Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:42, реферат

Описание работы

Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Файлы: 1 файл

Европейский союз.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Экономический и валютный союз. До создания Экономического и  валютного союза (ЭВС) взаимовлияние  на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью  инструментов торговой и структурной  политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке  и исследованиям и т.д.) или  микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например –  в области охраны труда). В 1990-х  по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического  регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:

– инфляции, темпы которой  не должны превышать более чем  на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний  показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

– в течение двух лет  валюта не должна девальвироваться и  ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные  Европейской валютной системой.

Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства  ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя  обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение  в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.

Формирование ЭВС происходило  в три этапа и завершилось  введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

Внутри ЭВС экономический  и валютный элементы интеграции органически  связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая  политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при  существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности  и т.п.

Общая внешняя  политика и политика безопасности

Относится к сфере межгосударственного  сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально  в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все  области внешней политики и политики безопасности...».

Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским  договором 1957. Они носили декларативный  характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими  колониальными странами и желание  обеспечения их процветания в  соответствии с принципами Устава ООН; призыву к другим европейским  народам к участию в европейской  интеграции.

В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь  приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел  государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией  и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в  договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении  полномочий между национальными  правительствами и руководящими органами Сообщества.

Компромиссное решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987 Единый европейский акт включил  раздел Положения о европейском  сотрудничестве в области внешней  политики, означавшим включение внешнеполитической сферы в договорное право Сообщества. ЕЕА обязал председательствующее в  Совете ЕС государство и Комиссию учитывать при выработке внешней  политики Европейских Сообществ  решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был  усилен. Его полноправным участником стала Комиссия ЕС, а количество ежегодных встреч министров иностранных  дел было увеличено с двух до четырех.

Тема военно-политического  сотрудничества получила продолжение  в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском  договоре 1992. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая  могла бы привести со временем к  созданию общих сил обороны» (ст. В.).

Среди основных целей ОВПБ были названы:

– защита общих ценностей, основных интересов, независимости  и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН;

– всемерное укрепление безопасности Союза;

– сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как  и принципами Хельсинского Заключительного  акта и целями Парижской хартии (Совета Европы);

– развитие международного сотрудничества;

– развитие демократии и  законности, уважение прав человека и  основных свобод.

В отличие от ЕПС, ОВПБ предложила не только обмен информацией и  взаимные консультации, но и выработку  на межправительственной основе общей  позиции ЕС по важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для государств-членов.

Амстердамский договор 1997 расширил и конкретизировал механизмы  осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней  политики и политики безопасности путем:

– определения принципов  и основных ориентиров ОВПБ;

– принятия решений по общей  стратегии;

– усиления систематического сотрудничества между государствами-членами  в проведении их политики.

Общая оборонная политика предусматривала постепенное включение  в рамки Европейского Союза оперативных  структур  Западноевропейского союза (ЗЕС).

Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил  к выработке «общих стратегий», принимаемых  Европейским советом, в числе  которых были приняты общие стратегии  ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).

Для принятия решений о  совместных действиях и общих  позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был  введен принцип квалифицированного большинства, а не единогласия. Это  повысило действенность данного  органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.

Для обеспечения успешного  функционирования и координации  системы ОВПБ введен пост Генерального секретаря Европейского совета –  Высокого представителя по ОВПБ. В  его функции входит ведение переговоров  с третьими сторонами от имени  Европейского совета. Европейский совет  наделяется правом заключать международные  договоры в рамках компетенции ОВПБ на основе единогласия государств-членов. При этом он руководствуется рекомендациями председательствующего государства. Для повышения эффективности  ОВПБ предусмотрено учреждение в  ее рамках специального Органа раннего  оповещения и политического планирования (ОРОПП) под руководством Высокого представителя  по ОВПБ.

Отказ Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса  в отношении европейского военно-политического  сотрудничества открыл путь для интеграции ЗЕС в ЕС и развития Европейской  политики безопасности и обороны (ЕПБО).

В рамках ЕПБО началась реализация франко-британского плана по созданию Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-нидерландской программы  формирования Европейского полицейского корпуса. Согласно первому плану, предусматривается  создание Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР), способных разворачивать  в двухмесячный срок воинский контингент численностью 50–60 тыс. человек для  проведения гуманитарных и миротворческих акций. Данный проект был поддержан  Вашингтонским саммитом НАТО в апреле 1999. Датско-нидерландская инициатива предполагает формирование к 2003 Европейского полицейского корпуса (ЕПК) для выполнения несвойственных вооруженным силам  функций по защите гражданского порядка  и права в зонах кризисов, в  размере до 5 тыс. человек. ЕПК должен быть способен развернуть до 1000 полицейских в 30-дневный период. Именно на эти силы возложено выполнение решения Совета ЕС о посылке в 2003 в Боснию и Герцеговину полицейской миссии, которая заменит размещенный там миротворческий контингент ООН.

Возможность предоставления сил и средств НАТО для проведения европейских операций ЕС обсуждалась  в ходе непростых переговоров  между двумя организациями, которые  завершились 16 декабря 2002 подписанием  совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Признавая за НАТО ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, ЕС получило в рамках ЕПБО признание и право доступа  к средствам планирования НАТО, включая  доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе в г.Монсе (Бельгия). Что касается доступа ЕС к военным ресурсам НАТО, то здесь проблема еще очень  далека от своего разрешения.

Сотрудничество  в области внутренних дел и  правосудия

Начало сотрудничеству в  области внутренних дел и правосудия было положено в 1975 созданием межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции  этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный  контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки  и торговли наркотиками.

С середины 1980-х государства-члены  ЕС взяли курс на постоянную координацию  политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано  Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних границах ЕС, а в 1986 – организована Специальная рабочая группа по иммиграции (Ad Hoc Immigration Group) для изучения дел и координации действий по предоставлению политического убежища.

Решения по вопросам правосудия и внутренних дел принимаются  на основе межправительственного сотрудничества стран Союза по следующим направлениям:

– политика предоставления политического убежища;

– контроль над внешними границами Союза;

– иммиграционная политика;

– таможенное сотрудничество;

– сотрудничество в области  гражданского и уголовного права;

– сотрудничество национальных полицейских служб, создание  Европейского полицейского ведомства.

Участие наднациональных  институтов ЕС в решениях по этим вопросам сведено к минимуму. Для проведения скоординированной политики в этих областях был создан Совет министров  внутренних дел и юстиции стран  ЕС, под эгидой которого были начаты совместные полицейские акции, в  частности направленные на борьбу с  распространением наркотиков.

Стратегия реализации сотрудничества в области внутренних дел и  правосудия была закреплена Амстердамским  договором и конкретизирована решениями  Венского (1998), Тамперского (1999) и Брюссельского (2001) саммитов ЕС, взявшими обязательства  по борьбе с наиболее опасными преступлениями – организованной преступностью, торговлей  людьми и преступлениями против детей, незаконной торговли оружием и наркотиками, коррупцией и мошенничеством, а также  международным терроризмом.

Для реализации заявленных целей планируется к 2004 наделить правом выдачи европейского ордера на арест специально созданное ведомство  Евроюст в составе прокуроров национальных государств, судей высокого ранга и офицеров полиции, являющегося своего рода прообразом Европейской генеральной прокуратуры.

Финансовые и  правовые инструменты ЕС

Важнейшим финансовым инструментом является общий бюджет ЕС. В 2000 он составил 93,3 млрд. евро, что соответствует  примерно 2,5% общих государственных  расходов государств-членов. С 1967 в  бюджет ЕС были объединены бюджеты  трех Европейских сообществ (ЕОУС, Евратом, ЕЭС).

Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов, однако решением Совета ЕЭС от 21 апреля 1970 были созданы собственные финансовые ресурсы ЕС. Они складываются из:

1. таможенных пошлин на  импорт; отчислений государств-членов  в размере 0,75% от собираемого  налога на добавленную стоимость  (НДС);

2. отчислений государств-членов, устанавливаемых в соответствии  с величиной их ВНП.

В целях соблюдения жесткой  бюджетной дисциплины предельная величина общего бюджета ЕС на период с 2000 по 2006 установлена на уровне 1,27% от совокупного  ВНП государств-членов.

Почти половина бюджетных  средств идет на проведение общей  сельскохозяйственной политики. Вместе с тем по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами доля аграрных расходов существенно  сократилась, тогда как возросли расходы ЕС на региональную и социальную политику.

Через общий бюджет частично финансируются и другие направления  внутренней политики ЕС (например, научно-техническая, транспортная и пр.), а также внешняя  политика. Из этого источника финансируется  гуманитарная и продовольственная  помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого с 2000 ежегодно более 3 млрд. евро направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в ЕС, что составляет порядка 40% всех расходов на внешнюю политику ЕС.

Важнейшие бюджетные статьи реализуются через специальные  структурные фонды ЕС: Фонд ориентации и гарантий в области сельского  хозяйства, ответственный за реализацию общей сельскохозяйственной политики ЕС; Фонд регионального развития, ответственный  за программы помощи регионам, отстающим  в своем развитии (например, пораженных структурным кризисом в промышленности); Социальный фонд, стимулирующий переквалификацию трудящихся в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы, а также отвечающий за профессиональное обучение молодежи; Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и  ориентированный на развитие стран  с наименьшими показателями ВВП  на душу населения. Существует также  специальный Финансовый инструмент содействия рыболовству, через который  выделяются средства для повышения  конкурентоспособности предприятий, связанных с рыболовным промыслом  в прибрежных районах ЕС.

Информация о работе Европейский союз