Естественные монополии в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….….3
Теоретические аспекты естественной монополии в России…………………………….…….5
Классификации в естественной монополии……………………….…………………............5
Подходы к естественной монополии………………………………………………………….9
Проблему регулирования естественной монополии в России………………………………11
Задачи реформирования естественной монополии…………………………………………11
Проблемы естественной монополии ………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………...…24

Файлы: 1 файл

Kostenko.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

-прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.

В существенной степени эти  задачи остаются актуальными и сейчас. Так, в принятой в 2008 году «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» ставятся задачи «сокращение  масштаба монополии в инфраструктуре, разделения естественно-монопольных  и потенциально конкурентных функций», «обеспечения равноправного и прозрачного  доступа всех экономических субъектов  к объектам естественных монополий», прекращения перекрестного субсидирования в электроэнергетике и газоснабжении, а также переход к «долгосрочным  тарифам», которые в большей степени  стимулируют инвестиции, чем затратное  ценообразование.

Таким образом, на первый взгляд повестка дня 2008 года во многом совпадает  с повесткой дня 2000 года и это  не удивительно: существовавшие на протяжение этого периода 11 редакций ФЗ «О естественных монополиях» мало отличались друг от друга по существу. За этот период был  несколько уточнен список «естественных» монополий, уточнены функции и порядок  принятия решений регулирующего  «естественные» монополии органа, определен  порядок доступа к магистральным  трубопроводам и утверждено требования раздельного учета субъектами «естественных» монополий доходов и расходов по отдельным видам деятельности.

Тем не менее, об изменениях государственной политики в сфере  «естественных» монополий нельзя судить только лишь по изменению ФЗ «О естественных монополиях» или изменениям в  отраслевых законах. В последние  годы все чаще стал использовать альтернативный естественно-монопольному регулированию  подход к  достижению государственных  целей в области инфраструктуры – государственно-частное партнерство.

В  рамках данного подхода  традиционные цели естественно-монопольного регулирования –повсеместность  и доступность инфраструктурных услуг – обеспечиваются не регулированием, а финансированием. Государство в рамках проекта ГЧП выделяет средства (чаще всего, имущество) для осуществления проекта там, где это необходимо, и обуславливает выделение средств требованиями к ценам на услуги инфраструктурного объекта, который создается в рамках проекта. Преимущества проектов ГЧП перед традиционным подходом состоят в следующем:

-в отличие от перекрестного субсидирования, которое жизнеспособно только при наличии защищенных от свободной конкуренции секторов-доноров, проекты ГЧП не требуют подобных ограничений;

-проекты ГЧП более гибкие – они позволяют индивидуально договариваться о ценовой политике (взимаемая цена может быть и ниже издержек, если это будет компенсировано за счет бюджета, эта цена может быть дифференцирована по категориям пользователей) и размещении конкретных объектов;

-проекты ГЧП более прозрачны – они позволяют точно идентифицировать объем перераспределяемых между отдельными категориями граждан средств и позволяют более гибко использовать эти средства;

-проекты ГЧП предполагает меньшее искажение экономического поведения – они предполагают более широкое распределение затрат на финансирование государственных задач в области инфраструктуры и не предполагают существования de facto акциза на инфраструктурные услуги в рамках системы перекрестного субсидирования.

Основной нормативный  документ в области ГЧП – ФЗ «О концессионных соглашениях» -был  принят  в 2005 г., он устанавливает  специальное правовое регулирование  в отношении одной из форм ГЧП  – концессии. (Стоит оговориться, что данный ФЗ не запрещает реализовывать  в России проекты ГЧП на основе иных форм. Таким образом, он не отрицает того опыта, который накопился при  осуществлении подобных проектов в  сфере коммунального хозяйства  в 90-е годы на основе действующего гражданского законодательства).

Правительство РФ определило закон как системообразующий  в сфере управления государственной  собственностью и имеющий важное общеэкономическое значение для  страны в целом. Цель закона – реализация государственной политики привлечения  инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования государственного и  муниципального имущества на условиях концессионных соглашений, увеличение доходов бюджетов всех уровней и  повышение качества обслуживания потребителей товаров, работу и услуг.

Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. При этом концедентом может быть: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а концессионером: индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое  лицо.

Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности (за исключением обособленных природных объектов), образующее единое целое. Такой объект может быть реконструирован, модернизирован или создан.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется  за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое  принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный  этим соглашением, права владения и  пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной  деятельности. В законе представлен  закрытый перечень объектов, которые  могут быть объектами концессионных  соглашений. Это:

-автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, туннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

-объекты железнодорожного транспорта;

-объекты трубопроводного транспорта;

-морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

-морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

-аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

-объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

-объекты единой системы организации воздушного движения;

-гидротехнические сооружения;

-объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

-системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

-метрополитен и другой транспорт общего пользования;

-объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

-объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

После принятия закона было инициировано большое количество концессионных  соглашений, но в силу долгого срока  осуществления подобных соглашений ни один из этих проектов завершен не был (и в ближайшие годы не будет).

Таким образом, в 2005 году ФЗ «О концессионных соглашениях» наряду с отраслевым законодательством  в инфраструктурных отраслях стал еще  одной альтернативой ФЗ «О естественных монополиях». В том же 2005 году у  одного из основных естественно-монопольных  регуляторов – Федеральной службы по тарифам - родилась идея полной отмены ФЗ «О естественных монополиях» и, соответственно, отказа от связанных с ней экономических  концепций, и  замены регулирования  субъектов естественных монополий  регулированием отношений, которые  возникают при предоставлении социально-значимых услуг, прежде всего, инфраструктурных. В рамках инициативы была создана  и Концепция соответствующего законопроекта  «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них».

