Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, курсовая работа
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Введение………………………………………………………………………………………….….3
Теоретические аспекты естественной монополии в России…………………………….…….5
Классификации в естественной монополии……………………….…………………............5
Подходы к естественной монополии………………………………………………………….9
Проблему регулирования естественной монополии в России………………………………11
Задачи реформирования естественной монополии…………………………………………11
Проблемы естественной монополии ………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………...…24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Сибирский государственный
аэрокосмический университет
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: МИКРОЭКОНОМИКА. ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
На тему: ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ: МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ, ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИПРВАНИЯ
Выполнила студентка группы: БЭ 11-01
очной формы обучения
Костенко И.С.
Ф.И.О
Руководитель:
к.э.н., доцент Иванченко Л.А.
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
Дата сдачи: «_____»__________20__г.
Дата защиты: «____»__________20__г.
Оценка:_______________
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список рекомендуемой
литературы……………………………………………………
Введение
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Монополия представляет
собой крайний случай
Но существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль называется естественной монополией.
Объект исследования- естественные
монополии как важнейший элемент национальной
экономической системы, рассматриваемый
в динамическом взаимодействии с иными хозяйственными
Предмет исследования - институционально-
Цели:
- рассмотреть существующие теоретические подходы к пониманию экономической сущности естественной монополии;
- выявить проблемы естественной монополии;
- рассмотреть плюсы и минусы естественной монополии.
Монополия- это ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов, франшиз), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.
Естественная
монополия- состояние
естественных монополий:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам;
-транспортировка
газа по трубопроводам;
-услуги по передаче
электрической и тепловой
-железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;
-услуги общедоступной электрической и почтовой связи.[12]
В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, какправило, это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).
Естественная
монополия существует, когда эффект
ее масштаба настолько велик,
что один хозяйствующий
Еще одной
особенностью естественных монополий
является существование очень
высоких входных барьеров
в отрасль. Наличие
единственного производителя,
Естественной
монополией обладают собственники
и иные хозяйствующие субъекты,
имеющие в своем распоряжении
редкие и свободно не воспроизводимые
элементы производства (например, редкие
металлы, особые земельные
участки, пригодные для
Классификации естественных монополий:
Естественная монополия
возникает вследствие
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность субъектов
естественных монополий
2. Высокие барьеры
входа на рынок, поскольку
3. Низкая эластичность
спроса, поскольку спрос на продукцию
или услуги, производимые субъектами
естественной монополии, в
4. Сетевой характер организации
рынка, то есть наличие