Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей становления западноевропейской интеграции, развития Европейского Союза на современном этапе, оценка проблем функционирования и перспектив в будущем.
Задачами данной работы являются:
- изучить понятия, причины и факторы экономической интеграции;
-рассмотреть особенности формирования западноевропейской интеграции;
-проанализировать проблемы, существующие на современном этапе развития Европейского союза, оценить их и произвести анализ перспектив на будущее.
Введение……………………………………………………………………….…5
1. Понятие, причины и факторы экономической интеграции………………..7
2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………18
3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………28
3.1. Западноевропейская интеграция на современном этапе: проблемы развития…………………………………………………….…………………………28
3.2. Долговой кризис Европейского Союза: проблемные экономики и перспективы………………………………………………….…………………..…33
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………..…45
Поскольку антикризисные механизмы так и не заработали, на средиземноморской периферии еврозоны, а также в Ирландии наметился «эффект домино». Теперь уже на повестку дня встало спасение банковской системы Испании, и стартовая цена вопроса была определена в 100 млрд. евро. Между тем рост доходности государственных облигаций уже не только Греции, но также и Италии, Ирландии, Испании и Португалии указывал на комплексный характер проблемы [23].
Диагноз проблем Евросоюза, включая кризис еврозоны, давно постав-
лен многими аналитиками. Это – политическая незавершённость европейского проекта. Правильно определено и лекарство: завершить проект, т.е. добиться идейного, политического и организационного единства Европы на экономическом, финансовом, социальном, внешнеполитическом и оборонном направлениях. Однако проходят десятилетия, а дальше призывов дело не идёт и, судя по всему, не пойдёт, потому что "европейская мечта" не все страны вдохновляет и потому что гармонизация национальных интересов с общеевропейскими остаётся трудноразрешимой задачей.
Поэтому движение к цели
прерывается многочисленными
а сама цель из-за отсутствия консенсуса и необходимости уступок размывается и отодвигается в отдалённое будущее. Опасаясь раскола, ЕС избегает дискуссий по актуальным вопросам своего развития на перспективу. Многомиллиардные затраты на пакет помощи Греции и создание стабилизационного фонда – это цена, которую приходится платить за стратегические просчёты при создании валютного союза, и, скорее всего, эта цена не окончательная, ибо в отсутствии чёткого представления о развитии Европы после кризиса Евросоюз занимается всего лишь краткосрочной починкой системы. Он движется в направлении трансфертного союза, когда сообщество платит за должников, потому что только в такой системе координат и может существовать валютный союз, не уравновешенный общей экономической политикой. Трансфертный союз, безусловно, является очередным вызовом ЕС, поскольку правила, по которым он функционирует, способствуют обострению отношений, с одной стороны, между странами-кредиторами и странами-должниками, а с другой – между гражданами и их правительствами.
Теперь же всё смешалось в "европейском доме". Кризис государственной задолженности вдруг обнаружил, что государство всеобщего благоденствия в прежних объёмах больше не финансируемо и что быстрый рост жизненного уровня в средиземноморских странах и в Ирландии был возможен только в долг и в условиях низких процентов по кредитам. Сейчас вопрос заключается в том, как быстро будет снижаться благосостояние и как долго страны-доноры, в первую очередь Германия, будут готовы нести бремя европейской солидарности.
Европа перестаёт быть зоной стабильности и утрачивает роль примера, образца для подражания. Это ведёт к ослаблению её цивилизаторской миссии, ставит под сомнение универсальный характер европейского опыта и состоятельность политики втягивания в орбиту Брюсселя всё новых стран и народов.
По-видимому, европейский проект так и останется политически незавершённым, а без политического союза честолюбивые замыслы евростратегов по трансформации ЕС в глобального игрока на международной арене не имеют будущего[25].
