Единый сельскохозяйственный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанного сектора экономики. Поддержка сельского хозяйства началась с 2001 года с введением специального налогового режима для сельхозпроизводителей “Единого сельскохозяйственного налога”. Однако желающих перейти на данный специальный режим было немного. Это было связано, во – первых, с недоработанностью налога, во – вторых

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Специальные режимы в налогообложении……………………………5
1.1. Понятие специальных налоговых режимов и их применение в развитых странах……………………………………………………………………………..5
1.2. Сущность единого сельскохозяйственного налога……………………….14
Глава 2. Общий порядок применения ЕСХН…………………………………..22
2.1. Характеристика элементов налогообложения ЕСХН…………………….22
2.2. Порядок исчисления и уплаты налогов при применении ЕСХН………..31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с пунктом 2 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля. Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней. Единый сельскохозяйственный налог уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2009 года налогоплательщики ЕСХН освобождаются от представления налоговой декларации по итогам отчетных периодов и обязаны представить ее только по итогам налогового периода (календарного года). Однако, порядок уплаты единого сельскохозяйственного налога, установленный статьей 346.9 НК РФ, не меняется. Налогоплательщики по итогам отчетного периода (полугодия) обязаны исчислять сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует пункт 4 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ.

   Уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями единого налога, не освобождает их от обязанности уплаты предусмотренных п.3 ст.346.1 Налогового кодекса РФ иных налогов и сборов. В частности, организации и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать: водный налог, государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Водный налог рассчитывается сельскохозяйственными производителями как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база зависит от конкретного вида пользования водным объектом и является величиной непостоянной. В зависимости от объекта налогообложения устанавливаются различные налоговые ставки:

1) пп.13 п.2 ст.333.9 НК указывает на то, что забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, а также для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, при наличии лицензии на данный вид водопользования, не признается объектом обложения. Следовательно, к числу налогов, которые не платят сельскохозяйственные товаропроизводители можно отнести и водный налог в отношении объекта налогообложения - забор воды из водных объектов для сельскохозяйственных нужд. Однако при отсутствии в лицензии сведений о соответствующих целях водопользования, а так же при осуществлении безлицензионного водопользования водный налог уплачивается в общеустановленном порядке;

2) в случае если  в соответствии с пп.2 п.1 ст.333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом является использование акватории водных объектов, налоговая ставка устанавливается в тысячах рублей в год за 1 квадратный километр используемой акватории в зависимости от экономического района и от внутренних морских вод (пп.2 п.1 ст.333.12 НК РФ). При этом налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

3) если водный объект используется для целей гидроэнергетики, налоговая ставка устанавливается в рублях за 1 тысячу кВт/ч электроэнергии в зависимости от бассейна реки, озера, моря. Налоговая база в этом случае устанавливается как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

4) при использовании  водных объектов для целей  сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая ставка устанавливается в рублях за 1 тысячу кубических метров сплавляемой древесины на каждые 100 километров сплава. Налоговая база определяется  как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период и расстояние сплава, выраженного в километрах, деленного на 100. Налоговым периодом признается квартал. Налог уплачивается не позднее 20 – го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация подается в срок, установленный для уплаты налога.

   Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. При этом пп. 5 п. 2 ст.358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Плательщики единого сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, следовательно, они не являются плательщиками транспортного налога в отношении перечисленных выше транспортных средств. В отношении всех остальных транспортных средств сельскохозяйственные товаропроизводители являются плательщиками транспортного налога. Данный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налоговой базой в зависимости от вида транспортного средства может быть: мощность двигателя в лошадиных силах, паспортная статистическая тяга реактивного двигателя, валовая вместимость в регистровых тоннах, единица транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в рублях за единицу транспортного средства. Допускается уменьшение или увеличение ставки налога законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Отчетным периодом по транспортному налогу является для налогоплательщиков – организаций признается первый, второй и третий квартал календарного года. Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 2009 года поправками, внесенными в абзац второй пункта 3 статьи 363.1 НК РФ, налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога освобождены от представления налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу

    Земельный налог исчисляется плательщиками ЕСХН как произведение налоговой базы и налоговой ставки, в случае если представительными органами не установлены отчетные периоды по налогу. Если установлены отчетные периоды, то сумма земельного налога будет исчисляться следующим образом: ЗН = НБ*НС – Сумма авансового платежа.

   Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка признаваемого объектом налогообложения. При этом объектом в соответствии с п.1 ст.389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая ставка в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливается в размере 0,3 %. Данная ставка может быть уменьшена нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так в Волгоградской области данная ставка установлена в размере 0,03%. Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является первый, второй, третий кварталы календарного года. С 01.01.09 сельскохозяйственные производители, уплачивающие ЕСХН, освобождены от  представления налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу и земельному налогу. Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  В случае если сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие ЕСХН, помимо деятельности, связанной с производством и реализацией сельхозпродукции используют объекты животного мира или водные биологические ресурсы, то в соответствии со ст.333.1 НК РФ они становятся плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Объектами налогообложения признаются либо объекты животного мира, либо объекты водных биологических ресурсов соответственно. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в рублях за одно животное (п.1 ст.333.3 НК РФ). Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в рублях за тонну (п.4 и п.5 ст.333.3 НК РФ). Величина ставок зависит от видов животных и водных биологических ресурсов. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов. В соответствии с п.7 ст.333.3 НК РФ, ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций устанавливаются в размере 15% от установленных ставок.

   Индивидуальные предприниматели при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога несут обязанность по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование. Отчетным периодом является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом является календарный год. Уплату взносов на пенсионное страхование в настоящее время регламентирует глава V Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Тарифы страховых взносов зафиксированы в подпункте 2 пункта 2 статьи 22 данного Закона. В настоящее время в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предприниматели обязаны уплачивать суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер данного платежа в месяц на 2008 год составляет 322 рубля, из них 214 руб. 67 коп. – на финансирование страховой части трудовой пенсии и 107 руб. 33 коп. – на накопительную часть. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что в случаях применения индивидуальным предпринимателем в своей деятельности наемного труда других лиц, он обязан исчислять и уплачивать страховые взносы с выплат данным лицам. Сельскохозяйственные организации исчисляют взносы на обязательное пенсионное страховании как произведение налоговой базы и налоговой ставки, которые в свою очередь в соответствии с пп.2 п.2 ст.22 закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” определяются следующим образом:

 

┌─────────────────┬──────────────────┬────────────────────────────────┐

│База для         │Для лиц 1966 года │        Для лиц 1967 года       │

│начисления       │рождения  и старше │        рождения и моложе       │

│страховых взно-  ├──────────────────┼────────────────┬───────────────┤

│сов на каждое    │на финансирование │на финансирова- │на финансиро-  │

│физическое       │  страховой части  │ние страховой   │вание накопи-  │

│лицо нарастающим │ трудовой пенсии  │части трудовой  │тельной части  │

│итогом с начала  │                  │пенсии          │трудовой       │

│года             │                  │                │пенсии         │

├─────────────────┼──────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│        1        │        2         │       3        │      4        │

└─────────────────┴──────────────────┴────────────────┴───────────────┘

До 280000 рублей  10,3 процента      4,3 процента     6,0 процента

 

От 280001 рубля   28840 рублей +     12040 рублей +   16800 рублей +

до 600000         5,5 процента с     3,1 процента     2,4 процента

рублей            суммы, превышаю-   с суммы, пре-    с суммы, превы-

                  щей 280000 рублей  вышающей         шающей 280000

                                     280000 рублей    рублей

Свыше 600000      46440 рублей       21960 рублей     24480 рублей

рублей

 

   По результатам отчетных периодов авансовые платежи по взносам на обязательное пенсионное страхование уплачиваются не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Годовая сумма взноса уплачивается не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 31 января. Налоговая декларация представляется в налоговый орган не позднее срока уплаты взноса за календарный год. Расчет платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подается не позднее 20 – го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

  Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие единый сельскохозяйственный налог, помимо уплаты единого налога обязаны уплачивать также и иные налоги, предусмотренные налоговым законодательством. Однако даже по этим налогам сельскохозяйственным производителям предоставляются различные льготы. Суть данных льгот заключается либо в частичном освобождении от уплаты  налога, либо в понижении ставки того или иного налога. Следовательно, применять  ЕСХН сельскохозяйственным производителям будет в любом случае выгоднее, чем общую систему налогообложения.

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1) Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2008 года. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 607с.

2) Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями 2008 года. – М.: Эксмо, 2008. – 224с. – (Российское законодательство).

Информация о работе Единый сельскохозяйственный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты