Естественные монополии в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….….3
Теоретические аспекты естественной монополии в России…………………………….…….5
Классификации в естественной монополии……………………….…………………............5
Подходы к естественной монополии………………………………………………………….9
Проблему регулирования естественной монополии в России………………………………11
Задачи реформирования естественной монополии…………………………………………11
Проблемы естественной монополии ………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………...…24

Файлы: 1 файл

Kostenko.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Сибирский государственный  аэрокосмический университет имени  академика М.Ф. Решетнева»

 

Инженерно-экономический  факультет 

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: МИКРОЭКОНОМИКА. ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

 

На тему: ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ: МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ, ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИПРВАНИЯ

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы: БЭ 11-01

очной формы  обучения

Костенко  И.С.

Ф.И.О

Руководитель:

к.э.н., доцент Иванченко Л.А.

(ученая степень,  ученое звание, Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи: «_____»__________20__г.

Дата защиты: «____»__________20__г.

Оценка:_______________                                  _______________________

                                  (подпись руководителя)

 

 

 

 

 

                                                      Красноярск 2012

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….….3

  1. Теоретические аспекты естественной монополии в России…………………………….…….5
    1. Классификации в естественной монополии……………………….…………………............5
    2. Подходы к естественной монополии………………………………………………………….9
  2. Проблему регулирования естественной монополии в России………………………………11
    1. Задачи реформирования естественной монополии…………………………………………11
    2. Проблемы естественной монополии ………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………………………………23

Список рекомендуемой  литературы…………………………………………………………...…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Естественная монополия  означает такое состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи с чем спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Существует  огромное  количество  различных  рыночных  состояний,   что позволяет    говорить    о    несовершенстве    рынков    и    рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо  продавцы  принимают  в  расчет свою способность воздействовать  на  рыночную  цену,  являются  несовершенно конкурентными.

    Монопольное   положение  является  желанным  для  каждого  производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого  ряда  проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также  монопольное  положение  дает  возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать  конкуренцию  на рынке определенного товара и влиять на  процесс  ценообразования,  добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

    Монополия представляет  собой крайний случай несовершенной   конкуренции, где  имеется  один-единственный  продавец  и  отсутствует  возможность   для вхождения других.

    Но существуют  рынки,  на  которых  конкуренция   нежелательна  или  даже невозможна, поскольку наличие более  чем  одного  продавца  приводило  бы  к росту издержек.

    Если  производство  любого  объема  продукции   одной  фирмой  обходится дешевле, чем его производство двумя  или  более  фирмами,  то  говорят,  что отрасль называется естественной монополией.

Объект исследования- естественные монополии как важнейший элемент национальной экономической системы, рассматриваемый в динамическом взаимодействии с иными хозяйственными субъектами, населением и государством.

Предмет исследования - институционально-экономические  отношения, складывающиеся в процессе выполнения государством своей регулятивной функции по отношению к естественной монополии и макроэкономические последствия такого регулирования.

Цели:

- рассмотреть существующие теоретические подходы к пониманию экономической сущности естественной монополии;

- выявить проблемы естественной  монополии;

- рассмотреть плюсы и  минусы естественной монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты естественной монополии в России
    1. Классификации в естественной монополии

     Монополия-  это ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов, франшиз), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.

     Естественная  монополия- состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение  спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в  силу технологических особенностей  производства (в связи с существенным  понижением издержек производства  на единицу товара по мере  увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами  естественной монополии, не могут  быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с  чем спрос на данном товарном  рынке на товары, производимые  субъектами естественных монополий,  в меньшей степени зависит  от изменения цены на этот  товар, чем спрос на другие  виды товаров. Субъектом естественной  монополии является хозяйствующий  субъект (юридическое лицо), занятый  производством (реализацией) товаров  в условиях естественной монополии.    В РФ регулируются следующие сферы действия

естественных монополий:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;  
     -транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче  электрической и тепловой энергии; 

-железнодорожные перевозки; 

-услуги транспортных  терминалов, портом, аэропортов;

-услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.[12]  

В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, какправило, это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).

     Естественная  монополия существует, когда эффект  ее масштаба настолько велик,  что один хозяйствующий субъект  может снабжать весь рынок,  имея  более низкие  издержки,  чем  были  бы  издержки  у   ряда  конкурирующих   с   ним хозяйствующих субъектов.  Крупные  предприятия  обладают  лучшей  технической оснащенностью   и  большей  мощностью,  за  счет  чего  происходит  повышение  производительности труда и понижение   издержек  на  единицу  продукции,  что означает  более  эффективное   использование  ресурсов.  В   связи   с   этим естественная  монополия  становится  желаемым  явлением  для  общества,  хотя  монопольная природа все равно  вынуждает регулировать их деятельность.

     Еще одной  особенностью естественных  монополий   является  существование очень   высоких   входных   барьеров   в   отрасль.   Наличие   единственного производителя, у  которого эффект от  масштаба  производства  слишком  велик,  определяет тот размер капитала,  который  нужен  для  вхождения   в  отрасль. Общество чаще  всего просто не может выдержать  второго  такого  производителя  (значительны постоянные  затраты).  Для  данных  видов  деятельности  размер эффективного предприятия,  как правило, равен или максимально  близок  к  100% от объема внутреннего  потребления данных благ,  что   соответствует  как  раз  одному эффективному производителю  в отрасли.

     Естественной  монополией  обладают  собственники  и  иные  хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении  редкие и свободно не  воспроизводимые  элементы производства (например, редкие  металлы, особые  земельные   участки, пригодные для возделывания  и  выращивания  на  них   чая,  виноградников),  а также  сюда  относятся  целые  отрасли   инфраструктуры,  которым  свойственны  особо важное и стратегическое  значение  для  всего  общества:  коммуникации, линии  электропередач,  нефте-  и  газопроводы,  железнодорожный   транспорт, кабельное телевидение,  системы связи, водоснабжение  и  канализация,  военно- промышленный  комплекс и т.п. Как правило,  подобные  естественные  монополии  находятся в собственности   государства  или  действуют   под  его  контролем. Государство,  опираясь на общее понятие  естественных монополий, само  решает, какие  конкретно  отрасли   народного  хозяйства  или   виды  отдельные   виды хозяйственной  деятельности надлежит отнести  к естественным монополиям.[7]

     Классификации  естественных монополий:

 Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в  лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами.  В ее основе- особенности технологий  производства и обслуживания  потребителей. Здесь конкуренция  невозможна или нежелательна. Примером  могут служить энергообеспечение,  телефонные услуги, связь и т.  д. В этих отраслях существует  ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов  естественных монополий эффективнее  в отсутствии конкуренции, что  связано с существенной экономией  на масштабах производства и  высокими условно- постоянными  издержками. К таким сферам относятся,  например, транспорт. Затраты на  доставку груза или перевозку  одного пассажира тем ниже, чем  больше грузов или пассажиров  перевозится в данном направлении.

2.  Высокие барьеры  входа на рынок, поскольку фиксированные  издержки, связанные со строительством  таких сооружений, как дороги, линии  связи, столь высоки, что организация  подобной параллельной системы,  выполняющей те же самые функции  (строительство дорог и трубопровода  или прокладка железнодорожного  полотна проблематична) вряд ли  может окупиться.

3. Низкая эластичность  спроса, поскольку спрос на продукцию  или услуги, производимые субъектами  естественной монополии, в меньшей  степени зависит от изменения  цены, чем спрос на другие виды  продукции (услуг), поскольку их  невозможно заменить другими  товарами. Данная продукция удовлетворяет  важнейшие потребности населения  или других отраслей промышленности. К таким товарам относятся,  например, электроэнергия. Если предположим,  рост цен на автомобили заставит  многих потребителей отказаться  от приобретения собственной  машины, и они будут пользоваться  общественным транспортом, то  даже значительное повышение  тарифов в электроэнергию вряд  ли приведет к отказу от  ее потребления, поскольку заменить  ее эквивалентным энергоносителем  сложно.

4. Сетевой характер организации  рынка, то есть наличие целостной  системой протяженных в пространстве  сетей, посредством которых производится  оказание определенной услуги, в  том числе наличие организованной  сети, для которой необходимо  управление и контроль из единого  центра в реальном масштабе  времени.[11]

Информация о работе Естественные монополии в Росии