Европейский Союз: этапы эволюции и проблемы функционирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей становления западноевропейской интеграции, развития Европейского Союза на современном этапе, оценка проблем функционирования и перспектив в будущем.
Задачами данной работы являются:
- изучить понятия, причины и факторы экономической интеграции;
-рассмотреть особенности формирования западноевропейской интеграции;
-проанализировать проблемы, существующие на современном этапе развития Европейского союза, оценить их и произвести анализ перспектив на будущее.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…5
1. Понятие, причины и факторы экономической интеграции………………..7
2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………18
3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………28
3.1. Западноевропейская интеграция на современном этапе: проблемы развития…………………………………………………….…………………………28
3.2. Долговой кризис Европейского Союза: проблемные экономики и перспективы………………………………………………….…………………..…33
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………..…45

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Расширение Европейского Союза в 2004 г., когда в него были приняты Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта, привело к возрастанию разнородности Союза, обострило положение малых стран и поставило под угрозу их интересы, которые могут затеряться в многообразии разнонаправленных целей.

Состояние Европейского союза на 2008 год осложняется рядом  факторов надстроечного характера. Управляемость на уровне сообщества в этот период еще только складывается. Остаётся нерешенной важнейшая проблема формирования новой государственно-правовой структуры управления Европейским союзом. Попытки в январе 2007 г. достичь компромисса по обновленному  конституционному устройству не дали результата. Приток новых стран-членов ЕС осложняет решение этого вопроса в силу преобладания частных национальных интересов. С расширением ЕС государства “старой Европы” столкнулись с нежеланием новых соседей улаживать противоречия  путем проведения  кропотливого и многоуровневого диалога [10].

Любопытно, что самые  большие преимущества от членства в  Евросоюзе получил сектор, который был наиболее скептическим в отношении евроинтеграции: сельское хозяйство.

Дело в том, что все  регионы новых стран — членов ЕС имеют право получать помощь на аграрное развитие из структурных фондов ЕС, а фермеры к тому же получают субсидии в рамках Общей сельскохозяйственной политики [9].

Таким образом, расширение интеграционных рамок привело к  усилению противоречий внутри союза. Принятие  в ЕС Польши с ее неэффективным сельским хозяйством увеличивало нагрузку на бюджет ЕС, а ее политические амбиции и вовсе увеличивали “цену” расширения ЕС [10].

Несмотря на то что  Европейский Союз всё же является мощнейшим экономическим блоком Европы и влиятельным участником международных отношений, он сталкивается с рядом проблем. Рассмотрим каждую из них по отдельности [11].

1. Старение населения. Страны Западной Европы переживают демографический кризис: низкие показатели рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения. Как следствие – старение наций, нехватка трудоспособного населения, неконтролируемые потоки иммигрантов. Если государства не будут предпринимать конкретных мер, направленных на изменение существующей ситуации, - численность населения будет уменьшаться на половину приблизительно каждые 25-30 лет.

Снижение рождаемости  ниже уровня простого воспроизводства населения привело к изменению возрастной структуры населения и увеличению доли старших возрастов.

По прогнозным расчетам, до 2050 года доля населения в возрасте 65 лет и старше будет постоянно  увеличиваться. В странах «пятнадцатки» Евросоюза она возрастет с 16 % в 2000 году до 21 % в 2020 году и 28 % в 2050 году. В 12 странах возрастная структура населения более молодая, сейчас доля пожилых составляет в них 13 %.

Старение населения  имеет ряд экономических и  социальных последствий:

  • Увеличивается доля пенсионеров по возрасту. На пенсионные фонды ложится непомерное бремя расходов на выплату пенсий, ибо сокращается удельный вес работоспособного населения, делающего взносы в этот фонд.
  • Увеличение доли пожилых людей ставит перед обществом задачу организации ухода за ними.
  • Медицинское обслуживание пожилых, потребность в котором по мере старения, естественно, возрастает. Медицинское обслуживание требует дополнительных средств, расширения сети медицинских, геронтологических учреждений, качественной перестройки здравоохранения.
  • Занятость пожилого населения, обеспечение работой «молодых пожилых», желающих работать (к таким относят, как правило, людей до 70-75 лет). Это сложная проблема, поскольку рабочих мест не хватает и для лиц трудоспособного возраста [12].

2. Проблема языка в ЕС. Для того чтобы ЕС стал хорошо действующим демократическим союзом, в котором граждане ЕС поддерживали бы его солидарность и беспристрастность, требуется межевропейская дискуссия, а может быть также, на федеральном уровне, дискуссии среди европейских партий. Для того, чтобы они состоялись, наряду с различными национальными языками требуется общий язык ЕС. Если мы получим общий легко изучаемый язык ЕС, язык, на котором смогут общаться все граждане ЕС, мы получим вскоре европейские газеты и межевропейскую дискуссию. На сегодняшний день 23 официальных рабочих языка в ЕС [11].

3. Проблема иммиграции в Европейском Союзе. Государства-члены Европейского союза сталкиваются с проблемой иммиграции, с притоком граждан из бывших республик Советского Союза. Государства-члены Европейского союза пытались решить эту проблему, договорившись о совместной стратегии, которые они пытаются реализовать [12].

4. Проблемы европейской и международной безопасности ЕС. Данная проблема выделилась еще в конце XX в. Её разрешение возможно при условии выработки общей стратегии, ни одна из сторон не способна защищать свои национальные интересы без взаимодействия с другими странами. Объединенная Западная Европа представляет собой достаточно влиятельного участника международных отношений. Она ставит перед собой задачи создания европейской системы обороны в соответствии с договором о Европейском союзе, укрепления трансатлантических связей, стремится избежать возрождения антагонистических военных блоков, в том числе и путем увеличения участников Европейского союза. В целом это означает создание новой системы безопасности, призванной заменить противостояние времен "холодной войны".

Сегодня вопрос о европейской  безопасности включает более масштабный и сложный комплекс вопросов, чем десять лет назад, в том числе ядерную энергетическую безопасность, защиту окружающей среды, превентивное урегулирование кризисов, борьбу с международным терроризмом и преступностью и др. Это требует соответствующего расширения спектра подходов, инструментов и участников как в национальном, так и в международном плане [13].

5. Экологическая проблема Европейского Союза. В ЕС входит 27 стран Европы, и многие из этих стран обладают бескрайними лесами, великолепными горными ландшафтами. С точки зрения экологов, расширение ЕС представляет огромную опасность. Природе угрожают, например, строительство новых автодорог и осуществление других инфраструктурных проектов, а также рост производства автомобилей. Кроме того, упразднение внутренних границ облегчит контрабанду редких животных и растений. Не говоря уже о том, что на территории ЕС теперь окажутся атомные реакторы, подобные тому, который взорвался на Чернобыльской АЭС [14].

6. Проблема функционирования механизма социальной политики ЕС. По мере расширения сферы ее действий возникала необходимость совершенствования механизма функционирования социальной политики, расширения компетенции наднациональных органов, создания новых структур, способных конструктивно ответить на вызовы времени. Несмотря на то, что к концу 1990-х гг. социальная политика ЕС в целом оформилась, при ее осуществлении в будущем Европейскому союзу придется сталкиваться с рядом проблем, среди которых можно выделить две главные: первая касается расширения компетенции органов ЕС в социальной сфере и увеличения числа социальных институтов, вторая — реализации принципов конвергенции (экономического и социального выравнивания стран — членов ЕС) и гармонизации (сближения национальных систем социальной защиты) [15].

7. Проблемы, связанные с функционированием «евро». Введенный в рамках ЭВС в 1999г. евро за 14 лет своего существования приобрёл статус одной из ведущих мировых валют. В1999г. евро был введён в безналичный оборот, а с 2002г. в наличный оборот стран – членов еврозоны. Вначале такими странами стали 11 стран из 15 участниц ЕС (табл.3.1). Остальные страны воспользовались своим правом не участвовать в ЭВС, составив группу стран так называемой «второй волны» членов ЭВС. Греция не попала в первоначальный список 1999г. из-за несоблюдения критериев конвергенции. Сегодня зона евро сталкивается с двумя главными вызовами: с ускоренным процессом глобализации и демографическими проблемами.

На фоне долгового  кризиса усиливаются противоречия между участниками зоны евро. С одной стороны, растет недовольство крупнейших государств, которым приходится направлять свои средства на спасение более слабых. С другой стороны – постепенно усиливается разочарование от участия в европейском интеграционном проекте. Подобные разногласия ослабляют интеграционные связи в зоне евро и способны, в случае продолжения долгового кризиса, привести к ослаблению единой европейской валюты [16].

Табл.3.1. Этапы становления  зоны евро, 1999-2011г.

Источник: [16].

8. Проблемы связанные с расширением ЕС. Экономические выгоды от расширения 2004 г. пока потенциальны, а сам прирост ресурсов сводится в основном к земельным и людским. Имея 100 млн. жителей, ВНП ЕС увеличивается всего на 5 %. Это, во-первых, гораздо меньше, чем при любом из предыдущих расширений, а, во-вторых, заметно снижает показатели развития по Евросоюзу в целом (табл.3.2).

Внутри каждой из стран  существует своя региональная дифференциация. Например, если в Чехии среднедушевой ВНП составляет 49,2 %, аналогичного показателям по ЕС-15, а в Праге даже 74,8 %, то в Центральной Богемии всего 42,8 %. Тот же показатель в Польше составляет 27,3 %, в Венгрии – 34,8 %. Таким образом, в расширяющемся ЕС резко обостряются еще и межрегиональные проблемы развития.

В 2007г. к ЕС присоединяются в основном малые страны со структурой экономики, перегруженной тяжелой и горной промышленностью и обширным массивом застойного сельского хозяйства, требующими коренной модернизации. В них далеко не завершены рыночные реформы, в т.ч. приватизация.

Очевидно и то, что  страны-претенденты самостоятельно не в состоянии преодолеть в обозримом будущем свое отставание ни в развитии, ни в зрелости рынка и структуре хозяйства. В итоге, становясь обширнее, ЕС становится беднее [17].

 

Таблица 3.2. Экономические  последствия отдельных волн расширения.

 

Территория

Население

ВНП

Душевой ВНП 
(по ЕС в целом)

ВНП  
(ЕС-6 =100)

С 6 до 9 стран

+31 %

+32 %

+29 %

-3 %

97 %

С 9 до 12

+48 %

+22 %

+15 %

-6 %

91 %

С 12 до 15

+43 %

+11 %

+8 %

-3 %

89 %

С 15 до 25

+34 %

+29 %

+5 %

-16 %

75 %


Источник: [17].

9. Проблема образования в Европе. Высшее образование в Европе в целом находится в ужасном состоянии. В процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа, и поэтому европейские страны имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся в аспирантуре американских университетов, возвращается в Европу [18, c. 234].

10. Проблема безработицы в ЕС. Уровень безработицы в зоне евро повысился с 7,2% активного населения в первом квартале 2008 г. до 9,9 % в конце 2009 г., или на 2,7 пп. За 2008-2009 годы численность безработных увеличилась на 4,4 млн человек. По прогнозу, безработица будет расти до конца 2010 г., превысив впервые с 1998 г. уровень в 10 % и достигнув 10,4 %. В течение 2011 г. она начнет постепенно снижаться. Среди ведущих стран зоны евро Германия стала исключением: в конце 2009 г. уровень безработицы там составил 7,5 %.

Наиболее высокий уровень  безработицы среди ведущих стран зоны евро наблюдается в Испании – 18,9 % в конце 2009 г [19].

11. Проблема долгового кризиса в ЕС. В 2009 г., когда мировой финансовый кризис достиг своего апогея, почти все страны (в том числе Германия и Франция) имели достаточно высокий уровень дефицита государственного бюджета, превышающий установленный в Еврозоне предел в 3 % по отношению к ВВП. Однако самый высокий его уровень наблюдался в Греции, Испании, Португалии, Италии и Ирландии [20].

Дальнейшее рассмотрение развития Евросоюза на современном этапе мы рассмотрим в пункте 3.2, проанализируем его положение в период долгового кризиса и рассмотрим перспективы на будущее.

3.2. Долговой  кризис Европейского Союза: проблемные  экономики и перспективы.

Кризис суверенных долгов европейских стран представляет собой кризис долгового характера, который начал своё действие ещё в 2010 году и охватил сначала периферийные государства (например, Грецию и Ирландию), а затем распространился на большую территорию еврозоны. Рассмотрим наиболее проблемные экономики ЕС [21].

Греция. С момента присоединения к ЕЭС экономические показатели Греции среди членов Евросоюза и зоны евро были из наихудших: самый медленный рост ВВП, один из самых высоких уровень инфляции, самые высокие проценты по государственным долговым облигациям. В Афинах считали, что переход на евро сам по себе решит многие проблемы страны. Казалось, так и произошло. Ведение единой европейской валюты позволило сбить инфляцию (с 18 % в 1980–1995 гг. до 3 % в 2000–2007 гг.) и привлечь беспрецедентный объем иностранных инвестиций.

Средний уровень зарплаты в 2000–2008 гг. повысился на 80 % (в целом  по еврозоне – всего лишь на 23 %). Особенно ощутимо повысилась зарплата работников греческого госсектора –  на 112 % (в еврозоне – на 38 %). Все  это происходило на фоне общего наращивания государственных расходов, в первую очередь на социальные трансферты. В 1997–2008 гг. госрасходы на душу населения в Греции выросли на 140 % (в целом по зоне евро – на 40 %), а доля трансфертов в ВВП повысилась с 14 до 19 %. Эта политика проводилась вопреки макроэкономической рациональности, в результате чего конкурентоспособность ключевых секторов греческой экономики на мировом рынке заметно снизилась. С началом мирового кризиса многие скрытые дисбалансы вышли наружу, и социально-экономическое положение Греции кардинальным образом изменилось в худшую сторону. Это видно на примере основных показателей развития страны (табл.3.3)

Информация о работе Европейский Союз: этапы эволюции и проблемы функционирования в современных условиях