Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка влияния доминирующей фирмы на развитие отраслевой структуры. Особое внимание в данной работе уделяется ценообразованию на рынке, где присутствует доминирующая фирма. Как практическое приложение теории отраслевых рынков в третьей части работы рассмотрен такой отраслевой рынок как газовый с доминирующей фирмой – ОАО «Газпром».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
1. Общая характеристика доминирующей фирмы.……………….……….....6
1.1. Определение доминирующего положения предприятия на рынке ...….6
1.2. Условия перехода фирмы в доминирующее положение……………......8
1.3. Ценовое лидерство доминирующей фирмы…………………………….10
2. Модели ценообразования доминирующих фирм……………………..….14
2.1. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы...... 14
2.2. Статические модели ценообразования………………………….. ..……16
2.3. Динамическая модель ценообразования…………………………...…...20
2.4. Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы….23
3. ОАО «Газпром» - пример доминирующей фирмы в России…………....26
3.1. Направления деятельности и стратегия ОАО «Газпром» …………..…26
3.2. ОАО «Газпром» на российском и внешних рынках...………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…….……….…..34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Общая характеристика доминирующей фирмы.……………….……….....6
1.1. Определение доминирующего положения предприятия на рынке ...….6
1.2. Условия перехода фирмы в доминирующее положение……………......8
1.3. Ценовое лидерство доминирующей фирмы…………………………….10
2. Модели ценообразования доминирующих фирм……………………..….14
2.1. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы...... 14
2.2. Статические модели ценообразования………………………….. ..……16
2.3. Динамическая модель ценообразования…………………………...….
2.4. Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы….23
3. ОАО «Газпром» - пример доминирующей фирмы в России…………....26
3.1. Направления деятельности и стратегия ОАО «Газпром» …………..…26
3.2. ОАО «Газпром» на российском и внешних рынках...………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…….……….…..34
ВВЕДЕНИЕ
Весь рынок страны можно разделить на отраслевые рынки. Достаточно интересны исследования особенностей каждого отраслевого рынка.
Часто положение
всех участников отраслевого
рынка объясняется поведением
доминирующей фирмы.
Актуальность исследования обосновывается, тем что, наиболее эффективными с экономической точки зрения даже в новых условиях хозяйствования являются крупные предприятия, продолжающие контролировать значительную долю ВВП. Монопольное положение является оптимальным положением хозяйствующего субъекта, позволяющим получать максимально возможную прибыль.
Наличие крупных фирм,
контролирующих значительную долю рынка
определенного товара и оказывающих
влияние на уровень цен, является
объективной характеристикой
Целью данной курсовой работы является оценка влияния доминирующей фирмы на развитие отраслевой структуры. Особое внимание в данной работе уделяется ценообразованию на рынке, где присутствует доминирующая фирма. Как практическое приложение теории отраслевых рынков в третьей части работы рассмотрен такой отраслевой рынок как газовый с доминирующей фирмой – ОАО «Газпром».
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом данного исследования является отрасль, в структуре которой фирма занимает доминирующее положение на товарных рынках.
В качестве предмета исследования выступают теоретическая и практическая литература, имеющая непосредственное отношение к исследованию положения и значения доминирующей фирмы в рамках отраслевого рынка.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Российскими и иностранными учеными наработан определенный опыт исследования значения и проблем функционирования доминирующей фирмы на отраслевом рынке.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких ученых-правоведов как: Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Луис М.Б. Кабраль, Круглова Н.Ю., Войтов А. Г., Пелих А.С., Лебедев О.Т. и других специалистов в исследуемой области.
Исследование проводилось
на основе диалектико-материалистической
методологии, отражающей связь теории
и практики, в соответствии с которой
применялись частно-научные
В работе использованы данные статистические данные и результаты, приводимые и полученные авторами публикаций, изученных при подготовке курсовой работы, а также данные с официальных сайтов ОАО «Газпром».
Рассмотренные в курсовой работе выводы и положения представляют собой комплексное научное учение о доминирующей фирме и ее значении на отраслевом рынке. В работе раскрыты модели ценообразования доминирующей фирмы. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке учебных программ, учебников и пособий.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В работе содержится 10 рисунков и 2 таблицы, иллюстрирующие текст работы.
1. Общая характеристика
Один из первых шагов, которые нужно сделать при изучении организации отраслевых рынков, - получить представление о разновидностях структуры отраслей. Различными авторами разработаны разные классификации. Как правило, список, охватывающий всевозможные вариации от монополии до конкуренции, довольно длинный: чистая монополия, доминирующая фирма, закрытая олигополия, открытая олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция.
Чистая монополия – это
Доминирующая фирма – это фирма, которая удерживает от 50 до 100% рынка, не имея близких конкурентов.1
Доминирование — (от лат. dominary — преобладание) — главенствующее положение одного из экономических субъектов или его товаров в сравнении с другими субъектами и товарами. При наличии доминирования принято говорить, что фирма или другой хозяйствующий субъект занимают доминирующее положение на данном рынке.2
Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Монополистическая деятельность предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, проявляется, прежде всего, в злоупотреблении своим доминирующим положением.
Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются все формы использования хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и/или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.
Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным. Здесь проявляется один из главных парадоксов рыночной экономики: с одной стороны, конкуренция побуждает товаропроизводителей интегрироваться в крупные структуры (корпорации, компании, объединения), концентрируя тем самым капитал для ускорения темпов развития производства, повышения его эффективности и повышения конкурентоспособности компании в целом; с другой стороны, именно крупные производственно-хозяйственные структуры объективно способны занять доминирующее положение на рынке, так или иначе ограничивающее интенсивность конкуренции и снижающее тем самым эффективность этого основного механизма рыночной экономики.3
Доминирующая фирма обладает рыночной властью. Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка.
При очень высокой доле на рынке фирма фактически занимает позицию монополиста: кривая спроса является общей кривой спроса на рынке, она неэластична. Неэластичный спрос имеет место тогда, когда покупки растут медленнее роста цен или иначе: неэластичный спрос - спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным, несмотря на небольшие изменения цены.4 Что характерно для монополий.
Доминирующая фирма действует по существу как чистая монополия, и некоторая конкуренция между малыми фирмами не особенно влияет на политику доминирующей фирмы, максимизирующей свою прибыль, и обусловленную ее кривой спроса.5
Рассмотрим три основные причины для получения фирмой доминирующего положения.
Во-первых, чтобы стать доминирующей, фирма должна обладать преимуществами в издержках. Издержки доминирующей фирмы на единицу продукции, как правило, значительно ниже, чем у фирм-конкурентов. Это возможно:
а) если доминирующая фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент);
б) если доминирующая фирма в большей степени, чем конкуренты способна усваивать и использовать накопленный опыт;
в) если доминирующая фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства.
Во-вторых, доминирующая фирма может выпускать продукт более высокого качества, чем аутсайдеры. Высокое качество продукта с точки зрения рынка определяется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но и рекламой, репутацией фирмы или тем, что данная фирма давно производит данный товар, в результате чего у потребителей вырабатывается приверженность марке.
В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Координация деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, как и одна крупная фирма. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия. Если же только несколько фирм придерживаются соглашения, то ситуация описывается моделью доминирующей фирмы.6
Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.
Антимонопольные органы признают положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение этой величины, его положение, на рынке не является доминирующим.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Положение хозяйствующего
субъекта, доля которого на рынке определенного
товара находится внутри пределов 35—65%,
квалифицируется
Доля товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35—65%, принадлежащая в данный момент времени хозяйствующему субъекту, сама по себе не может служить достаточным условием для признания наличия доминирующего положения.
При оценке рыночной структуры для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% включительно, учитываются:
Ценовое лидерство – установление цены на товар, производимый и продаваемый несколькими фирмами в условии олигополии. Если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру.8
Рассмотрим модель, когда доминирующая фирма является ценовым лидером рынка. Поскольку доминирующая фирма позволяет фирмам-конкурентам продавать какое угодно количество товара по назначаемой ею цене, у фирм-конкурентов нет стимулов назначать более низкую цену. Если фирмы-конкуренты назначают более высокую цену, то они теряют полностью рынок сбыта.