Хотя эта попытка реформы  со стороны ФСТ не нашла поддержку  в Правительстве и  осталась нереализованной,  некоторые из обсуждавшихся при её разработке идей нашли отражен в подготовленном в 2007 году Комитетом Совета Федераци по промышленной политике «Докладе о промышленной политике Российской Федерации». Доклад продолжил наметившийся в последние годы тренд на дополнение естественно-монопольного регулирования финансированием создания инфраструктурных объектов  и предложил полную замену одного подхода другим.  В частности, в Докладе утверждается, что «для эффективного достижения целей функционирования ключевой инфраструктуры государственная политика должна формулироваться в терминах  финансирования производства ее дополнительных услуг (а не регулирования естественных монополий)». Именно таким образом и предлагается отказаться от перекрестного субсидирования и монопольных привилегий, которые вызывают «огромные экономические издержки».

 «Все новое – свободно». Эта концепция предполагает полномасштабное дерегулирование отрасли, в ходе которого основные заинтересованные стороны получают гарантии того, что все существующие перед ними обязательства будут выполняться, хотя и не появятся новые. Впервые в официальном документе она была сформулирована авторами Доклад а рабочей группы по реформированию электроэнергетики при Государственном Совете РФ «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики», выдвинувшими следующие принципы реформирования:

1. Лица, осуществляющие строительство  и ввод в эксплуатацию новых  мощностей в генерации и передаче  электроэнергии, должны иметь право  самостоятельно на договорной  основе определять все условия  своих (в том числе будущих)  отношений по вопросам использования  новых мощностей с другими  субъектами электроэнергетики, включая  и цены контрактов. Государственное  принуждение, регулирование и  ценообразование при наличии  таких договоров не применяется. 

2. Необходимым условием  реформирования электроэнергетики  является перевод хозяйственных  отношений из сферы административного  регулирования в сферу гражданского  права, снятие административных  барьеров на пути инвестиций. Для этого необходимо гражданско-правовое  оформление существующих неявных  обязательств (сервитутов) и их привязка к существующим активам отрасли.

Подводя итоги, в 2000-2008 гг государственная  политика в сфере естественных монополий  осуществлялась по трем основным направлениям:

-совершенствование ФЗ «О естественных монополиях»: многочисленные поправки не привели к существенным изменениям, предприятая ФСТ попытка радикального пересмотра ФЗ не увенчалась успехом;

-реформа отраслевых законов (разделение естественно-монопольных и конкурентных сегментов, развитие особых режимов регулирования, включая «новое – свободно»);

-развитие системы государственного финансирования ключевой инфраструктуры: на основе гражданского законодательства осуществлялись проекты государственно-частного партнерства в сфере коммунального хозяйства, был принят ФЗ «О концессионных соглашениях».[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономическая    деятельность     естественных     монополий     должна рассматриваться в контексте глобализации  мировой  экономики  и  ужесточения международной конкуренции  транснациональных  корпораций,  т.к.  именно  они выступают  основными  субъектами   глобальной   экономики,   аккумулирующими большую часть образующихся в  ней  доходов.  Создание  и  успешное  развитие транснациональных   корпораций    требуют    огромных    усилий,    времени, благоприятного  климата  поддержки,  в  том  числе  и  на  правительственном уровне. Национальная экономика без  таких  компаний  обречена  на  пассивную роль в общемировых экономических отношениях.

    По своим экономическим,  техническим и  организационным   характеристикам российские естественные монополии находятся на уровне лучших мировых стандартов, а  по  отдельным  показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при  разумном  к  ним  отношении могут не только вытянуть  нашу  экономику  из  сегодняшнего  прорыва,  но  и позволить ей занять в XXI в. одно  из  ведущих  мест  в  мире.  Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние,  во  многом не имеющее аналогов в мире.

    Реформы естественных  монополий не должны сводиться   к  примитивному  их дроблению,  а  по  сути  -  к  разрушению  и  деградации.   Ведь   благодаря функционированию естественных монополий российская экономика  пока  держится «на плаву».

    Функционирование  естественных  монополий  должно  стать   приоритетным направлением координирующей  промышленной  политики  Министерства  экономики РФ,  которую  надо  строить  на  основе  перспективных   прогнозных   оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий  на  отечественном и мировом рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой  литературы:

  1. Варвинский В. Проблемы собственности в естественных монополиях [Текст] / В. Варвинский // Федерализм. – 2008- №2- ст.41- 52
  2. ГАРАНТ. Информационно- правовой портал: http://www.garant.ru/
  3. Горизонты промышленной политики: http://prompolit.ru/telecom1_1
  4. Дерябина, М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. Журнал / М. Дерябина.- ст. 102- 121
  5. Конкуренция и рынок: http://www.konkir.ru/main.phtml
  6. Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/
  7. Креативная экономика: http://www.creativeconomy.ru/articles/8360/
  8. Микроэкономика: практический подход: учебник / под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. А. Ю. Юданова- М.: КноРУС, 2009.- ст. 619
  9. Микроэкономика: практический подход: учебник/ под ред. проф. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова – М.:КноРУС, 2011.- ст. 624
  10. Микроэкономика: учебник / под ред. Л. С. Тарасевича, П. И. Гребенникова, А. И. Леусского- М.: Юрайт, 2012.- ст. 543
  11. Портал по логистики: http://www.adviss.ru/
  12. Сапир Жак. Естественные монополии: проблемы определения контроля [Текст] / Жак Сапир // Проблемы прогнозирования.- 2008. №6- ст. 42- 55
  13. Экономический журнал высшей экономики: http://www.hse.ru/mag/economics/1998-2-4/26560913.html
  14. Экономика. Россия XXI века: http://www.ruseconomy.ru/nomer11_200303/ec12.html

Информация о работе Естественные монополии в Росии