Существуют два типа естественной
монополии:
- Природные монополии.
Рождение таких монополий происходит
из- за барьеров для конкуренции,
возведенных самой природой. Например,
монополистом может стать фирма,
геологии которой обнаружили
месторождение уникальных полезных
ископаемых, и которая купила
права на земельный участок,
где располагается это месторождение.
Теперь никто другой это месторождение
использовать не сможет: закон
защищает права собственника, даже
если он оказался в итоге
монополистом (что не исключает
регулирующего вмешательства государства
в деятельность такого монополиста).
- Технико- экономические
монополии. Так условно можно
называть монополии, возникновение
которых продиктовано либо техническими,
либо экономическими причинами,
связанные с проявлением эффекта
масштаба.
Технически почти невозможно
(а точнее, крайне нерационально) создание
в городе подвода газа и электроэнергии
в квартиры. Не всегда рациональной
оказывается попытка проложить
в одном и том же городе кабели
двух конкурирующих телефонных фирм,
тем более что им все равно
пришлось бы постоянно обращаться к
услугам друг друга, когда клиент
одной сети звонил бы клиенту другой.
Рынок называют монополизированным,
если на нем присутствует всего один
производитель. Под монополией при этом
понимают как фирму, работающую на монополизированном
рынке (иначе именуемую монополистом),
так и сам рынок.
Кроме единственного производителя
на монополизированном рынке присутствует
множество покупателей, каждый из которых
приобретает лишь небольшую часть
производимого товара. И из-за своей
слабости и многочисленности ни один
из покупателей не способен воздействовать
на рыночную цену.
Чтобы существовала реальная
монополия необходимо, чтобы реализуемый
на рынке товар не имел близких
субститутов.[5]
В зависимости от путей
возникновения, характеристик рынков,
на которых возникает монополия,
и особенностей производства у монополиста
можно выделить следующие виды монополий:
- Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.
- Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных, на входе на рынок.
- Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.
- Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.
Естественные монополии
можно разделить на:
- Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.
- Инфраструктурная монополия. Монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.
- Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.
Таким образом, естественная
монополия является наиболее защищенным
от проникновения конкурентов видом
монополии, поскольку при естественном
ходе событий, не предполагающем технологических
скачков, изменений законов и
резкого роста спроса, появление
конкурентов у естественных монополистов
просто невозможно. Более того, интересной
чертой естественной монополии является
то, что и государство не может
с ней бороться с помощью насильственного
повышения конкуренции (например, за
счет разделения фирмы-монополиста
на несколько отдельных фирм). Это
объясняется неэффективностью существования
нескольких производителей на рынке.[3]
- Подходы к естественной монополии
Виды монополий:
- Естественные монополии — они складываются в результате
действия естественным образом действующих
факторов.
- Монополии опирающиеся
на уникальные месторождения природных
ископаемых.
- Монополии контролируемые
и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения,
поскольку предприятия работающие в этих
отраслях производят общественно значимую
продукцию, то правительство предоставляет
им особые льготы и преимущества. В этом
случае эти предприятия могут устанавливать
низкие цены на свои товары и услуги.
- Закрытые монополии — образуются когда правительство
одним компаниям разрешает данный вид
деятельности, а другим запрещает.
- Открытые монополии — образуются в случае, если
компания выходит на рынок с абсолютно
новым видом продукции, ранее не производившимся.
Конкурентов у неё нет, но они могут появиться
в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
- Географические
монополии — образуются в отдалённых
и географически изолированных населённых
пунктах, в горной местности, на островах
или полуостровах.
- Технологические
монополии — образуются в связи с особенностями
применяемой технологии, к примеру городские
телефоны.[4]
Виды экономических субъектов
с привилегированным положением
на рынке:
- Монопсония- ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов. Наиболее типичным ее проявлением является государственная монопсония. Возможны также ситуации, когда монопсония является следствием конкурентных взаимодействий.
- Олигополия- это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).
- Картель- это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Поскольку картель – это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, – это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы.
- Синдикат- соглашение картельного типа, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору (обычно создаваемую в виде акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью), сохраняя производственную и юридическую, но утрачивая коммерческую независимость.[8]
Рассмотрим баланс «плюсов»
и «минусов» в связи с существованием
сфер деятельности, где количество
эффективных предприятий равно
единице (отрасль естественной монополии):
«Плюсы»:
- Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции.
- Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне.
- Возможность использования достижений научно-технического прогресса.
- Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги.
- Возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
«Минусы»:
- Возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя.
- Возможность блокировать технический прогресс.
- Возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг.
- Возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.[14]
Признаки естественной монополии:
1. Действие закона распространяется
на строго определенные сферы хозяйствования. Эти сферы определяют границы
правового режима регулирования деятельности
федеральных естественных монополий.
2. Удовлетворение спроса на этом
рынке эффективнее в отсутствие конкуренции
- поскольку издержки производства на
единицу товара существенно понижаются
по мере увеличения объёмов производства.
3. Товары, производимые субъектом
естественной монополии, не могут быть
заменены в потреблении другими товарами
- поскольку данные товары удовлетворяют
важнейшие потребности населения и являются
незаменимыми.
4. Спрос на данном товарном рынке
является неэластичным. Он стабилен, и
даже если цена повысится, спрос никуда
не денется.
Вывод: в связи с таким
состоянием товарного рынка, нужна
крупномасштабная деятельность, чтобы
издержки были низкими.[10]
2. Проблемы регулирования
естественной монополии в России
2.1 Задачи реформирования
естественной монополии
Одним из направлений
государственного регулирования отечественных
естественных монополий является их
структурное реформирование, которое
направлено:
- на совершенствование
системы регулирования, в том
числе ценового в сферах естественных
монополий, дерегулирование видов
деятельности, не относящихся к
сферам естественных монополий,
и формирование рынков этих
видов деятельности на основе
конкуренции;
- на выделение исходя
из экономической целесообразности
и в соответствии с федеральными
законами самостоятельных предприятий
из субъектов естественных монополий;
- на организацию контроля
за финансовыми потоками субъектов
естественных монополий;
- на поэтапное прекращение
практики перекрестного субсидирования
различных групп потребителей
при одновременной адресной поддержке
социально не защищенных групп
населения;
- на придание рынкам
в сфере деятельности естественных
монополий организованного характера
за счет углубления правовой
регламентации взаимоотношений
между их участниками, публичности
цен (тарифов) и правил их
определения, введения единых
правил "доступа к сети" на
недискриминационной основе;
- на совершенствование
нормативной базы регулирования
в сферах естественных монополий;
- на формирование организационно
- правовой базы регулирования
деятельности субъектов естественных
монополий на региональном уровне,
координацию деятельности и разграничение
компетенции между федеральными
и территориальными органами
по регулированию в сферах
естественных монополий;
- на определение особенностей
дальнейшей приватизации в сферах
естественных монополий;
- на повышение эффективности
реализации полномочий государства
по принадлежащим ему акциям
акционерных обществ, являющихся
субъектами естественных монополий,
путем усиления ответственности
представителей, осуществляющих полномочия
государства как акционера в
соответствующих акционерных обществах,
за своевременную уплату акционерными
обществами налогов и других
обязательных платежей; проведение
ежегодной аудиторской проверки,
независимого ведения реестра
акционеров и иных мер, направленных
на обеспечение открытости акционерных
обществ для инвесторов и акционеров.
Глобальными отраслевыми
задачами отмеченного выше реформирования
считаются:
1. В сфере энергетики:
переход к конкуренции электростанций
на спотовом рынке по полным
затратам с выводом из эксплуатации
неэкономичных мощностей; расширение
состава крупных потребителей, выведенных
на оптовый рынок; участие в
оптовом рынке ТЭЦ в составе
акционерных обществ энергетики
и электрификации; прекращение регулирования
цен на электроэнергию, формируемых
на спотовом рынке, развитие
контрактных отношений на оптовом
рынке; формирование структуры
энергетических компаний, которая
будет соответствовать условиям
конкуренции.
2. В сфере газовой промышленности:
обособление внутри РАО «Газпром"
структурных подразделений по
транспортировке газа от организаций
по добыче газа; запуск и отработка
механизмов функционирования рынка
прямых договоров на поставку
природного газа; переход к регулированию
тарифов на услуги по транспортировке
газа, предоставляемые предприятиями
РАО «Газпром».