Выход из создавшегося положения и нормализация социально-политической ситуации на периферии Европы в решающей степени зависят от преодоления долгового кризиса и устранения существующих структурных диспропорций в экономиках стран, что требует проведения сложных и болезненных реформ, а это трудновыполнимо без определенных жертв со стороны различных слоев населения. Весь вопрос в том, насколько равномерно и справедливо будут распределены неизбежные издержки антикризисного курса. Решение этого вопроса и определит политическое будущее и зоны евро, и Евросоюза[22].
Заключение
В своей курсовой работе я рассмотрела положение экономической интеграции в современном мире на примере Европейского Союза, определила основные проблемы западноевропейской интеграции в современных условиях, проанализировала экономическое положение проблемных государств в ЕС.
В разделе «Понятие, причины
и факторы экономической
Следующим этапом является таможенный союз, в рамках которого устанавливаются единый внешнеторговый тариф, и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними.
Третьей, и более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском союзе.
Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран — Европейский союз — прошла реально первые четыре из указанных этапов. И следующий раздел посвящён рассмотрению Европейского Союза на всех вышеперечисленных этапах.
В разделе «Формы западноевропейской интеграции» я рассмотрела каждый из этапов, который прошёл в своём формировании Европейский союз. Начальной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950, в которой содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали.
Первым импульсом для создания зоны свободной торговли, а также общего рынка стал Парижский договор (1951 г.). На первоначальном этапе в ЕС входили такие страны как Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция. Между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства)
В случае таможенного союза страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. В рамках этого периода начала действовать Европейская валютная система
Общий рынок – определение очередного эта па евроинтеграции. В рамках этого периода удалось сформировать в ЕЭС единый рынок как «пространство без внутренних границ, в котором обеспечивались свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого были ликвидированы пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицированы технические стандарты и системы налогообложения, проведены взаимное признание образовательных сертификатов.
Главными достижениями периода экономического и валютного союзов стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. А в 2007 году в ЕС вступили ещё 2 страны: Болгария и Румыния.
В разделе «Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы» были выявлены проблемы интеграции, такие как: старение населения, проблема языка, иммиграция в ЕС, международная и европейская безопасность, экологическая проблема, проблема социальной политики, функционирование «евро», связанные с расширением ЕС, образование в ЕС, безработица, и наиболее значимой проблемой является проблема долгового кризиса в ЕС. Как выяснилось в 2010 году, уже почти всего страны имели достаточно высокий уровень дефицита гос. бюджета, превышающий предел – 3 %. Высокий уровень дефицита гос. бюджета наблюдался в Греции(10,5 %), Испании(9,2 %), Португалии(10,1 %), Италии(4,6 %) и Ирландии(32,4 %). В период долгового кризиса ряд проблем обострились: произошло превращение социальной политики в антисоциальную; увеличился уровень безработицы(по итогам февраля 2012г. она составила 10,8 %; по угрозой оказалась и сама зона евро, из-за роста противоречий между странами участниками).
Я считаю, что странам ЕС стоит пересмотреть многие пункты своей политики занятости и сделать ее менее антисоциальной, т.к. недовольство среди рабочих ничем хорошим для них не обернется. И, скорее всего, в странах, в динамике безработицы которых наблюдается тенденция к снижению, уровень занятости снова поползет вниз.
Ни для кого не секрет, что сейчас ЕС утрачивает роль примера и образца для подражания. Еврозона перестаёт быть зоной стабильности, между странами-участниками постоянно возникают противоречия, что затрудняет выход ЕС из кризиса.
Я считаю, что для того чтобы положение Евросоюза стабилизировалось необходимо сплотить страны-участницы и разработать общую политику. По-моему, европейский проект на сегодняшний день остаётся политически незавершённым, и каждая страна преследует исключительно свои цели, и пока Европейский Союз не начнёт действовать как единое целое, в одном направлении, ни о каком выходе и сложившейся ситуации и речи не может идти, с течением времени ситуация будет только усугубляться.
Список литературы: