3 до 27.5. Однако неравенство в Беларуси оставалось умеренным и сопоставимым со странами Скандинавии и континентальной Западной Европы.
Другой показатель степени
социального неравенства –
Доходы богатых превышают доходы бедных в 3.4 раза, если не учитывать шкалы эквивалентности.
Величина уровня бедности
ничего не говорит о том, насколько
бедны попавшие за черту бедности.
Например, если доход большинства
малообеспеченного населения
Глубина абсолютной бедности крайне низкая, и существует большой
потенциал ее дальнейшего снижения. В 2010 г. этот показатель был заметно выше – 11.5%. Соответственно, рост доходов 2011 г. не привел к существенному сокращению абсолютной бедности, но ощутимо уменьшил ее глубину. Более того, резко сократилась крайняя бедность (доход на 2/3 ниже черты бедности)
В случае относительной бедности
ее глубина ощутимо выше, чем у
абсолютной. Относительная бедность
после корректировок с
Тем не менее, показатель глубины относительной бедности является достаточно низким, а его дальнейшее снижение говорит о том, что рост относительной бедности в 2011 г. происходил за счет увеличения доли населения с доходом, близким к черте бедности. Удельный вес населения с доходом в пределах 50–60% от медианного (согласно национальной шкале эквивалентности) составил 5.5%, увеличившись по сравнению с 2010 г. Несмотря на снижение глубины относительной бедности, удельный вес населения, проживающего в условиях крайней бедности (с уровнем дохода менее 40% от медианного), в 2011 г. практически не изменился, оставшись на уровне 2% Также существенно вырос удельный вес населения с доходом на уровне 40–50% от медианного – с 4 до 4.6% (относительная бедность, национальная шкала эквивалентности). Снижение глубины бедности в этом случае объясняется тем, что в условиях повышения медианного дохода увеличилось число тех, чьи доходы ранее незначительно превышали черту бедности и выросли в меньшей степени, чем медианный доход.
В целом такие изменения в структуре доходов бедных и людей, подверженных риску бедности, являются следствием некоторого увеличения неравенства.[5,с. 14](см.ПРИЛОЖ.Г)
2.2 Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь
Домашнее хозяйство –
один из важнейших субъектов
Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующего этой численности уровня располагаемых ресурсов. В результате она показывает соотношение процентов всех располагаемых ресурсов и процентов всех их получателей. Если бы располагаемые ресурсы распределялись равномерно, то есть 10% получателей имели бы десятую часть располагаемых ресурсов, 20% . пятую часть располагаемых ресурсов, 50% . половину и так далее, то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения (диагональ квадрата со сторонами от 0% до 100%).
Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца (линией фактического распределения), отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация.
Таблица 2-5 Распределение общего объема располагаемых ресурсов по 20-процентным группам населения
2000 |
2005 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Располагаемые ресурсы всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: первая(с наименьшими располагаемыми ресурсам ) вторая третья четвертая пятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами) |
9,3
13,7 17,5 22,5 37,0 |
9,6
14,3 17,7 22,4 36,0 |
9,6
13,9 17,1 22,1 37,3 |
9,4
13,9 17,5 22,5 36,7 |
9,2
13,8 17,4 22,6 37,0 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,270 |
0,256 |
0,268 |
0,265 |
0,284 |
Соотношение располагаемых ресурсов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения раз |
4,0 |
3,7 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
Источник[15,с. 65]
Структура потребительских расходов по 20 % группам дает важную характеристику уровня жизни и доходов населения. Она позволяет выявить складывающиеся тенденции, как позитивные, так и негативные, в разрезе выделенных групп, проследить ее динамику за ряд лет, что, безусловно, является важнейшим материалом для выработки политики доходов населения на перспективу.
С 2000 по 2011 года соотношение располагаемых ресурсов в Рспублике Беларусь заметно не изменилось.