Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей становления западноевропейской интеграции, развития Европейского Союза на современном этапе, оценка проблем функционирования и перспектив в будущем.
Задачами данной работы являются:
- изучить понятия, причины и факторы экономической интеграции;
-рассмотреть особенности формирования западноевропейской интеграции;
-проанализировать проблемы, существующие на современном этапе развития Европейского союза, оценить их и произвести анализ перспектив на будущее.
Введение……………………………………………………………………….…5
1. Понятие, причины и факторы экономической интеграции………………..7
2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………18
3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………28
3.1. Западноевропейская интеграция на современном этапе: проблемы развития…………………………………………………….…………………………28
3.2. Долговой кризис Европейского Союза: проблемные экономики и перспективы………………………………………………….…………………..…33
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………..…45
Одним из главных инициаторов всех дел выступал тогдашний председатель Еврокомиссии Жак Делор. По его инициативе комиссия под руководством лорда Кокфельда выпустила "Белую книгу". Этот документ содержал кроме всего прочего подробный анализ препятствий на пути создания общего рынка, в нем же был перечислен инструментарий для необходимых изменений. Одобренная Европейской комиссией и принятая на саммите в Милане в июне 1985 г. "Белая книга" послужила основой реальной программы создания общего рынка, совпавшей с реформой основополагающих договоров сообществ, главным образом Римского договора, которым и было положено начало создания ЕЭС. Принципы институциональных и политических изменений и необходимых импульсов для развития нашли окончательное выражение в Едином европейском акте, подписанном в 1986 г. всеми странами – членами Европейских сообществ [6].
Единый Европейский Акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора.
Закон вырос на почве недовольства среди членов Европейского сообщества в 1980-е годы в связи с отсутствием де-факто свободной торговли между ними. Лидеры деловых и политических кругов хотели гармонизировать законы, между странами и урегулировать политические разногласия. Комитет по анализу общего рынка подготовили список шагов, которые были необходимы, что стало основой Единого европейского акта. Он предназначался для устранения оставшихся барьеров между странами, а также для гармонизации и повышения конкурентоспособности европейских стран [7, c. 195].
С точки зрения экспертов, понятие общего рынка в этом акте было заменено понятием внутреннего рынка, который описывался как пространство без внутренних границ. Впоследствии на основании данного соглашения было принято около 280 правовых актов, послуживших реализации этого рынка согласно принятому решению до 1992 г. В целом же потребовалось почти 30 лет, чтобы концепция общего рынка (внутреннего рынка) в полной мере стала реальностью [6].
Возможность расширения ЕС на Восток обсуждалась в западной научной литературе начиная с 1990 г., по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Акцент, прежде всего, ставился на исчерпание потенциала сотрудничества, которое было бы полезно в общеевропейском масштабе. ЕС и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) рассматривались в качестве центра притяжения сотрудничающих регионов в Европе, при условии подключения и стран бывшего СЭВ. Начатые ЕС в феврале-апреле 1993 г. переговоры о вступлении со странами ЕАСТ сделали возможность создания Общеевропейского единого экономического пространства бесперспективной.
Избранная Европейским союзом первоначальная тактика отсрочки решения о перспективе расширения за счет стран ЦВЕ основывалась на стремлении избежать, по крайней мере в ближайшем будущем, увеличения расходов, связанных с расширением, а также сохранить статус-кво в политике распределения доходов и расходов среди членов ЕС.
Несмотря на отсутствие разработанной долгосрочной стратегии отношений со странами ЦВЕ, в начале 1990-х гг. Европейский союз дифференцировал восточноевропейские страны. Была применена ступенчатая договорная политика в отношении стран ЦВЕ, что способствовало созданию запаса времени, необходимого для четкого определения последовательности действий, круга участников и различных перспектив для стран бывшего социалистического блока. В 1991 г. были заключены Европейские соглашения с тремя странами ЦВЕ: Венгрией, Польшей и Чехословакией. Таким образом, центральноевропейские страны были поставлены на первое место в иерархии отношений ЕС со странами-реформаторами. Процесс заключения Европейских соглашений с остальными странами растянулся на пять лет. Словения, Соглашение с которой было заключено в 1996 г., оказалась последней в этом списке.
В Европейских соглашениях
В то же время Европейские соглашения изначально не были задуманы ни как предварительный этап расширения, ни как часть всеобъемлющей концепции формирования общеевропейского политического и экономического пространства. Европейские соглашения считаются последней ступенью перед вступлением, но не являются основанием возникновения требования вступления.
Поворотным моментом в политике Европейского союза в отношении стран ЦВЕ стал Копенгагенский саммит ЕС в июне 1993 г. Европейский союз впервые официально дал обещание расширить свои ряды за счет стран ЦВЕ. Были установлены критерии вступления, оговорены условия, которые должны выполнить потенциальные кандидаты до вступления в ЕС. Также были определены критерии и для самого ЕС.
Правовые рамки для вступления определены в статье 49 n.F Договора о Европейском союзе (ДЕС) : европейское государство, которое хочет стать членом ЕС, направляет заявку на вступление в Европейский совет. На данный момент 10 стран ЦВЕ подписали Европейские соглашения с ЕС и подали заявку на вступление [8].
В рамках этого периода удалось сформировать в ЕЭС единый рынок как «пространство без внутренних границ, в котором обеспечивались свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого были ликвидированы пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицированы технические стандарты и системы налогообложения, проведены взаимное признание образовательных сертификатов [4].
