Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:42, реферат
Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
Впервые об этом заговорили
на сессии Европейского совета, состоявшейся
в 1988 на острове Родео и на Парижском
саммите (1989) «Большой семерки» (G-7). Европейская
комиссия взяла на себя функции координатора
помощи государствам ЦВЕ. Данная помощь
была структурирована в рамках программы
ФАРЕ (PHARE – Poland and Hungary Assistance for the Restructuring
of the Economy – Программа помощи реструктуризации
экономики Венгрии и Польши), изначально
предназначенной для этих двух восточноевропейских
государств, но позже распространенной
и на другие страны ЦВЕ. В 1992 программа
была интегрирована в структуру
Европейских соглашений и превращена
в основной финансовый инструмент подготовки
стран ЦВЕ к вступлению в ЕС.
Ее основные цели: помощь в адаптации
национальных законодательств стран-
На сессии Европейского совета в Страсбурге в декабре 1989 Франция внесла предложение (поддержанное не только Сообществом, но также США, Японией и другими государствами ОЭСР), о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Одновременно Сообщество приступило к либерализации импорта, вначале из Венгрии и Польши, а затем из Болгарии, Чехословакии и Румынии, доведя его до уровня льготного режима в рамках общей системы преференций, который обеспечивал беспошлинный ввоз промышленной продукции.
Следующим этапом расширения зоны европейской интеграции стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений. В августе 1990 Европейский совет одобрил предложение Великобритании об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС. В 1992 Соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и Болгарией, в 1993 – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 – с Латвией, Литвой и Эстонией и в 1996 – со Словенией.
В 1993 на заседании Европейского
совета в Копенгагене было принято
принципиальное решение о том, что
ассоциированные страны ЦВЕ при
наличии волеизъявления с их стороны,
могут стать членами
– наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств;
– наличие рыночной экономики,
способной справляться с
– готовность принять на себя обязательства членства (acquis communautaire), включая стремление стать членами Экономического и валютного союза.
Установление четких критериев членства для стран ЦВЕ послужило основой для подачи официальных заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии и Польши – в 1994, Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии – в 1995, Чехии и Словении – в 1996.
На Эссенской сессии Совета
ЕС 1994 была одобрена программа подготовки
этих стран к вступлению в ЕС –
Белая книга «Подготовка
В течение 1997 Европейская
комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран
ЦВЕ и Кипр) достигли договоренности
относительно условий и сроков начала
переговоров о вступлении.На Люксембургском
заседании Европейского совета (декабрь
1997), названном саммитом расширения,
был оглашен список государств, которые
ближе других подошли к выполнению
копенгагенских критериев: Кипр, Польша,
Венгрия, Чехия, Эстония и Словения.
Торжественное открытие переговоров
со странами «первой волны» состоялось
30 марта 1998. На сессии Европейского совета
в Хельсинки в декабре 1999 было
решено начать переговоры о вступлении
в Евросоюз с оставшимися пятью
странами ЦВЕ, с которыми были ранее
подписаны Европейские
Ниццский договор 2000 определил
политический вес стран-кандидатов
в составе руководящих органов
будущего расширенного ЕС (см. табл. 2),
зафиксировав в форме договора о
ЕС неизбежность вступления новых стран
из Центральной и Восточной
Переговоры по многим наиболее проблемным статьям права ЕС уже завершены за исключением Болгарии, Румынии и Турции.
Брюссельский саммит ЕС (ноябрь 2002) подтвердив перспективу вступления в ЕС в 2004 Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словении, Кипра и Мальты. Он назначил новую дату вступления в ЕС Болгарии и Румынии – в 2007. В отношении Турции саммит призвал продолжить переговоры о членстве, с одной стороны приняв во внимание успехи сделанные этой страной в построении рыночной экономики и демократии, но с другой – указав на сохранение напряженности с Грецией из-за кипрской проблемы и слабый прогресс в области соблюдения прав человека. Европейский совет заявил, что при условии соблюдения копенгагенских критериев в области демократии и соблюдения прав человека, в декабре 2004 Европейская комиссия автоматически начнет переговоры с Турцией о присоединении.
Реформирование ЕС. Расширение
полномочий Европейского Союза в 1990-х,
прием новых членов из ЦВЕ, изменение
политического веса Европы в мире
потребовали в свою очередь реформы
внутренней структуры ЕС и более
четкого разграничения его
Традиционно вопрос ревизии Договоров происходил в рамках механизма Межправительственных конференций, что имело место в период выработки Маастрихтского, Амстердамского и Ниццского договоров.
