Доход населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы является:
1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2007-2011 гг.
3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….5

Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………...……………….....7
Понятие неравенства доходов, бедности и социальной справедливости………………………………………………………………..…..7
Анализ показателей доходов, бедности и социальной справедливости……………………………………………………………..……13
Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости, как объект государственного регулирования…………..…..17

Анализ основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
Анализ динамики основных показателей доходов и бедности в Республике Беларусь…………………………………………….……………....20
Оценка дифференциации доходов в Республике Беларусь…….………………………………………………………………….....26

Государственное регулирование доходов и система социальной защиты населения, перспективы развития политики доходов………….……28
Основные направления государственное регулирование доходов…………………………………………………………………………...28
Система социальной защиты населения………………………….29
Перспективы развития политики доходов………………………..31

Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………36

Файлы: 1 файл

все.docx

— 394.16 Кб (Скачать файл)

В целях повышения качества жизни, трудовой и социальной реабилитации инвалидов предусматривается создание безбарьерной среды их жизнедеятельности. Будет расширен перечень учреждений (специальностей), обеспечивающих получение инвалидами профессионально-технического и высшего образования. Предусмотрены меры по внедрению новых технологий и методик социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, расширению производства необходимых для них технических средств с использованием современного оборудования, комплектующих и материалов.[21, с. 123]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень  доходов каждого человека зависит  от экономики страны, в которой  он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения  доходов должна осуществляться посредством  разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования  доходов граждан, справедливого  налогообложения и совершенствования  системы социальной защиты граждан.

В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Республики Беларусь целесообразно  проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности  и социальной справедливости. Таким  образом, реализация результативного  перераспределения доходов в  Белоруссии должна осуществляться посредством  разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования  трудовых доходов граждан, справедливого  налогообложения и совершенствования  системы социальной защиты граждан.

Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки  граждан Республики Беларусь является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения  по усилению контроля над их целевым  и рациональным использованием. Следует  подчеркнуть важную роль регионального  регулирования доходов граждан, которое является дополнением и  конкретизацией государственных программ. В сфере распределительных отношений  именно государство должно стать  социальным гарантом, согласующим экономические  интересы всех социальных групп общества.[23, с. 53]

Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов  населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики  Беларуси. При увеличении доходов  богатых повышались цены на жилье  и товары народного потребления.

Высокую значимость имеет обеспечение  комплексного подхода к осуществлению  политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения  через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

Главными целями при перераспределении  доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы  в сельской местности , поиск новых  источников финансирования проводимой социальной политики и др.

На основании материала  данной работы можно сделать вывод  о  невозможности найти универсального решения такой проблемы как «нищета», которое можно было бы применить  на глобальном уровне. Для ее решения  решающее значение скорее имеют программы  для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные  усилия в поддержку мер, принимаемых  на национальном уровне, а также  параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению.

Проблемы нищеты возникла и  развились  давно.  Она  особенно  обострились  в  эпоху,  когда  усилилась   неравномерность   экономического   и   политического    развития государств. Данная  проблема наиболее злободневна для  развивающихся  стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо  в  истории  человечества. Согласно прогнозу  секретариата  Конференции  ООН  по  торговле  и  развитию соотношение между  развитыми и слаборазвитыми  странами  составляет  примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится  примерно  60  слаборазвитых государств. [4]

Причин нищеты и голода в развивающихся  государствах множество.  Среди них  следует  назвать  неравноправное  положение  этих   стран   в   системе международного  разделения  труда.

Основным  направлением  борьбы  против  нищеты  и   голода   является реализация  принятой  ООН  Программы  нового  международного  экономического порядка   (НМЭП),   которая    предполагает,   во-первых,   утверждение в международных  отношениях,   демократических    принципов    равенства  и  справедливости,   во-вторых,   безусловное   перераспределение   в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь  создаваемых  мировых доходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития  отсталых стран.

По оценкам продовольственной  и сельскохозяйственной организации  Объединенных Наций (ФАО), ежедневно  нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает  ребенок). Число хронически недоедающих  людей увеличивается в среднем  на 4 млн. в год. [4]

Таким образом, для  нормального  функционирования   всех   сфер   жизнедеятельности дифференциация необходима – более того,  она  является  фактором  прогресса. Главная  задача государства состоит в  том, чтобы минимизировать её  резкие  скачки,  а  также уменьшить  количественный  разброс  между  очень  богатыми  слоями  и  очень бедными. В  результате  необходимо предпринять несколько  конкретных   шагов   в экономической  и социальной сфере:

- принятие   и   неукоснительное    соблюдение    реальных    бюджетов,    как государственных  так и областных, что обеспечит   соответствие  реальных  и номинальных  заработных плат;

- сокращение льготных  категорий населения;

- усиление методов по  контролю за  рациональным  использованием  средств  из социальных фондов;

- способствование  образованию   «среднего  класса»  путём   поддержки   мелкого предпринимательства,  а также бюджетных категорий  населения;

- грамотное налоговое  законодательство, использование прогрессивных   налоговых ставок в комплексе  с чётким контролем за уплатой  налогов;

- борьба с  «теневой  экономикой»,  путём  искоренения   коррупции  во  властных структурах.

Для  Беларуси  реальная   возможность   остановить   экономическую   и социальную деградацию -  сделать  свою  экономику  более  эффективной.  С этой целью  была разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. Главными результатами её реализации должны были стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного ее развития, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа:

- улучшить демографическую  ситуацию в стране (повысить уровень  рождаемости, снизить смертность  детей и лиц трудоспособного  возраста, особенно мужчин, увеличить  продолжительность жизни);

- в области политики  доходов населения и условий  их обеспечения  –  увеличить  реальные денежные доходы на 49 – 56 процентов, реальную заработную  плату  –  на 52 – 58 процентов;

- повысить поэтапно уровень  минимальной заработной платы  до уровня минимального потребительского  бюджета, а размеры социальных  пособий  –  до бюджета  прожиточного минимума;

- создать благоприятные  условия для развития человеческого  потенциала на основе внедрения  государственных минимальных социальных  стандартов, приоритетного развития  систем образования, здравоохранения,  культуры, спорта и туризма, повышения  уровня их финансового обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Костевич И.А., Кангро И.С., Кухаревич Е.И., Палковская Е.М, Беларусь в цифрах: Статистический сборник / – Минск 2012
    2. Бобков В. Дифференциация благосостояния // Экономист. 2005. № 6./- Минск 2005
    3. Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. 2006. № 3./- Минск 2006
    4. Богданович А.В. Переход к устойчивому развитию и совершенствование структуры потребления в Республике Беларусь // Белорус. экономика: анализ, прогноз, регулирование. - Минск, 2002. - N6. - С.19-25.
    5. Палковская Е.М., Коношонок И.И.,Якимович О.Д., Извекова Ж.К. Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь: Статистический сборник/ – Минск 2011
    6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. Спб., 1994 г. 405 с.
    7. Лемешевский И.М. Микроэкономика (Экономическая теория. Часть 2). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2007.
    8. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. М.: Новое знание, 2004.
    9. Национальные ресурсы и социально-экономический потенциал устойчивого развития // Белорус. экономика: анализ, прогноз, регулирование. - Минск, 2002. - N8. - С.18-36.
    10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Статистические данные по Республике Беларусь Режим доступа:. http://belstat.gov.by/ – Дата доступа: 01.11.2012А. Шевяков -  Экономический рост и неравенство / Общество и экономика – 2004г.
    11. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А.Горелового – СПБ.: Питер, 2003. – 653 с., ил. – (Серия «Учебное пособие»).
    12. Положение по расчету бюджета прожиточного минимума// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №30. №5/557.
    13. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь: Сб. научн. трудов. – Минск: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2002. – 167 с.
    14. Сидорова В.П. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности // СОЦИС. 2004. № 7
    15. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 3.-С.67-73.
    16. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: Статистический сборник / Е.М.Палковская, И.И.Коношонок, О.Д.Якимович, Ж.К.Извекова. – Минск 2012
    17. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник / Общ. редакция Л.С. Тарасевича. - М.: Юрайт, 2003. - 652 с.
    18. Трудовой кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2004.
    19. Туманова Е. А., Шагас Н. Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. - М.: ИНФРА -М, 2004. - 400 с.
    20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1999. - 864 с.
    21. Черныш Л. О концепциях развития республики Беларусь (к теории вопроса) // Белор. банк. бюллетень.- 2003. № 20.
    22. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги
    23. Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок А-1- Стркутура денежных доходов населения (в процентах  к итогу)

Источник: [10]

 

Таблица A-1  Структура денежных доходов населения (в % к итогу)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы населения, всего 

100

100

100

100

100

В том числе:

оплата труда

65,9

67,0

69,0

66,3

67,0

трансферты населению

23,1

23,6

21,3

23,7

22,9

доходы от собственности

0,2

0,2

0,3

0,4

0,3

прочие доходы

7,8

8,2

8,4

8,6

8,6





Источник: самостоятельная  разработка

 

         ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Рисунок 2 - Основные виды денежных доходов населении 2007-2011

Источник: самостоятельная  разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

Рисунок 3 - Основные виды денежных доходов населении 2011-2012

Источник[15, с. 57]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Рисунок 4- Уровень малообеспеченности домашних хозяйств по областям 2011 году

Источник[10]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д


 

Рисунок 5 - Степень неравенства  в распределении располагаемых ресурсов 2011 году в Республике Беларусь (кривая Лоренца)

Источник[15, с. 56]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Доход населения