Экономический и валютный союзы . Согласно модели Баласа, данная разновидность союза является предпоследним (IV) этапом полной интеграции. Она означает такой уровень международной интеграции, который с помощью валютно-денежной унификации дополняет таможенный coюз, зону свободной торговли и общий рынок.
В рамках ЕС экономический и валютный союз стали функционировать с 1 января 1999 г. согласно Маастрихтскому договору (Договор о Европейском Союзе) [6].
Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября1993.
Согласно договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.
Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза была возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.
Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.
Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:
1) Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.
2) Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.
3)Государство должно
в течение двух лет
4) Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1.5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.
5) Долгосрочные процентные
ставки по государственным обли
На заседании Европейского совета в Мадриде (декабрь 1995 г.) было принято решение начать переговоры о вступлении со странами-кандидатами через шесть месяцев после окончания намеченной на 1996 г. правительственной конференции. Ввиду различных геополитических интересов государств — членов ЕС расширение на Восток должно было быть сбалансировано усилением деятельности ЕС в Средиземноморском регионе.
Правительственная конференция ЕС закончилась в июне 1997 г. подписанием Амстердамского договора, который не решил вопросов институциональной реформы ЕС, от успеха проведения которой в прямую зависимость было поставлено расширение ЕС. В июле 1997 г. Европейская комиссия издает "Повестку дня 2000", состоящую из трех частей. Одна из них касалась расширения ЕС и содержала рекомендации в отношении стран-кандидатов, разработанные по поручению Мадридского саммита 1995 г., в основу которых был положен факт выполнения критериев вступления странами ЦВЕ.
Рекомендации Европейской комиссии, содержащиеся в "Повестке дня 2000", были одобрены на заседании Европейского совета в Люксембурге в декабре 1997 г. Совет принял решение о начале переговоров о вступлении с пятью странами — кандидатами ЦВЕ: Эстонией, Польшей, Чехией, Словенией и Венгрией (страны "Люксембургской группы"). Даты завершения переговоров и подписания договоров о вступлении со странами — кандидатами "Люксембургской группы" не были установлены, что открывало возможность для оставшихся стран-кандидатов включиться в переговорный процесс на равных условиях. Так, в частности, Европейский совет уполномочил ЕК интенсифицировать мероприятия по подготовке к вступлению в отношении Болгарии, Румынии, Словакии, Литвы и Латвии. Для преодоления отставания в проведении экономических реформ данным странам было выделено в рамках программы Фаре дополнительное финансирование в размере 100 млн евро.
Результатом сложных и напряженных переговоров ЕС и стран-кандидатов в Копенгагене в декабре 2002 г. явилось "беспрецедентное историческое событие" — решение о завершении переговоров о вступлении с восьмью странами ЦВЕ — Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией, Эстонией, Латвией, Литвой, Кипром, Мальтой и Словакией. Предполагается, что данные государства станут полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г., при условии непрерывного хода ратификационного процесса договоров о вступлении. В феврале 2003 г. Европейская комиссия представила последние рекомендации по договорам о вступлении, которые должен одобрить большинством голосов Европарламент и по которым должен принять единогласное решение Евросовет. Уже в качестве полноценных членов ЕС страны ЦВЕ смогут в 2004 г. участвовать в выборах в Европарламент, назначить своих членов в Европейскую комиссию и принять участие в следующей правительственной конференции. В отношении Болгарии и Румынии дата вступления в ЕС назначена на 2007 г. При этом эти страны получат "значительно увеличенные финансовые средства в рамках стратегии сближения".
Следует отметить, что даже после вступления в ЕС страны ЦВЕ не смогут сразу стать полноправными членами. В договорах о вступлении предполагается введение переходного периода — примерно около 250 регулировок, которые затрагивают практически половину глав переговоров. Особенно много переходных правил в таких главах, как окружающая среда (48 правил), налоги, сельское хозяйство и транспорт. Наиболее длительные переходные периоды предусмотрены в области окружающей среды (в некоторых случаях вплоть до 2015 г.), а также для покупки земли гражданами новых стран — членов ЕС (7-12 лет) [8].
Начиная с 1 января 2002 г. союз стал полностью валютным союзом – как известно, общая валютная единица евро введена в обращение в 12 странах, в которых эта единица заменила национальные валюты. Однако директивное решение было принято в Гааге в 1969 г. (1–2 декабря). Если допустить, что введение общей валюты является последним элементом, венчающим всю многоуровневую конструкцию валютного союза, то впору говорить о существовании 30 – летнего периода строительства этого союза с различными последовательными фазами [6].
Главными достижениями
данного периода стали
Вступление стран ЦВЕ в ЕС знаменует окончание разделения Европы после Второй мировой войны. Однако оно ставит также большое количество проблем, в первую очередь перед самим ЕС. Сможет ли ЕС сохранить свою дееспособность? Сможет ли ЕС найти новую формулу распределения доходов и расходов среди государств, разница в благосостоянии которых еще больше увеличится? О нынешних проблемах и перспективах в развитии ЕС мы поговорим в следующей главе [8]
3. СОВРЕМЕННЫЙ
ЭТАП ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГР
3.1. Западноевропейская интеграция на современном этапе: проблемы развития.
Накануне присоединения к Евросоюзу 10 новых государств многие европейские аналитики пытались заглянуть в хрустальный шар и спрогнозировать, как расширение повлияет на политику ЕС. У некоторых были апокалиптичные видения конца того Европейского Союза, к которому мы привыкли, другие видели светлые сны о новом европейском Эдеме. Спустя два года картина стала намного более реалистичной [9].