Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей становления западноевропейской интеграции, развития Европейского Союза на современном этапе, оценка проблем функционирования и перспектив в будущем.
Задачами данной работы являются:
- изучить понятия, причины и факторы экономической интеграции;
-рассмотреть особенности формирования западноевропейской интеграции;
-проанализировать проблемы, существующие на современном этапе развития Европейского союза, оценить их и произвести анализ перспектив на будущее.
Введение……………………………………………………………………….…5
1. Понятие, причины и факторы экономической интеграции………………..7
2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………18
3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………28
3.1. Западноевропейская интеграция на современном этапе: проблемы развития…………………………………………………….…………………………28
3.2. Долговой кризис Европейского Союза: проблемные экономики и перспективы………………………………………………….…………………..…33
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………..…45
Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаиморазвития.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.
Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения [1, c.37].
Вполне естественно возникает вопрос об условиях и предпосылках, которые необходимо достичь или соблюдать или которыми необходимо обладать изначально. Среди в общем известного перечня условий и предпосылок целесообразно выделить следующие, причем трудно в этом перечне какой-то фактор назвать главнейшим, а какой-то — менее значимым:
- примерно равный уровень экономического развития стран. Требуется достаточно длительный период времени, чтобы страна, имеющая по сравнению с другой страной значительно более низкие экономические показатели, смогла на равных участвовать в интеграционных процессах. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств направлять на подтягивание слабой экономики этих стран, а не на развитие интеграционных процессов.
Безусловно, сегодня можно приводить в пример положение в Евросоюзе, где даже созданы специальные фонды регионального развития. Тем не менее Греция все-таки не смогла на первом этапе соответствовать маастрихтским критериям и не попала в зону евро. Определенные сложности переживает и НАФТА, на пространстве которой «весовые категории» США и Мексики явно разные.
Нельзя не отметить, что сам Евросоюз обозначил очень четкие критерии для принятия новых членов, причем наиболее строгие подходы сформулированы в экономической сфере. В Германии до сих пор в статистических сборниках выводятся показатели для восточных и западных земель, что дает достаточно достоверную информацию о приспособлении более слабой экономики к сильной;
- интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме. История уже доказала, что страны, находящиеся в кризисной ситуации, крайне тяжело интегрируются друг с другом. Это и понятно. Экономика в кризисный период занята самовыживанием, поиском сильных партнеров, способных вытащить ее из кризисной ямы. В период кризиса в странах, как правило, внутреннее законодательство отдает предпочтение внутренней ситуации, принимаются антикризисные меры, законы, ограничения и т.д., например, вводятся ограничения на вывоз капитала. А как известно, для интеграции, наоборот, необходима свобода движения рабочей силы, капитала, товаров и услуг;
- географическая близость стран-участниц. Для выполнения основных целей интеграции, например для снижения издержек производства, конечной цены на товар, необходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транспортные расходы. Если географически страны расположены на расстоянии нескольких часовых поясов, то не видится, как можно сэкономить на транспорте, хотя это и не самое главное;
- политическая
воля руководства
- создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления. Для решения проблем, требующих совместных действий, необходимо создание механизмов сотрудничества для согласования национальных подходов и выработки взаимоприемлемых решений.
Выбор же коллективного решения будет зависеть от того, каким образом эти решения принимаются. Доказано, что для создания оптимального режима принятия решений требуется принятие общих правил, норм, регламентов и создание институтов, которые будут руководить процессом. Роль таких институтов во взаимозависимой системе наиважнейшая. Необходимо делегирование государством своих определенных полномочий такому институту. Причем необходимо строго подходить к делегированию полномочий и строго следить за тем, как эти решения проводятся в жизнь при условии их обязательного выполнения странами. Итак, необходимо создание наднациональных институтов;
- создание инициирующего центра из одного-двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры. Продолжая рассуждения в духе предыдущего тезиса, необходимо выделить и другой не менее важный аспект. Формирование коллективного выбора зависит от распределения экономической мощи, силы между странами-партнерами. Всегда есть и будут страны более сильные и менее сильные. Необходимо создание таких институтов, таких норм, чтобы в рамках интеграционной группировки не возникало случаев (или их надо минимизировать) ущемления национального достоинства и т.д.
- «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.
Главное, как отмечено выше, — наличие мощной инициирующей силы, что является важным плюсом для экономической группировки [3, c.191-194].
Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс.
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
Все эти факторы взаимообусловлены.
Интернационализация .Представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют ТНК.
Всего в мире, по данным ЮНКТАД, действует 39 тыс. ТНК и 270 тыс. их филиалов с общей суммой активов 2,7 трлн. долл. Ежегодный объем продаж, осуществляемых филиалами ТНК, превышает 6 трлн. долл. На долю США приходится более 1/3 из 100 крупнейших в мире ТНК.
Как отмечают эксперты ЮНКТАД, в 1995 г. бурными темпами происходило слияние и приобретение компаний, особенно в Западной Европе. Это затронуло прежде всего такие секторы экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтическая промышленность и финансовые услуги.
Международное разделение труда. Другим фактором развития интеграционных процессов являются глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда (происходящие прежде всего под влиянием НТР). Сам термин «международное разделение труда», с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на определенных видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри и между фирмами. Получает очень широкое распространение внутриотраслевая специализация.
Научно-техническая революция. Современный этап НТР выводит интернационализацию как рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. НТР является самостоятельным фактором, обусловливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве.
Открытость национальных экономик. Интенсивное развитие в последние годы кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК. Для них внутрифирменное разделение труда вышло за национальные границы и, по существу, превратилось в международное. На этой основе повышается степень открытости национальных экономик. Открытая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи.
Значительную роль в формировании открытой экономики в развитых странах играет внешнеэкономическая стратегия государств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с зарубежными фирмами и созданию правовой основы, способствующей притоку из-за рубежа капиталов, технологий, квалифицированных кадров [1, c. 37-39].
В современной теории и практике международной экономической интеграции различают пять ступеней, или последовательных этапов развития интеграционных процессов:
Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие государств — участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц — по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты[3, c. 205-206].
Другая форма – таможенный союз – предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.[1, c. 39].
Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма. Основное их различие состоит в том, что в ЗСТ предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д- В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС существуют беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в Союз. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это, в свою очередь, дает толчок к переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве[3, c. 207].
В обоих случаях межгосударственн
Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. [1]К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере развития других подобных интеграционных структур, появятся новые моменты, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.
Перерастание ТС в ЕР обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Но для создания ЕР этого недостаточно.
Следующая задача — разработка обшей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Неслучайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.