Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, курсовая работа
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Введение………………………………………………………………………………………….….3
Теоретические аспекты естественной монополии в России…………………………….…….5
Классификации в естественной монополии……………………….…………………............5
Подходы к естественной монополии………………………………………………………….9
Проблему регулирования естественной монополии в России………………………………11
Задачи реформирования естественной монополии…………………………………………11
Проблемы естественной монополии ………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………...…24
-прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.
В существенной степени эти
задачи остаются актуальными и сейчас.
Так, в принятой в 2008 году «Концепции
долгосрочного социально-
Таким образом, на первый взгляд
повестка дня 2008 года во многом совпадает
с повесткой дня 2000 года и это
не удивительно: существовавшие на протяжение
этого периода 11 редакций ФЗ «О естественных
монополиях» мало отличались друг от
друга по существу. За этот период был
несколько уточнен список «естественных»
монополий, уточнены функции и порядок
принятия решений регулирующего
«естественные» монополии органа, определен
порядок доступа к
Тем не менее, об изменениях государственной политики в сфере «естественных» монополий нельзя судить только лишь по изменению ФЗ «О естественных монополиях» или изменениям в отраслевых законах. В последние годы все чаще стал использовать альтернативный естественно-монопольному регулированию подход к достижению государственных целей в области инфраструктуры – государственно-частное партнерство.
В рамках данного подхода традиционные цели естественно-монопольного регулирования –повсеместность и доступность инфраструктурных услуг – обеспечиваются не регулированием, а финансированием. Государство в рамках проекта ГЧП выделяет средства (чаще всего, имущество) для осуществления проекта там, где это необходимо, и обуславливает выделение средств требованиями к ценам на услуги инфраструктурного объекта, который создается в рамках проекта. Преимущества проектов ГЧП перед традиционным подходом состоят в следующем:
-в отличие от перекрестного субсидирования, которое жизнеспособно только при наличии защищенных от свободной конкуренции секторов-доноров, проекты ГЧП не требуют подобных ограничений;
-проекты ГЧП более гибкие – они позволяют индивидуально договариваться о ценовой политике (взимаемая цена может быть и ниже издержек, если это будет компенсировано за счет бюджета, эта цена может быть дифференцирована по категориям пользователей) и размещении конкретных объектов;
-проекты ГЧП более прозрачны – они позволяют точно идентифицировать объем перераспределяемых между отдельными категориями граждан средств и позволяют более гибко использовать эти средства;
-проекты ГЧП предполагает меньшее искажение экономического поведения – они предполагают более широкое распределение затрат на финансирование государственных задач в области инфраструктуры и не предполагают существования de facto акциза на инфраструктурные услуги в рамках системы перекрестного субсидирования.
Основной нормативный документ в области ГЧП – ФЗ «О концессионных соглашениях» -был принят в 2005 г., он устанавливает специальное правовое регулирование в отношении одной из форм ГЧП – концессии. (Стоит оговориться, что данный ФЗ не запрещает реализовывать в России проекты ГЧП на основе иных форм. Таким образом, он не отрицает того опыта, который накопился при осуществлении подобных проектов в сфере коммунального хозяйства в 90-е годы на основе действующего гражданского законодательства).
Правительство РФ определило закон как системообразующий в сфере управления государственной собственностью и имеющий важное общеэкономическое значение для страны в целом. Цель закона – реализация государственной политики привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества на условиях концессионных соглашений, увеличение доходов бюджетов всех уровней и повышение качества обслуживания потребителей товаров, работу и услуг.
Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. При этом концедентом может быть: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а концессионером: индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо.
Объектом концессионного
соглашения является недвижимое имущество,
находящееся в государственной
или муниципальной
По концессионному соглашению
одна сторона (концессионер) обязуется
за свой счет создать и (или) реконструировать
определенное этим соглашением недвижимое
имущество (объект концессионного соглашения),
право собственности на которое
принадлежит или будет
-автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, туннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;
-объекты железнодорожного транспорта;
-объекты трубопроводного транспорта;
-морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
-морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
-аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
-объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
-объекты единой системы организации воздушного движения;
-гидротехнические сооружения;
-объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
-системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;
-метрополитен и другой транспорт общего пользования;
-объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;
-объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.
После принятия закона было инициировано большое количество концессионных соглашений, но в силу долгого срока осуществления подобных соглашений ни один из этих проектов завершен не был (и в ближайшие годы не будет).
Таким образом, в 2005 году ФЗ
«О концессионных соглашениях» наряду
с отраслевым законодательством
в инфраструктурных отраслях стал еще
одной альтернативой ФЗ «О естественных
монополиях». В том же 2005 году у
одного из основных естественно-монопольных
регуляторов – Федеральной
Хотя эта попытка реформы со стороны ФСТ не нашла поддержку в Правительстве и осталась нереализованной, некоторые из обсуждавшихся при её разработке идей нашли отражен в подготовленном в 2007 году Комитетом Совета Федераци по промышленной политике «Докладе о промышленной политике Российской Федерации». Доклад продолжил наметившийся в последние годы тренд на дополнение естественно-монопольного регулирования финансированием создания инфраструктурных объектов и предложил полную замену одного подхода другим. В частности, в Докладе утверждается, что «для эффективного достижения целей функционирования ключевой инфраструктуры государственная политика должна формулироваться в терминах финансирования производства ее дополнительных услуг (а не регулирования естественных монополий)». Именно таким образом и предлагается отказаться от перекрестного субсидирования и монопольных привилегий, которые вызывают «огромные экономические издержки».
«Все новое – свободно». Эта концепция предполагает полномасштабное дерегулирование отрасли, в ходе которого основные заинтересованные стороны получают гарантии того, что все существующие перед ними обязательства будут выполняться, хотя и не появятся новые. Впервые в официальном документе она была сформулирована авторами Доклад а рабочей группы по реформированию электроэнергетики при Государственном Совете РФ «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики», выдвинувшими следующие принципы реформирования:
1. Лица, осуществляющие строительство
и ввод в эксплуатацию новых
мощностей в генерации и
2. Необходимым условием
реформирования
Подводя итоги, в 2000-2008 гг государственная политика в сфере естественных монополий осуществлялась по трем основным направлениям:
-совершенствование ФЗ «О естественных монополиях»: многочисленные поправки не привели к существенным изменениям, предприятая ФСТ попытка радикального пересмотра ФЗ не увенчалась успехом;
-реформа отраслевых законов (разделение естественно-монопольных и конкурентных сегментов, развитие особых режимов регулирования, включая «новое – свободно»);
-развитие системы государственного финансирования ключевой инфраструктуры: на основе гражданского законодательства осуществлялись проекты государственно-частного партнерства в сфере коммунального хозяйства, был принят ФЗ «О концессионных соглашениях».[2]
Заключение
Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.
По своим экономическим,
техническим и
Реформы естественных
монополий не должны сводиться
Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.
Список рекомендуемой литературы: