Единый сельскохозяйственный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанного сектора экономики. Поддержка сельского хозяйства началась с 2001 года с введением специального налогового режима для сельхозпроизводителей “Единого сельскохозяйственного налога”. Однако желающих перейти на данный специальный режим было немного. Это было связано, во – первых, с недоработанностью налога, во – вторых

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Специальные режимы в налогообложении……………………………5
1.1. Понятие специальных налоговых режимов и их применение в развитых странах……………………………………………………………………………..5
1.2. Сущность единого сельскохозяйственного налога……………………….14
Глава 2. Общий порядок применения ЕСХН…………………………………..22
2.1. Характеристика элементов налогообложения ЕСХН…………………….22
2.2. Порядок исчисления и уплаты налогов при применении ЕСХН………..31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

Экономический факультет.

 

Кафедра налоообложения и аудита. 

 

 

 

 

 

 

Единый сельскохозяйственный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты.  

 

Курсовая работа по специализации  

 

Выполнил 

студент группы Н-503

Мукушев Сергей Александрович

 

Научный руководитель

кандидат технических  наук, доцент Табаков Алексей Николаевич

 

 

Волгоград

2008

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Специальные режимы в налогообложении……………………………5

 

1.1. Понятие специальных налоговых режимов и их  применение в развитых странах……………………………………………………………………………..5

1.2. Сущность единого сельскохозяйственного налога……………………….14

 

Глава 2. Общий порядок применения ЕСХН…………………………………..22

 

2.1. Характеристика элементов налогообложения ЕСХН…………………….22

2.2. Порядок исчисления и уплаты  налогов при применении ЕСХН………..31

Заключение……………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

   Низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанного сектора экономики. Поддержка сельского хозяйства началась с 2001 года с введением специального налогового режима для сельхозпроизводителей “Единого сельскохозяйственного налога”. Однако желающих перейти на данный специальный режим было немного. Это было связано, во – первых, с недоработанностью налога, во – вторых, сельскохозяйственные производители не могли оценить размер его экономической выгоды для своего бизнеса. Изменения, которые были внесены в ЕСХН в 2003 году и одновременное отнесение его в разряд федеральных налогов, сделали единый сельхозналог более доступным в применении. Основной задачей Правительства РФ в сельскохозяйственном секторе, в настоящее время, является стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к развитию агропромышленного комплекса. Объектом исследования является изучение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Предмет исследования представлен совокупностью правовых норм, регулирующих отношения по установлению, исчислению, взиманию, и порядку уплаты единого сельскохозяйственного налога.

     Данная тема является актуальной, поскольку до сих пор, кроме Налогового кодекса, специальной литературы, связанной с применением, исчислением и уплатой единого сельхозналога недостаточно, а неясностей пока остается много. Поэтому многие сельхозпроизводители не рискуют переходить на ЕСХН, хотя в большинстве  случаев его применение является намного выгоднее по сравнению с общим режимом налогообложения.

    Целью дипломной работы является изучение порядка применения единого сельскохозяйственного налога. Для достижения поставленной цели будет необходимо решить следующие задачи:

1) сравнить российский и зарубежный  опыт применения специальных  налоговых режимов; 

2) определить сущность и элементы налогообложения ЕСХН;

3) рассмотреть порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога.

   В качестве источников  информации были использованы  работы И.А. Толмачева, Г.Ю. Касьяновой, А.А. Ялбулганова, В.Г. Панскова. Помимо специальной литературы использовались статьи периодических изданий, таких как, “Все о налогах”, “Налоговый вестник”, “Российский налоговый курьер”, а также Федеральные законы и нормативно – правовые акты, Налоговый кодекс, бюджетный кодекс и другие.

    Данная работа состоит  из введения, трех глав, в которых излагаются сущность, порядок исчисления и уплаты, а также элементы налогообложения единого сельскохозяйственного налога, зарубежный опыт применения специальных налоговых режимов, общая характеристика налоговых платежей в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Престиж», рекомендации по совершенствованию организации исчисления и уплаты ЕСХН; заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Специальные режимы в налогообложении

1.1. Понятие специальных налоговых режимов и их  применение в развитых странах

 

 

    Роль малых предприятий в экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам: оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка; делает продукцию экономически конкурентоспособной и т.д. В итоге широкий слой малого предпринимательства для государства является серьезным источником налоговых поступлений. Поэтому с самого начала формирования налоговой системы в РФ вопросам налогообложения малого бизнеса уделяется большое внимание. По мере углубления рыночных преобразований все более ощущалось несоответствие налогообложения бизнеса происходящим в обществе изменениям. Проводимые мероприятия по реформированию налоговой системы были направлены не только на совершенствование налогового законодательства, но и на повышение уровня справедливости налоговой системы, на снижение налогового бремени, упрощение и обеспечение стабильности налоговой системы.1

     Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения специальные налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ.

   Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и необязательно льготной) системы налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности (например, сельскохозяйственное производство), обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и применяются в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, устанавливаемом НК РФ. Специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности.

К специальным налоговым режимам относятся:

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции.2

Каждая из этих систем предоставляет  налогоплательщикам определенные послабления  в рамках исчисления и уплаты налогов. Эти послабления заключаются в следующем: освобождение от уплаты ряда налогов, предусмотренных НК РФ и замена их единым налогом, применение  низкой процентной ставки по налогу.

   Специальный режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.

Характерными чертами специальных  налоговых режимов являются:

— введение специального налогового режима регламентируется Налоговым кодексом РФ, законами региональных органов власти, другими общегосударственными законами;

— специальные налоговые режимы устанавливаются на определенный период времени;

— специальные налоговые режимы имеют льготный характер действия налогового механизма, предоставляющего определенные экономические преимущества отдельным субъектам хозяйствования;

— применяемые при установлении специальных налоговых режимов  налоговые механизмы имеют конкретную целевую направленность действия по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков;

— цели и механизмы введения специальных налоговых режимов  подчиняются требованиям проведения налоговой политики государства;

— возможность введения специальных  налоговых режимов законодательно не ограничена;

— установление и введение в действие специальных налоговых режимов  не означает введение в действие новых  налогов.

   Отличительным  признаком специальных налоговых режимов является то, что они могут гибко учитывать все особенности объекта налогообложения и обеспечить развитие предпринимательской активности. Также специальный налоговый режим позволяет совместно с льготным налогообложением упростить порядок взимания налогов. Роль платежей от специальных налоговых режимов при формировании налоговых доходов бюджетной системы РФ невелика. Вместе с тем следует помнить, что эта система налогообложения находится на стадии развития, так как предприятий малого бизнеса в России немного, а организации среднего бизнеса платят налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому является, во - первых, отсутствие информации от налоговых консультантов либо других структур, разъясняющих налогоплательщикам суть данной системы налогообложения, а также выгоду для предприятий, использующих специальный режим. Во - вторых, несовершенство налогового законодательства.

      Налоговым законодательством ряда стран, также как и в Российской Федерации, предусмотрены специальные меры налогового регулирования, предусматривающие особый порядок исчисления и уплаты налогов - "специальные налоговые режимы". Хотя данный термин используется в налоговом законодательстве далеко не во всех странах, это не меняет содержание налоговых правоотношений в рамках специальных мер налогового регулирования. Специальное налогообложение является важнейшей составляющей системы налогов и сборов любого государства.

       К странам, практикующим специальные налоговые режимы для малых и средних предприятий, относится Франция. В зависимости от величины оборота налогоплательщика французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Если речь идет об очень малых предприятиях (микро-предприятие), то оно заполняет налоговую декларацию и платит налоги по весьма упрощенной схеме. К числу микро-предприятий, подпадающих под действие такого режима, относятся физические лица, обязанные платить подоходный налог, и чей годовой оборот не превышает следующих предельных значений:

- 500000 французских франков  (1 евро примерно равен 6,56 фф), не включая НДС, если налогоплательщик занимается торговыми операциями;

- 175000 франков, не включая НДС, если налогоплательщик занимается оказанием услуг или некоммерческой деятельностью.

Налогоплательщик просто заполняет декларацию о своих  доходах и подает ее в налоговое  ведомство, которое проводит соответствующие вычеты и определяет размер налога. Никакой особой декларации применительно к предприятию налогоплательщика не требуется. Требования к ведению учета на микро-предприятии сводятся к обязанности налогоплательщика вести следующие книги и счета:

1) книгу учета закупок (с документальным подтверждением указанных сумм);

2) книгу учета поступлений (с документальным подтверждением указанных сумм);

3) копии счетов на  НДС.

Применительно к малым  и средним предприятиям действует упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов, в рамках которого фактические расходы и издержки относятся на производство, и требуется регистрация на предмет уплаты НДС. Однако требования к учету и отчетности менее строгие, чем к большим предприятиям. Упрощенный режим распространяется на следующие предприятия:

1. на налогоплательщиков, обязанных платить либо личный подоходный налог, либо налог на прибыль (т.е. юридические лица под него подпадают).

2. на налогоплательщиков, годовой оборот которых составляет:

- от 500 тысяч до 5 млн. франков включительно (не включая НДС), если это оборот от торговой деятельности,

- от 175 тысяч до 1,5 млн. франков включительно (не включая НДС), если это оборот от предоставления услуг или некоммерческой деятельности,

Малые и средние предприятия, имеющие статус юридического лица и  принадлежащие, как правило, физическим лицам, уплачивают налог по сниженной  ставке. Налог с налогооблагаемой прибыли уплачивается по ставке 19%, а не 33%. Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие, чтобы подпадать под действие данного налогового режима.

Информация о работе Единый сельскохозяйственный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты