ОАО «Газпром» продал за границей 218,3 млрд.
куб. м газа. Объем поставок российским
потребителям в 2010 году составил 262,1 млрд.
куб.м. Совокупные объемы продаж «Газпрома»
составили 148,1 млрд. куб. м природного газа,
снизившись по сравнению с 2009 годом примерно
на 3%. Ведущими покупателями российского
газа на сегодняшний день являются Германия,
Турция и Италия.
Продажи газа в страны СНГ и Балтии составили
70,2 млрд. куб. м, увеличившись на 3,6% к уровню
2009 года. Наибольшие объемы газа поступают
в Украину, Беларусь и Казахстан.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
- Доминирующее положение – это возможность определять параметры как своего, так и чужого поведения на рынке. Доминирующая фирма - фирма-лидер, которой принадлежит не менее 35% рынка товара и которая способна при наличии на рынке большого числа фирм-аутсайдеров оказывать влияние на рыночную цену и другие параметры спроса. Доминирующая фирма отличается от монополии тем, что при доминировании на рынке кроме фирмы-лидера действует еще ряд фирм, которые выступают в качестве ценополучателей, ориентируясь на цену и объем продаж фирмы-лидера.
- Причинами рыночной власти доминирующей фирмы могут являться: наличие преимуществ в издержках; возможность выпуска более качественной продукции; реклама, репутация, приверженность марке как причины доминирования; доминирование как результат картельного соглашения небольших фирм.
- Ценовое лидерство — рыночная ситуация, свойственная олигополии, при которой повышение или понижение цен изучаемым хозяйствующим субъектом поддерживается всеми или большинством компаний на рынке, то есть хозяйствующий субъект действует на рынке независимо от конкурентов.
- "Самоубийственное" ценообразование – это установление доминирующей фирмой цены ниже предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка. Но подобное поведение может привести также к потере эффективности деятельности самой доминирующей фирмы.
- Статические модели ценообразования, ограничивающего вход, предполагают, что орудием предотвращения входа фирм-аутсайдеров является преимущество доминирующей фирмы в издержках. Основными такими моделями являются модель Бэйна и модель Модильяни. Модель Бэйна предполагает абсолютное преимущество в издержках. Подход Модильяни отличается тем, что, по его мнению, для ограничивающего вход ценообразования достаточно относительного преимущества в издержках: более низкие издержки на единицу продукции могут быть достигнуты за счет большего объема выпуска доминирующей фирмы.
- Динамическая модель ценообразования разработана Гаскиным. Исходным условием данной модели является то, что фирмы постоянно входят на рынок, поэтому скорость вхождения известна доминирующей фирме и зависит напрямую от ожидаемой прибыли. Чем выше ожидаемые прибыли, тем выше скорость входа. Однако величина ожидаемой прибыли зависит от той цены, которую сегодня назначает на товары доминирующая фирма. Чем выше цена, которую назначает сегодня доминирующая фирма, тем быстрее осуществляется вход новых фирм. Это объясняется тем, что многие фирмы считают, что высокие прибыли сегодня будут существовать в таком же размере и завтра. Однако, контролируя рыночную цену, лидирующая фирма может контролировать скорость расширения рынка и входа новых фирм. С одной стороны, монополист стремится назначить высокую цену с целью получения большей прибыли. С другой стороны, высокая цена привлекает фирмы из других отраслей, сигнализируя о возможной высокой прибыли.
- При грабительском ценообразовании действия поставщиков товаров и услуг направлены на установление на свои товары настолько низких цен на данном конкретном рынке, которые ниже их производственных издержек и ниже их фактической себестоимости у традиционных поставщиков товаров и услуг, что приводит к вытеснению конкурентов с рынка.
- Ярким примером доминирующей фирмы в России является ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая газовая компания России (78% российского объема добычи газа) и мира (15% мирового объема добычи газа). Является мировым лидером отрасли. Миссия ОАО «Газпром» заключается в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки. Стратегическая цель ОАО «Газпром» - становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
- ОАО «Газпром» является надежным поставщиком газа российским и зарубежным потребителям. Компания владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. «Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2010 году организации «Газпрома» продали российским потребителям 262,1 млрд. куб.м. ОАО «Газпром» обеспечивает примерно треть суммарного импорта газа в Западную Европу, снабжая газом 31 страну ближнего и дальнего зарубежья.
Подводя итог по данной курсовой
работе, можно сказать, что цель достигнута,
все поставленные задачи отражены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 320 с.
- Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2009. – 860 с.
- Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: Учебно- методическое пособие. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 96 с.
- Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. Слуцкого А. – Спб.: Экономическая школа, 2003.– 669 с.
- Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. Учебник. 8-е изд. перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 600 с.
- Вурос А.Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. – М.: ТЕИС, 2002. – 253 с.
- Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатин-форм, 1995. – 327 с.
- Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – 356 с.
- Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие. 2-е изд. / М.: Издательство РДЛ, 2001. - 912 с.
- Ланкин В.Е. Менеджмент организации. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.
- Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. — М.: Бослен, 2008. — 528 с.
- Пелих А.С. Экономика отрасли. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2003 – 448 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
- Сио К.К. Управленческая экономика. // [Электронный ресурс] Энциклопедия Экономиста / Реж. Дост.: www.grandars.ru
- Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 2000. – 423с.
- Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: / Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. В 2 т. т.1. - 384с., т.2. – 592 с.
- Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1997 - 698 с.
- Юсупова А.Т. Теория отраслевых рынков. ― Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. – 210 с.
- Горная энциклопедия / Реж. Дост.: www.mining-enc.ru
- ОАО «Газпром» / Реж. Дост.: http://gazprom.ru
- Газпром в вопросах и ответах. / Реж. Дост.: http://gazpromquestions.ru
1
Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых
рынков: вводный курс. Пер. с англ. А.Д. Шведа.
– Мн.: Новое знание, 2003. – 356 с.
2
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева
Е. Б. Современный экономический словарь.
5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
— 495 с
3
Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное
пособие. 2-е изд. / М.: Издательство РДЛ,
2001. - 912 с.
4
Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. Учебник.
8-е изд. перераб. и доп. М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2003. - 600 с.
5
Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков.
— М.: Бослен, 2008. — 528 с.
6
Пелих А.С. Экономика отрасли. Серия «Высшее
образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2003
– 448 с.
7
Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное
пособие. 2-е изд. / М.: Издательство РДЛ,
2001. - 912 с.
8
Борисов А.Б. Большой экономический словарь.
Издание 2-е переработанное и дополненное.
– М.: Книжный мир, 2009. – 860 с.
9
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации
отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП «Издательство
Магистр», 1998. - 320 с.
10
Сио К.К. Управленческая экономика. // [Электронный
ресурс] Энциклопедия Экономиста / Реж.
Дост.: www.grandars.ru
11
Пелих А.С. Экономика отрасли. Серия «Высшее
образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2003
– 448 с.
12
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации
отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП «Издательство
Магистр», 1998. - 320 с.
13
Пелих А.С. Экономика отрасли. Серия «Высшее
образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2003
– 448 с.
14
Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное
пособие. 2-е изд. / М.: Издательство РДЛ,
2001. - 912 с.
15
Ланкин В.Е. Менеджмент организации. - Таганрог:
Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.
16
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации
отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП «Издательство
Магистр», 1998. - 320 с.
17
По степени разведанности и изученности
запасы полезных ископаемых подразделяются
на четыре категории - А, В, С1, С2. Запасы
категории А изучены и детально разведаны,
В и С1 - разведаны с относительно меньшей
детальностью. С2 - оценены предварительно.
// [Электронный ресурс] Горная энциклопедия/
Реж. Дост.: www.mining-enc.ru
18
ОАО «Газпром» // Реж. Дост.: http://gazprom.ru
19
Газпром в вопросах и ответах. / Реж. Дост.:
http://gazpromquestions.ru