Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей становления западноевропейской интеграции, развития Европейского Союза на современном этапе, оценка проблем функционирования и перспектив в будущем.
Задачами данной работы являются:
- изучить понятия, причины и факторы экономической интеграции;
-рассмотреть особенности формирования западноевропейской интеграции;
-проанализировать проблемы, существующие на современном этапе развития Европейского союза, оценить их и произвести анализ перспектив на будущее.
Введение……………………………………………………………………….…5
1. Понятие, причины и факторы экономической интеграции………………..7
2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………18
3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………28
3.1. Западноевропейская интеграция на современном этапе: проблемы развития…………………………………………………….…………………………28
3.2. Долговой кризис Европейского Союза: проблемные экономики и перспективы………………………………………………….…………………..…33
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………..…45
Таблица 3.3. Греция: макроэкономические показатели.
Источник: [22].
21 июля 2011г. в Брюсселе прошел саммит 17 стран-членов зоны евро, на котором были согласованы важные решения по борьбе с долговым кризисом и одобрена новая программа помощи Греции. Она предусматривала:
· предоставление дополнительной финансовой помощи в размере 109 млрд евро на более льготных условиях по сравнению с первым пакетом.
· содействие со стороны
Евросоюза структурной
· привлечение к реализации программ помощи частных банков, которые будут приобретать часть долговых обязательств греческого государства.
Португалия. Динамика экономического развития Португалии после перехода на евро была прямо противоположна греческой. Если в Греции темпы роста ВВП существенно возросли, то в Португалии заметно снизились. В 2000-е г. Португалия столкнулась с рядом серьезных вызовов и проблем. Присоединение к зоне евро ограничило возможности защиты португальского рынка от иностранных конкурентов и понизило конкурентоспособность местных компаний на зарубежных рынках. Во внешней торговле введение евро нанесло Португалии урон. (Только за четыре года – с 2007 по 2010 г. – отрицательное сальдо торговли товарами превысило 86 млрд евро). Острой проблемой явилось замедление роста производительности труда: его среднегодовые темпы сократились с 3,1 % в 1995–2000 гг. до менее, чем 1 % в первой половине 2000-х годов. Еще одним фактором, тормозившим развитие индустриального производства и его модернизацию, было то, что львиная доля (свыше 60 %) инвестиций и кредитных ресурсов направлялась в строительство и операции с недвижимостью. В результате другие отрасли хозяйства, прежде всего обрабатывающая промышленность, оставались недофинансированными. Тормозящий эффект вызывали высокие социальные обязательства государства и зарегулированный рынок труда. Пособие по безработице парадоксальным образом превышало среднюю заработную плату, а увольнение работников было настолько дорогостоящим, что могло разорить работодателя.
В экспорте продолжали превалировать сравнительно дешевые товары традиционных отраслей, что послужило одной из главных причин увеличения внешнеторгового дефицита. Государство упустило шанс обеспечить профицит бюджета и постепенно втянулось в воронку роста суверенной задолженности( табл. 3.4)
Таблица 3.4. Португалия: макроэкономические показатели.
Источник: [22].
В мае 2011 г. между португальским правительством и так называемой Тройкой – Евросоюзом, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом было подписано соглашение о предоставлении Португалии финансовой помощи в размере 78 млрд евро (52 млрд выделил Евросоюз и 26 млрд – МВФ). Разумеется, данная помощь оговаривалась целым рядом условий, связанных с проведением португальскими властями комплекса мероприятий по оздоровлению национальных экономики и финансов.
Ирландия. Ирландия добилась экономического процветания задолго до введения евро благодаря хорошему качеству государственного управления, благоприятному деловому климату, гибкому рынку труда, одной из лучших в Европе образовательных систем и высокой конкурентоспособности. Страна в 1995–2000 гг. демонстрировала невиданные для Западной Европы темпы роста ВВП – 9,5% и прочно утвердилась на европейских и мировых рынках с высокотехнологичными товарами и услугами.
На волне хозяйственного подъема резко пошли вверх доходы работающих по найму. В 1997–2007 гг. заработная плата ирландцев росла в пять раз быстрее, чем в среднем в странах Евросоюза. На рынке недвижимости надулся гигантский пузырь: в указанный период количество построенных жилищ стабильно возрастало на 10% в год, что было одним из самых высоких показателей в Европе. После присоединения к зоне евро в экономике Ирландии произошел структурный сдвиг от промышленного производства в сторону услуг и строительного сектора. Например, в 1999–2006 гг. до 10 % ВВП «перетекло» из промышленности в сферу финансовых, посреднических и бизнес-услуг, а также операций с недвижимостью. Этот поворот сопровождался резким повышением удельного веса заемных средств в банковском секторе. Всего за десятилетие балансы финансовых и монетарных учреждений выросли примерно на 750 % ВВП, а совокупная задолженность Ирландии к 2007 г. достигла 1400 % ВВП (для сравнения: в среднем в странах ЕС долг составлял порядка 200 % ВВП). Но все это было возможно при благоприятной внутренней и внешней конъюнктуре и не прошло проверки на прочность в условиях мирового кризиса.
В 2008 г. финансовый пузырь лопнул. Котировки акций на местной бирже обвалились на 70 %, совокупные убытки ирландских банков к концу 2010 г. достигли 35 млрд евро (20 % ВВП). Дальше все пошло по общему для стран ЕС сценарию: сократился объем ВВП, упал экспорт, обрушились инвестиции частных компаний, удвоилась безработица, ощутимо уменьшились налоговые поступления в казну, почти вдвое вырос государственный долг, а дефицит бюджета в 2010 г. взлетел до рекордных для зоны евро 32,4 % ВВП (табл. 3.5).
Таблица 3.5. Ирландия: макроэкономические показатели.
Источник: [22].
В условиях нагрянувшего кризиса официальный Дублин пошел на принятие мер чрезвычайного характера. Правительство осуществило мощные денежные вливания в экономику, предоставило гарантии вкладчикам и кредиторам крупных банков, скупило часть проблемных активов. Одновременно власти провели национализацию одного из ведущих банков – AlliedIrishBanks, приняли программу сокращения государственных расходов и введения новых налогов. Все это помогло Дублину заключить 28 ноября 2010 г. соглашение с Евросоюзом и МВФ о предоставлении пакета экстренной финансовой помощи в размере 85 млрд евро. По мнению экспертов, полученная поддержка не только спасла Ирландию от краха ее государственных финансов и банковской системы, но и на время замедлила (но не предотвратила) распространение долгового кризиса на другие страны зоны евро.
Испания. Испанию экономически заштормило в середине 2008 г. Особенность момента состояла в том, что негативные внешние эффекты усугубили внутренние диспропорции, присущие испанской экономике. Страна столкнулась с системным кризисом прежней парадигмы развития и необходимостью ее трансформации, проведения структурных реформ.
Последствия кризиса для Испании были весьма тяжелыми: падение ВВП и экспорта, снижение инвестиций, обрушение рынка недвижимости и сжатие строительной отрасли, рост бюджетного дефицита и государственного долга и т.д. (табл. 3.6). Но была и своя специфика. Так, масштабы безработицы в Испании (даже на фоне ее значительного роста в еврозоне) были поистине огромными и превысили отметку в 20 %. В то же время относительный размер государственного долга не был столь высоким, как, скажем, в Греции или Ирландии. Поэтому до настоящего времени речь не шла о неспособности Мадрида выполнять обязательства по обслуживанию госдолга, хотя нагрузка на бюджет в связи с его ростом постоянно увеличивалась. Политика Евросоюза по отношению к Испании состояла не в мобилизации финансовых ресурсов для ее спасения от дефолта и банкротства, а в стимулировании процесса реформ, способных оздоровить испанскую экономику.
Таблица 3.6. Испания: макроэкономические показатели.
Источник: [22].
В конце концов, власти начали реформировать национальную экономику широким фронтом . В результате стратегический курс правительства на современном этапе можно представить следующим образом:
· финансовое оздоровление экономики (через сокращение бюджетных расходов и переход в режим строгой экономии);
· проведение структурных реформ (трудовых отношений, пенсионной системы, финансового сектора) и комплексной модернизации;
· социальное сплочение нации (ключевой элемент – подписанный в начале нынешнего года Социально-экономический договор о росте, занятости и пенсионных гарантиях).
Последнее событие особенно важно, поскольку главные проблемы современного этапа лежат именно в социальной сфере. Это – сохраняющийся беспрецедентный уровень безработицы (4,3 млн человек на август текущего года) и наличие огромного теневого сектора в экономике (около 17 % ВВП и 4 млн занятых). В 1980 г. занятых в теневом секторе насчитывалось около 1,7 млн. С тех пор, по оценке экспертов, размер теневой экономики вырос в четыре раза, а потери бюджета из-за неуплаты налогов ежегодно составляют 30–32 млрд евро.
Италия. Определенной спецификой отмечено воздействие мирового кризиса на экономику Италии. В последние годы ее основные макроэкономические показатели также заметно ухудшились (табл.3.7), но реальную угрозу представляет собой колоссальных масштабов государственный долг, достигший в 2010 г. 119 % ВВП, или свыше 1,8 трлн евро. В абсолютных размерах это третий показатель в мире после США и Японии.
Таблица 3.7. Италия: макроэкономические показатели.
Источник: [22].
В июле 2011 г. в Италии был одобрен многомиллиардный пакет антикризисных мер, вызвавший широкое общественное недовольство. В соответствии с принятыми решениями итальянские власти встали на путь сокращения пенсий, замораживания заработных плат, повышения налогов. Кроме того, Рим объявил о планах внести изменения в национальную конституцию с целью либерализации экономики, что, по мнению правительства, должно позволить радикально сократить бюджетный дефицит.
12 августа 2011г. Совет министров Италии, собравшийся на экстренное заседание, принял ряд постановлений о дополнительных мерах по стабилизации экономики. Документы предусматривают экономию государственных средств в размере 20 млрд евро в 2012 г. и 25 млрд – в 2013 г., а также сокращение дотаций местным органам управления, уменьшение финансирования деятельности министерств и введение «налога солидарности» на крупные банковские вклады [22].
Под влиянием долгового кризиса в ЕС, обострились ряд проблем.
Произошло превращение социальной политики в антисоциальную. На всем пространстве ЕС развернулась «гонка на выживание», в которой пока выигрывает Германия. С одной стороны, немецкие рабочие, когда им предложили неполную занятость и бесчисленные курсы «переквалификации», согласились «потерпеть» . С другой - сказывается более высокое по сравнению с другими странами ЕС органическое строение капитала, за счет которого ФРГ сохраняет лидирующее положение страны-экспортера, позволяющее сохранять остатки прежнего «социального» государства.
Стандартная мера конкурентоспособности – это стоимость рабочей силы. В Германии она в течение уже многих лет остается фактически замороженной. Следовательно, уровень немецкой конкурентоспособности по отношению к периферии ЕС продолжает возрастать. Политика искусственного сокращения стоимости рабочей силы за счет снижения заработной платы и социальных расходов в целом отражает господствующую в странах центра ЕС неолиберальную идеологию. Встает вопрос: кто будет платить по долгам периферии, если она окончательно обанкротится? В этих условиях периферия начинает прорабатывать сценарии выхода из экономического и валютного союза, а первым кандидатом на такой выход является, очевидно, Греция[23].
Что касается безработицы, то согласно данным европейского агентства статистики Eurostat, безработица по итогам февраля 2012г. составила 10,8 %, что является наибольшей величиной за 14 лет. Хотя по самым пессимистичным прогнозам, уровень безработицы ожидался в 10,7 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число безработных европейцев выросло на 1,874 миллиона, а всего поиском работы занято 24 миллиона 550 тысяч человек. Цифры внушительны сами по себе, но, если изучить статистику детально, то поводов для тревоги становится ещё больше. Наиболее высокий уровень безработицы: в Греции — 21 %, Португалии — 15 % и Испании — 23,6 %. Не вызывают оптимизма Латвия, Ирландия и Литва, с показателями безработицы в 14,5 %. Если не решать проблему безработицы хотя бы в самых «больных» государствах ЕС, то условно положительные плоды, полученные от «недодефолта» Греции, в обозримой перспективе будут подпорчены необходимостью выплаты всё возрастающих пособий [24].
На фоне долгового
кризиса усиливаются
Впервые министры финансов ведущих стран-членов ЕС озаботились созданием антикризисного плана весной 2010 года. Тогда было решено создать Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), а общая стоимость антикризисных мер была оценена в 75 млрд. евро. Однако реальных мер предпринято не было, и цена вопроса спасения еврозоны, естественно, возросла.
В конце 2011 года ЕС признал, что стоимость одного только пакета финансового оздоровления Греции составит 130 млрд. евро.