Однако данная форма подготовки
предусматривала большее
1. «всенародное обсуждение», получившее название «Диалоги о будущем Европы» в течение 2001–2002;
2. заседания Европейского конвента (2002–2003);
3. созыв очередной
Европейский конвент начал
свою работу в начале 2002. Его председателем
был избран бывший президент Франции
Валери Жискар д'Эстен. В эту структуру
вошли представители
Его работа продолжится до середины 2003. Предложения будут переданы на рассмотрение Межправительственной конференции и учтены Европейским советом при принятии поправок или приеме нового варианта Договора.
Среди конкретных результатов
деятельности Конвента ожидают: предложение
нового названия европейского интеграционного
проекта (Европейское Сообщество, Европейский
Союз, Единая Европа, Соединенные Штаты
Европы); окончательный вариант
Рассматривается также вариант нового разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами и переосмысления некоторых направлений деятельности ЕС (экономическая, сельскохозяйственная, внешняя и др. политики).
Несмотря на федералистский замысел Конвента, основные идеи, высказанные по итогам его работы, больше тяготеют в сторону развития межправительственного подхода, означающего сохранение полномочий правительств государств-членов и формы ЕС как «союза суверенных государств».
Эта тенденция обусловлена
стоящими перед ЕС задачами принятия
новых членов из числа государств
Центральной и Восточной
ЕС и Россия
В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация.
В конце декабря 1991 ЕС заявили
о признании России и других новых
независимых государств, возникших
после распада СССР. В мае 1992 в
Москве состоялась первая встреча Россия
– ЕС на высшем уровне. Ее главным
результатом стала
Таким документом стало Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве
между Российской Федерацией и ЕС
(СПС), подписанное на о. Корфу 24 июня
1994 на срок 10 лет с последующим
автоматическим продлением, если одна
из сторон не уведомит заранее о
его денонсации. СПС охватывает четыре
важнейших сферы
– развитие отношений партнерства между Россией и ЕС, осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических и экономических свобод;
– содействие России в осуществлении политических и экономических реформ с предоставлением России статуса страны с «переходной экономикой» и перспективы создания зоны свободной торговли;
– регулярный политический диалог;
– предоставление режима наиболее
благоприятствуемой нации с отменой
всех количественных ограничений в
торговле, за исключением секторов,
наиболее уязвимых для экономики
Сообщества (из них сталь, текстиль
– уже отменены). Россия сохраняет
за собой право на протекционистские
меры в тех областях экономики, которые
затронуты структурной
– содействие предпринимательской деятельности и связанным с ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;
– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, почту и телекоммуникации, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и средний бизнес, защиту потребителей, социальную сферу, образование и профессиональное обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д.
– развитие культурного сотрудничества с целью укрепления связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.
Данные направления
Отношения России с Европейским Союзом затрагивают комплексно все основные направления политики Сообщества.
Так, в рамках «первой
опоры» разрабатывается концепция
энергодиалога и «общего
Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель, было принято на Парижском саммите Россия – ЕС в октябре 2000. Проект уже прошел экспертную стадию. При этом остаются нерешенными вопросы увеличения поставок российского ядерного топлива и газа.
Разработка концепции
«общего европейского экономического
пространства», начатая в соответствии
с решениями саммитов Россия –
ЕС в мае – октябре 2001, находится
пока на экспертной стадии и имеет
в перспективе может привести
к тесному сотрудничеству в секторах
энергетики, науки и техники, транспорта,
экологии при условии общей
Открытыми остаются вопросы о расширении использования Россией евро, подписании новых соглашений о торговле сталью, о рыболовстве, фармацевтике, положения о едином режиме разрешения торговых споров, о полетах «шумных» российских самолетов в ЕС (в 2002 им разрешены лишь чартерные рейсы в нестоличные города).
В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне Председатель Правительства России – Председатель Комиссии ЕС (по согласию сторон), встреч старших должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за пределы двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы, включая вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением чего является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на саммите Россия – ЕС в Париже. Определенный потенциал для сотрудничества эксперты усматривают в развитии диалога в формате ЕС – Россия – США и подключении России к совместному решению таких вопросов, как управление гражданскими кризисами, (последствия природных и техногенных катастроф – здесь ЕС трудно желать лучшего партнера, чем российское МЧС), миротворческие операции (здесь у нас уже есть совместный практический опыт на Балканах) и собственно оборонная политика (где Россия, при определенных условиях, могла бы пойти на военно-техническое сотрудничество с ЕС).