Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:42, реферат

Описание работы

Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Файлы: 1 файл

Европейский союз.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Европейский союз, ЕС

Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских  государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками  ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское  экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский  Союз. Название «Европейские Сообщества»  часто употребляется применительно  ко всем этапам развития ЕС.

Включает Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию  и Швецию.

Основные провозглашенные  цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в  мире.

Численность населения стран, входящих в ЕС на 1 января 2003 составила 378, 5 млн. человек, общая площадь – 3236, 2 тыс. кв. км.

Официальными языками  ЕС являются государственные языки  стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную  официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме  прямоугольника с соотношением длины  и высоты 1,5:1, в центре которого расположены  по кругу 12 золотых звезд. Впервые  этот флаг был поднят перед зданием  Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости  Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая  также является и гимном другой общеевропейской  организации – Совета Европы).

Хотя ЕС не имеет официальной  столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение  полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных  городах.

12 государств-членов ЕС (кроме  Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и  валютный союз (ЭВС), помимо общих  органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро. Странами-кандидатами на вступление  в ЕС по данным на начало 2003 являются Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния,  Словакия, Словения, Турция, Чехия и  Эстония.

История становления  Европейского Союза

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и  ее разрушительные последствия создали  реальную основу для европейской  интеграции.

Уроки войны привели к  возрождению идей пацифизма и  пониманию необходимости не допустить  рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало  стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны  экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной  на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций  и международного авторитета. В связи  с началом  холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой  войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской  федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято  считать декларацию министра иностранных  дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное  предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и  повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий  труда и решения проблем занятости  в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора  хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами  ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного  союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и  услуг на территории Сообщества, а  также введение общей политики в  области сельского хозяйства. Подписавшие  его страны обязывались начать сближение  в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий  труда и жизни и т.д. Евратом  создавался с целью объединения  усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе  к подписанию Римских договоров  часть западноевропейских стран  посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической  интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария  образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали  стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере  стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько  этапов:

– создание зоны свободной  торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками  при сохранении их автономии в  таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного  союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении  третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего  рынка, предусматривавшего помимо мер  таможенного союза осуществление  мероприятий, обеспечивающих свободное  движение услуг, капиталов и рабочей  силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический  и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Знаменательной вехой  на пути развития интеграции стала  попытка федералистов создать Европейское  оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское  политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший  ЕОС. Согласно этому документу, в  рамках ЕОС должны были интегрироваться  под единым командованием военные  контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над  собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов  в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи  была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического  союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962) и Тиндеманса (1975)).

Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда  президент Шарль де Голль отозвал  французских представителей из органов  ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать  вето при принятии важнейших решений  шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС.

Несмотря на сопротивление  противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено слияние  высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и  Комиссию, которые вместе с Европейским  парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную  структуру. В 1974 был создан новый  институт Сообщества – Европейский  совет на уровне глав государств и  правительств, а в 1979 – проведены  первые прямые выборы в Европейский  парламент.

Достижения интеграции в  социально-экономической области, а  также глобальные изменения в  мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся  государств. Это было отражено в  ряде инициатив 1980-х, главной из которых  стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции –  создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации  экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также  развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

Подписание Договора о  Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам  не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило  озвученные в ЕЕА цели. Им также  было введено общее гражданство  Союза.

Эти проекты конца 1980-х  – начала 1990-х годов носили отпечаток  федералистского подхода, хотя и  содержали некоторые конфедеративные  элементы (например, частичное включение  в компетенцию ЕС положений о  социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания –  его традиционные критики – стали  членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских  государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью  и нелегальной иммиграцией, а  также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и  дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней  политики и политики безопасности. В Договор был также включен  отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов  демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью  и т.д.

Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения  в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным  большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран  Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов  в институтах ЕС, а значит – автоматического  перераспределения мест между «старыми»  членами ЕС;

– формировании общей внешней  и оборонной политики Союза.

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.

Компетенция ЕС и основные направления деятельности. Компетенция  ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления  политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости  и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских  транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в  целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в  области внутренних дел и правосудия.

При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический  и валютный союз (ЭВС);

– «вторая опора» – Общая  внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший  вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

Информация о работе Европейский союз