Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:29, курсовая работа
Задачами курсовой работы является:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2007-2011 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.
Введение…………………………………………………………………….5
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………...……………….....7
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………………………..…..7
Анализ показателей доходов, бедности и социальной справедливости……………………………………………………………..……13
Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости, как объект государственного регулирования…………..…..17
Анализ основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Анализ динамики основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………….……………....20
Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь…….………………………………………………………………….....26
Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов………….……28
Основные направления государственное регулирование доходов…………………………………………………………………………...28
Система социальной защиты населения………………………….29
Перспективы развития политики доходов………………………..31
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36
ГЛАВА 3 Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов
Значительное неравенство
в распределении доходов
Политика перераспределения доходов включает:
систему социального страхования;
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.
Вмешательство государства
в перераспределительные
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.[21, с.87]
3.2 Система социальной защиты населения
Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.
Понятие социальной защиты
по-разному рассматривается в
разных странах и международных
организациях. В одних случаях
в данное понятие включается все,
что затрачивает социальные условия
жизни человека (например, благоприятную
экологическую среду, заботу о детях,
решение жилищных проблем). В других
случаях данное понятие ограничивается
вопросами пенсионного
По уровню гарантий, предоставленных населению,
все системы социальной защиты, существующие
в разных странах мира, можно разделить
на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская
(Беверидж).
Первая система устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов.
Вторая система исходит
из того, что любой человек имеет
право на минимальную защиту от болезней,
старости и других причин снижения
своих трудовых способностей. В тех
странах, которые выбрали эту
модель, действует система
Названные модели имеют разные варианты. Наиболее распространены в мировой практике либеральная, социал-демократическая и консервативная модели. [11, с. 67]
Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для всех граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом.
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.
Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.
Появились новые формы
работы с различными группами населения,
стали разворачиваться
В республике идет поиск
наиболее эффективных организационно-
3.3 Перспективы развития политики доходов
Главными целями политики доходов являются рост реального уровня всех
видов денежных доходов населения и обеспечение
эффективной поддержки социально уязвимых
категорий граждан.
Политика государства в
- повышение уровня реальных
располагаемых денежных
- дальнейшее развитие и
Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем:
- предоставления широких прав
субъектам хозяйствования в
- установления прямой
- создания экономических
- роста доходов от
Государственная политика будет направлена на создание условий и возможности трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей и обеспечить достойный уровень жизни для себя и своей семьи с опорой на собственные силы. Она будет формироваться с учетом того, что благополучие граждан должно зависеть от их личного трудового вклада, квалификации и предприимчивости.[12, с. 236]
В современных условиях заработная плата должна в полной мере выполнять свою стимулирующую функцию. Наиболее актуальным становится повышение мотивационного потенциала заработной платы и увязка механизма ее роста с результатами труда.
Мотивация труда будет базироваться
на создании новых гибких систем оплаты
труда, внедрении прогрессивных
видов премирования во взаимоувязке
с показателями производительности
труда и качества продукции, личным
вкладом каждого работника в
повышение эффективности
Будет усилена роль минимальной заработной платы как государственного минимального социального стандарта в сфере труда на основе поддержания ее размера на уровне не менее трети от средней заработной платы по республике. Дальнейшее повышение оплаты труда работников бюджетной сферы имеет целью последовательное приближение тарифной ставки первого разряда к уровню бюджета прожиточного минимума.[16, с. 321]
В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.
Для этого необходимо:
- поддержание реального уровня
пенсионных выплат, увязанного с
ростом реальной заработной
- определение минимальных
- повышение эффективности
- содействие развитию программ
дополнительного добровольного
пенсионного страхования в
Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам самим формировать свой пенсионный доход в соответствии с личными ожиданиями.[18, с. 563]
Эффективность социальной поддержки населения будет достигаться путем: