Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:42, реферат
Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.
Экономический и валютный
союз. До создания Экономического и
валютного союза (ЭВС) взаимовлияние
на экономическую политику стран-членов
осуществлялось в основном с помощью
инструментов торговой и структурной
политики (общеевропейские транспортные
проекты, экология, содействие науке
и исследованиям и т.д.) или
микроэкономического
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:
– инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
– в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.
Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.
Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.
Внутри ЭВС экономический
и валютный элементы интеграции органически
связаны и не могут существовать
отдельно. Так, общая экономическая
политика нужна, чтобы сформировать
на территории всех стран-членов единое
экономическое пространство, а валютный
союз, обслуживая это пространство,
не может функционировать при
существенно различающихся
Общая внешняя политика и политика безопасности
Относится к сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».
Первые внешнеполитические
цели Сообщества были закреплены Римским
договором 1957. Они носили декларативный
характер и сводились к двум положениям:
заявлению о солидарности с бывшими
колониальными странами и желание
обеспечения их процветания в
соответствии с принципами Устава ООН;
призыву к другим европейским
народам к участию в
В 1970-х тема развития сотрудничества
в военно-политической области вновь
приобрела актуальность. На Люксембургской
сессии министров иностранных дел
государств-членов (27 октября 1970) была
учреждена система Европейского
политического сотрудничества (ЕПС).
Она представляла собой межгосударственный
механизм взаимного обмена информацией
и политических консультаций на уровне
министров иностранных дел. Но длительное
время эта система существовала
неформально, не будучи включенной в
договорное право Сообщества из-за
разногласий в вопросе о
Компромиссное решение было
найдено лишь в конце 1980-х. Принятый
в 1987 Единый европейский акт включил
раздел Положения о европейском
сотрудничестве в области внешней
политики, означавшим включение внешнеполитической
сферы в договорное право Сообщества.
ЕЕА обязал председательствующее в
Совете ЕС государство и Комиссию
учитывать при выработке
Тема военно-политического сотрудничества получила продолжение в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском договоре 1992. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны» (ст. В.).
Среди основных целей ОВПБ были названы:
– защита общих ценностей,
основных интересов, независимости
и целостности Союза в
– всемерное укрепление безопасности Союза;
– сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы);
– развитие международного сотрудничества;
– развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.
В отличие от ЕПС, ОВПБ предложила не только обмен информацией и взаимные консультации, но и выработку на межправительственной основе общей позиции ЕС по важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для государств-членов.
Амстердамский договор 1997 расширил и конкретизировал механизмы осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:
– определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;
– принятия решений по общей стратегии;
– усиления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики.
Общая оборонная политика
предусматривала постепенное
Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).
Для принятия решений о
совместных действиях и общих
позициях ЕС, а также других решений,
основанных на общей стратегии, был
введен принцип квалифицированного
большинства, а не единогласия. Это
повысило действенность данного
органа, в первую очередь за счет
придания ему способности преодолевать
вето отдельных недовольных
Для обеспечения успешного
функционирования и координации
системы ОВПБ введен пост Генерального
секретаря Европейского совета –
Высокого представителя по ОВПБ. В
его функции входит ведение переговоров
с третьими сторонами от имени
Европейского совета. Европейский совет
наделяется правом заключать международные
договоры в рамках компетенции ОВПБ
на основе единогласия государств-членов.
При этом он руководствуется рекомендациями
председательствующего
Отказ Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса в отношении европейского военно-политического сотрудничества открыл путь для интеграции ЗЕС в ЕС и развития Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).
В рамках ЕПБО началась реализация
франко-британского плана по созданию
Европейских сил быстрого реагирования
(ЕСБР) и датско-нидерландской
Возможность предоставления сил и средств НАТО для проведения европейских операций ЕС обсуждалась в ходе непростых переговоров между двумя организациями, которые завершились 16 декабря 2002 подписанием совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Признавая за НАТО ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, ЕС получило в рамках ЕПБО признание и право доступа к средствам планирования НАТО, включая доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе в г.Монсе (Бельгия). Что касается доступа ЕС к военным ресурсам НАТО, то здесь проблема еще очень далека от своего разрешения.
Сотрудничество в области внутренних дел и правосудия
Начало сотрудничеству в области внутренних дел и правосудия было положено в 1975 созданием межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки и торговли наркотиками.
С середины 1980-х государства-члены ЕС взяли курс на постоянную координацию политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних границах ЕС, а в 1986 – организована Специальная рабочая группа по иммиграции (Ad Hoc Immigration Group) для изучения дел и координации действий по предоставлению политического убежища.
Решения по вопросам правосудия
и внутренних дел принимаются
на основе межправительственного
– политика предоставления политического убежища;
– контроль над внешними границами Союза;
– иммиграционная политика;
– таможенное сотрудничество;
– сотрудничество в области гражданского и уголовного права;
– сотрудничество национальных полицейских служб, создание Европейского полицейского ведомства.
Участие наднациональных институтов ЕС в решениях по этим вопросам сведено к минимуму. Для проведения скоординированной политики в этих областях был создан Совет министров внутренних дел и юстиции стран ЕС, под эгидой которого были начаты совместные полицейские акции, в частности направленные на борьбу с распространением наркотиков.
Стратегия реализации сотрудничества в области внутренних дел и правосудия была закреплена Амстердамским договором и конкретизирована решениями Венского (1998), Тамперского (1999) и Брюссельского (2001) саммитов ЕС, взявшими обязательства по борьбе с наиболее опасными преступлениями – организованной преступностью, торговлей людьми и преступлениями против детей, незаконной торговли оружием и наркотиками, коррупцией и мошенничеством, а также международным терроризмом.
Для реализации заявленных целей планируется к 2004 наделить правом выдачи европейского ордера на арест специально созданное ведомство Евроюст в составе прокуроров национальных государств, судей высокого ранга и офицеров полиции, являющегося своего рода прообразом Европейской генеральной прокуратуры.
Финансовые и правовые инструменты ЕС
Важнейшим финансовым инструментом является общий бюджет ЕС. В 2000 он составил 93,3 млрд. евро, что соответствует примерно 2,5% общих государственных расходов государств-членов. С 1967 в бюджет ЕС были объединены бюджеты трех Европейских сообществ (ЕОУС, Евратом, ЕЭС).
Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов, однако решением Совета ЕЭС от 21 апреля 1970 были созданы собственные финансовые ресурсы ЕС. Они складываются из:
1. таможенных пошлин на
импорт; отчислений государств-членов
в размере 0,75% от собираемого
налога на добавленную
2. отчислений государств-членов,
устанавливаемых в
В целях соблюдения жесткой бюджетной дисциплины предельная величина общего бюджета ЕС на период с 2000 по 2006 установлена на уровне 1,27% от совокупного ВНП государств-членов.
Почти половина бюджетных средств идет на проведение общей сельскохозяйственной политики. Вместе с тем по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами доля аграрных расходов существенно сократилась, тогда как возросли расходы ЕС на региональную и социальную политику.
Через общий бюджет частично финансируются и другие направления внутренней политики ЕС (например, научно-техническая, транспортная и пр.), а также внешняя политика. Из этого источника финансируется гуманитарная и продовольственная помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого с 2000 ежегодно более 3 млрд. евро направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в ЕС, что составляет порядка 40% всех расходов на внешнюю политику ЕС.
Важнейшие бюджетные статьи
реализуются через специальные
структурные фонды ЕС: Фонд ориентации
и гарантий в области сельского
хозяйства, ответственный за реализацию
общей сельскохозяйственной политики
ЕС; Фонд регионального развития, ответственный
за программы помощи регионам, отстающим
в своем развитии (например, пораженных
структурным кризисом в промышленности);
Социальный фонд, стимулирующий переквалификацию
трудящихся в регионах и отраслях
с высоким уровнем безработицы,
а также отвечающий за профессиональное
обучение молодежи; Фонд содействия экономическому
сближению государств-членов (Фонд
сплочения), созданный в соответствии
с Маастрихтским договором и
ориентированный на развитие стран
с наименьшими показателями ВВП
на душу населения. Существует также
специальный Финансовый инструмент
содействия рыболовству, через который
выделяются средства для повышения
конкурентоспособности