Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента
России Б.Н. Ельцина»
Институт государственного
управления и предпринимательства
Департамент инноваций и предпринимательства
Домашняя работа
по специальности «Экономическая
безопасность»
на тему «Федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС)»
по предмету «Введение в специальность»
Выполнила:
Осетрова Е.В.
студентка группы УП-140903
Проверил:
преподаватель
Злыгостев А.Н.
Екатеринбург, 2014.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..….3
1. Понятие и сущность
ФГОС………………………………………………….…....4
2. Цели ФГОС……………………………………………………………………..….4
3. Разработка ФГОС…………………………………………………………….……5
4. Нормативно – правовое
обеспечение ФГОС ВПО……………………….……...7
5. История разработки
образовательных стандартов в
России……………………9
6. Структура ФГОС ВПО…………………………………………………...……….11
7.Критика ФГОС……………………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………………….13
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...……14
Приложение 1…………………………………………………………………...……15
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество
сложное, динамично развивающееся, противоречивое.
Мир находится на стадии перехода к информационному
типу общества. Информация становится
«фундаментальным социальным фактором»,
который лежит в основе экономического
развития. Это радикально изменяет место
образования в структуре общественной
жизни.
Окружающий мир изменяется, совершенствуются
человек, общество, ноосфера. Сегодняшние
дети завтра будут взрослыми, будут жить
в другом мире. Следовательно, совершенствоваться
должна и система образования. Поэтому
надо готовить человека, развивать не
таким, какими были мы, а таким, каким он
должен быть в будущем.
В условиях рыночной экономики, развития
демократических ценностей, формирования
гражданского общества человек выступает
активным субъектом экономической и политической
жизни. Поэтому необходимо учитывать то,
что сегодняшнее образование должно вооружать
молодых людей, выпускников умением учиться
и получать образование на протяжении
всей жизни, умением определять четкую
жизненную позицию. Им необходимо хорошо
ориентироваться в информационном пространстве,
быть гибкими, предприимчивыми, обладать
коммуникативными навыками, мыслить творчески,
делать осознанный выбор и нести за него
ответственность.
Мы пришли к пониманию, что от образования
зависят перспективы развития общества,
социальный и экономический прогресс,
что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску
и освоению новых знаний, принятию порой
нестандартных решений. Но очень важно
не растерять способность чувствовать,
размышлять, сопереживать, видеть и оценивать
красоту окружающего мира, красоту человеческих
отношений. Поэтому необходимо обеспечить
и общекультурное, личностное развитие
человека.
Образование в современном мире играет
интегративную роль при формировании
социальных институтов общества, взаимодействующей
личности. Оно выступает ведущим мотивом
деятельности человека, обусловливает
взаимодействие, интеграцию в обществе.
Образование должно быть инновационным,
формирующим в человеке способность к
проективной детерминации будущего, ответственность,
веру в себя и свои способности, умение
влиять на это будущее.
Именно на основании
всего выше сказанного и можно сделать
вывод о том, что только существование
Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) может обеспечить всестороннее
развитие человека как личности и субъекта
профессиональной деятельности.
Так обратимся к понятию и сущности
ФГОС для более детального их понимания
и изучения.
1. Понятие и
сущность ФГОС
Федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность
требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального профессионального,
среднего профессионального и высшего
профессионального образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию. К образовательным стандартам,
принятым до 2009 года, применялось название
«Государственные образовательные стандарты».
До 2000 года, до принятия государственных
стандартов по каждой ступени общего образования
и специальности (направления подготовки)
профессионального образования, в рамках
общего государственного образовательного
стандарта применялись государственные
требования к минимуму содержания уровню
подготовки выпускника по каждой ступени
образования и специальности.
ФГОС ВО обязательны к применению
всеми имеющими государственную аккредитацию
вузами Российской Федерации. В соответствии
с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ
«О Московском государственном университете
имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском
государственном университете» и Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» Московский государственный
университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский
государственный университет, образовательные
организации высшего образования, в отношении
которых установлена категория «федеральный
университет» или «национальный исследовательский
университет», а также федеральные государственные
образовательные организации высшего
образования, перечень которых утверждается
указом Президента Российской Федерации,
вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно
образовательные стандарты по всем уровням
высшего образования. Требования к условиям
реализации и результатам освоения образовательных
программ высшего образования, включенные
в такие образовательные стандарты, не
могут быть ниже соответствующих требований
федеральных государственных образовательных
стандартов.
2. Цели ФГОС
Федеральные государственные
образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного
пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования.
духовно-нравственное развитие
и воспитание
Федеральными государственными
образовательными стандартами устанавливаются
сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий
обучающихся.
Стандарт является основой
для:
разработки примерных основных образовательных программ;
разработки программ учебных
предметов, курсов, учебной литературы,
контрольно-измерительных материалов;
организации образовательного
процесса в образовательных учреждениях,
реализующих основную образовательную
программу в соответствии со стандартом,
независимо от их организационно-правовых
форм и подчиненности;
разработки нормативов финансового
обеспечения образовательной деятельности
образовательных учреждений, реализующих
основную образовательную программу,
формирования государственного (муниципального)
задания для образовательного учреждения;
осуществления контроля и надзора
за соблюдением законодательства Российской
Федерации в области образования;
проведения государственной
(итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
построения системы внутреннего
мониторинга качества образования в образовательном
учреждении;
организации деятельности работы
методических служб;
аттестации педагогических
работников и административно-управленческого
персонала государственных и муниципальных
образовательных учреждений;
организации подготовки, профессиональной
переподготовки и повышения квалификации
работников образования.
3. Разработка ФГОС
Стандарты могут разрабатываться
по образовательным уровням, ступеням
образования, профессиям, направлениям
подготовки, специальностям и заменяются
новыми не реже одного раза в 10 лет.
Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования
разрабатываются по уровням образования,
федеральные государственные образовательные
стандарты профессионального образования
могут разрабатываться также по профессиям,
специальностям и направлениям подготовки
по соответствующим уровням профессионального
образования.
При формировании федеральных
государственных образовательных стандартов
профессионального образования учитываются
положения соответствующих профессиональных
стандартов.
Разработка ФГОС осуществляется
с учетом актуальных и перспективных потребностей
личности, развития общества и государства,
его обороны и безопасности, образования,
науки, культуры, техники и технологий,
экономики и социальной сферы в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных или муниципальных
нужд.
ФГОС высшего профессионального
образования разрабатываются учебно-методическими объединениями
вузов по соответствующим направлениями
подготовки (специальностям).
Проекты стандартов направляются
в Министерство образования и
науки Российской Федерации, которое размещает их на своем
официальном сайте в сети Интернет для
обсуждения с участием представителей
заинтересованных органов исполнительной
власти, государственно-общественных
объединений, действующих в системе образования,
ведущих образовательных и научных учреждений,
научно-педагогических сообществ, объединений
работодателей и институтов общественного
участия в управлении образованием, и
направляет их на независимую экспертизу.
Независимая экспертиза проектов
стандартов проводится в 14-дневный срок
со дня их получения из Министерства образования и
науки Российской Федерации:
объединениями работодателей,
организациями, осуществляющими деятельность
в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования;
институтами общественного
участия в управлении образованием, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими управление
в сфере образования, — по проектам стандартов общего
образования;
Министерством обороны Российской
Федерации и другими федеральными органами
исполнительной власти, в которых федеральным
законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего
(полного) общего образования, среднего
профессионального образования в части
вопросов, касающихся подготовки граждан
к военной службе.
По результатам независимой
экспертизы в Министерство образования и
науки Российской Федерации направляется экспертное заключение,
подписанное руководителем организации
или органа, проводивших экспертизу, или
уполномоченным им лицом.
Проекты ФГОС, замечания и экспертные
заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и
науки Российской Федерации по федеральным государственным
образовательным стандартам, который
принимает решение рекомендовать проект
стандарта к утверждению, либо к доработке,
либо к отклонению. После получения решения
совета Министерство образования и
науки Российской Федерации принимает собственное решение
относительно утверждения стандарта.
Внесения изменений в ФГОС осуществляется
в том же порядке, что и принятие самих
ФГОС.
Порядок принятия ФГОС осуществляется
в соответствии с Правилами разработки
и утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации[12].
ФГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими
объединениями вузов по образованию по
соответствующим направлениям подготовки
и их базовыми вузами.
В связи с принятием нового
закона об образовании и изменений к Трудовому
кодексу, вводящим понятие профессионального
стандарта по каждой профессии (профессиональной
области), планируется разработка ФГОС
с учетом положений профессиональных
стандартов
4. Нормативно –
правовое обеспечение ФГОС ВПО
Нормативно-правовое обеспечение
ФГОС ВПО (высшего профессионального образования)
осуществляется на основании Федеральных
законов, Постановлений Правительства
РФ, Приказов Минобрнауки, Приказов Рособрнадзора,
а также некоторых других официальных
документов.
Приведем примеры некоторых
из них:
- Федеральные
законы
1. Федеральный закон от
3 февраля 2014 г. № 11-ФЗ "О внесении
изменений в статью 108 Федерального
закона "Об образовании в Российской
Федерации"
2. Федеральный закон от
2 июля 2013 г. № 185-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации и
признании утратившими силу законодательных
актов (отдельных положений законодательных
актов) Российской Федерации в
связи с принятием Федерального
закона "Об образовании в Российской
Федерации"