Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:42, реферат

Описание работы

Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Файлы: 1 файл

Европейский союз.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Впервые об этом заговорили на сессии Европейского совета, состоявшейся в 1988 на острове Родео и на Парижском  саммите (1989) «Большой семерки» (G-7). Европейская  комиссия взяла на себя функции координатора помощи государствам ЦВЕ. Данная помощь была структурирована в рамках программы  ФАРЕ (PHARE – Poland and Hungary Assistance for the Restructuring of the Economy – Программа помощи реструктуризации экономики Венгрии и Польши), изначально предназначенной для этих двух восточноевропейских  государств, но позже распространенной и на другие страны ЦВЕ. В 1992 программа  была интегрирована в структуру  Европейских соглашений и превращена в основной финансовый инструмент подготовки стран ЦВЕ к вступлению в ЕС. Ее основные цели: помощь в адаптации  национальных законодательств стран-претендентов к законодательству ЕС и финансирование инвестиционных проектов (до 70% бюджета  программы) на территориях стран-кандидатов.

На сессии Европейского совета в Страсбурге в декабре 1989 Франция  внесла предложение (поддержанное не только Сообществом, но также США, Японией  и другими государствами ОЭСР), о создании Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР).

Одновременно Сообщество приступило к либерализации импорта, вначале из Венгрии и Польши, а  затем из Болгарии, Чехословакии и  Румынии, доведя его до уровня льготного  режима в рамках общей системы  преференций, который обеспечивал  беспошлинный ввоз промышленной продукции.

Следующим этапом расширения зоны европейской интеграции стало  заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений. В  августе 1990 Европейский совет одобрил  предложение Великобритании об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС. В 1992 Соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и Болгарией, в 1993 – с Чешской Республикой и  Словакией, в 1995 – с Латвией, Литвой и Эстонией и в 1996 – со Словенией.

В 1993 на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято  принципиальное решение о том, что  ассоциированные страны ЦВЕ при  наличии волеизъявления с их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских  критериев членства», в числе  котрых были названы:

– наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и  защиту национальных меньшинств;

– наличие рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в  Союзе;

– готовность принять на себя обязательства членства (acquis communautaire), включая стремление стать членами  Экономического и валютного союза.

Установление четких критериев  членства для стран ЦВЕ послужило  основой для подачи официальных  заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии  и Польши – в 1994, Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии – в 1995, Чехии и Словении – в 1996.

На Эссенской сессии Совета ЕС 1994 была одобрена программа подготовки этих стран к вступлению в ЕС –  Белая книга «Подготовка ассоциированных  стран Центральной и Восточной  Европы к интеграции во внутренний рынок Европейского Союза». На Мадридской сессии Евросовета в 1995 было принято  официальное решение о сроках начала переговоров о вступлении ассоциированных стран ЦВЕ.

В течение 1997 Европейская  комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран  ЦВЕ и Кипр) достигли договоренности относительно условий и сроков начала переговоров о вступлении.На Люксембургском заседании Европейского совета (декабрь 1997), названном саммитом расширения, был оглашен список государств, которые  ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения. Торжественное открытие переговоров  со странами «первой волны» состоялось 30 марта 1998. На сессии Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 было решено начать переговоры о вступлении в Евросоюз с оставшимися пятью  странами ЦВЕ, с которыми были ранее  подписаны Европейские соглашения: Словакией, Латвией, Литвой, Болгарией, Румынией, а также с Мальтой. Переговоры со странами «второй группы» или  «хельсинской группой» официально открылись 15 февраля 2000 в Брюсселе.

Ниццский договор 2000 определил  политический вес стран-кандидатов в составе руководящих органов  будущего расширенного ЕС (см. табл. 2), зафиксировав в форме договора о  ЕС неизбежность вступления новых стран  из Центральной и Восточной Европы.

Переговоры по многим наиболее проблемным статьям права ЕС уже  завершены за исключением Болгарии, Румынии и Турции.

Брюссельский саммит ЕС (ноябрь 2002) подтвердив перспективу вступления в ЕС в 2004 Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словении, Кипра  и Мальты. Он назначил новую дату вступления в ЕС Болгарии и Румынии  – в 2007. В отношении Турции саммит призвал продолжить переговоры о  членстве, с одной стороны приняв во внимание успехи сделанные этой страной в построении рыночной экономики  и демократии, но с другой – указав на сохранение напряженности с Грецией  из-за кипрской проблемы и слабый прогресс в области соблюдения прав человека. Европейский совет заявил, что  при условии соблюдения копенгагенских критериев в области демократии и соблюдения прав человека, в декабре 2004 Европейская комиссия автоматически  начнет переговоры с Турцией о  присоединении.

Реформирование ЕС. Расширение полномочий Европейского Союза в 1990-х, прием новых членов из ЦВЕ, изменение  политического веса Европы в мире потребовали в свою очередь реформы  внутренней структуры ЕС и более  четкого разграничения его компетенции  с государствами-членами.

Традиционно вопрос ревизии  Договоров происходил в рамках механизма  Межправительственных конференций, что  имело место в период выработки  Маастрихтского, Амстердамского и Ниццского  договоров.

Однако данная форма подготовки предусматривала большее участие  для правительств государств-членов и в меньшей мере учитывала  позиции представителей Европейской  комиссии, депутатов Европейского парламента, депутатов национальных парламентов, а также представителей других институтов ЕС и многочисленных европейских  неправительственных организаций (НПО). Для исправления ситуации и выработки  новых предложений к основополагающим договорам о ЕС была предусмотрена  трехступенчатая схема подготовки:

1. «всенародное обсуждение»,  получившее название «Диалоги  о будущем Европы» в течение  2001–2002;

2. заседания Европейского  конвента (2002–2003);

3. созыв очередной Межправительственной  конференции стран-членов ЕС (2003–2004).

Европейский конвент начал  свою работу в начале 2002. Его председателем  был избран бывший президент Франции  Валери Жискар д'Эстен. В эту структуру  вошли представители европейских  институтов, правительств, национальных парламентов нынешних и будущих  государств-членов – всего 105 человек.

Его работа продолжится до середины 2003. Предложения будут переданы на рассмотрение Межправительственной конференции и учтены Европейским  советом при принятии поправок или  приеме нового варианта Договора.

Среди конкретных результатов  деятельности Конвента ожидают: предложение  нового названия европейского интеграционного  проекта (Европейское Сообщество, Европейский  Союз, Единая Европа, Соединенные Штаты  Европы); окончательный вариант европейской  конституции (состоящий из одного или  нескольких документов – например, Декларации прав и свобод, а также  документов, определяющих институциональную  структуру ЕС и степень их компетенции); изменения в институциональной  структуре Европейского Союза.

Рассматривается также вариант  нового разграничения компетенции  между ЕС и государствами-членами  и переосмысления некоторых направлений  деятельности ЕС (экономическая, сельскохозяйственная, внешняя и др. политики).

Несмотря на федералистский замысел Конвента, основные идеи, высказанные  по итогам его работы, больше тяготеют в сторону развития межправительственного  подхода, означающего сохранение полномочий правительств государств-членов и формы  ЕС как «союза суверенных государств».

Эта тенденция обусловлена  стоящими перед ЕС задачами принятия новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, а также необходимостью повышения  мировой конкурентоспособности  европейской экономики, что требует  установления минимальной взаимозависимости  государств-членов, вновь отодвигая  планы построения федералистской Европы на будущее.

ЕС и Россия

В СССР долгое время относились резко негативно к европейской  интеграции, рассматривая ЕС как часть  военно-политической борьбы между Западом  и Востоком. Официальные отношения  между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда  МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание  открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с  одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала  Российская Федерация.

В конце декабря 1991 ЕС заявили  о признании России и других новых  независимых государств, возникших  после распада СССР. В мае 1992 в  Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным  результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между  ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое  качество отношений.

Таким документом стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу 24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим  автоматическим продлением, если одна из сторон не уведомит заранее о  его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы взаимоотношений  – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Соглашение предусматривает:

– развитие отношений партнерства  между Россией и ЕС, осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических и экономических  свобод;

– содействие России в осуществлении  политических и экономических реформ с предоставлением России статуса  страны с «переходной экономикой»  и перспективы создания зоны свободной  торговли;

– регулярный политический диалог;

– предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с отменой  всех количественных ограничений в  торговле, за исключением секторов, наиболее уязвимых для экономики  Сообщества (из них сталь, текстиль – уже отменены). Россия сохраняет  за собой право на протекционистские  меры в тех областях экономики, которые  затронуты структурной перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку;

– содействие предпринимательской  деятельности и связанным с ней  вопросам: трансграничной предпринимательской  деятельности, учреждения и деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности  и т.д.;

– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и  технологические разработки, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, почту  и телекоммуникации, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и  средний бизнес, защиту потребителей, социальную сферу, образование и  профессиональное обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д.

– развитие культурного  сотрудничества с целью укрепления связей между людьми с помощью  свободного обмена информацией, взаимного  изучения языков и культур, доступа  к культурным ценностям и т.п.

Данные направления сотрудничества были подтверждены и развиты в  принятом на Кельнском саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии ЕС в  отношении России и ответной Стратегии  России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом  РФ  В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999.

Отношения России с Европейским  Союзом затрагивают комплексно все  основные направления политики Сообщества.

Так, в рамках «первой  опоры» разрабатывается концепция  энергодиалога и «общего европейского экономического пространства».

Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель, было принято на Парижском саммите Россия – ЕС в октябре 2000. Проект уже прошел экспертную стадию. При этом остаются нерешенными  вопросы увеличения поставок российского  ядерного топлива и газа.

Разработка концепции  «общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия –  ЕС в мае – октябре 2001, находится  пока на экспертной стадии и имеет  в перспективе может привести к тесному сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии при условии общей либерализации  торговли, упрощения торговых процедур и гармонизации их режимов (технические  стандарты и сертификация, транспорт, таможенное дело, финансовые рынки  и т.д.).

Открытыми остаются вопросы  о расширении использования Россией  евро, подписании новых соглашений о торговле сталью, о рыболовстве, фармацевтике, положения о едином режиме разрешения торговых споров, о  полетах «шумных» российских самолетов  в ЕС (в 2002 им разрешены лишь чартерные  рейсы в нестоличные города).

В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних  «саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне Председатель Правительства России – Председатель Комиссии ЕС (по согласию сторон), встреч старших должностных лиц и  экспертов. Тематика консультаций давно  уже вышла за пределы двухсторонних  отношений и охватывает многие международные  проблемы, включая вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением чего является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на саммите Россия – ЕС в Париже. Определенный потенциал для сотрудничества эксперты усматривают в развитии диалога в формате ЕС – Россия – США и подключении России к совместному решению таких вопросов, как управление гражданскими кризисами, (последствия природных и техногенных катастроф – здесь ЕС трудно желать лучшего партнера, чем российское МЧС), миротворческие операции (здесь у нас уже есть совместный практический опыт на Балканах) и собственно оборонная политика (где Россия, при определенных условиях, могла бы пойти на военно-техническое сотрудничество с ЕС).

Информация о работе Европейский союз