Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.
Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..….3
1. Понятие и сущность ФГОС………………………………………………….…....4
2. Цели ФГОС……………………………………………………………………..….4
3. Разработка ФГОС…………………………………………………………….……5
4. Нормативно – правовое обеспечение ФГОС ВПО……………………….……...7
5. История разработки образовательных стандартов в России……………………9
6. Структура ФГОС ВПО…………………………………………………...……….11
7.Критика ФГОС……………………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………12
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

ДЗ 1.docx

— 104.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

 имени первого Президента  России Б.Н. Ельцина»

 

Институт государственного управления и предпринимательства

Департамент инноваций и предпринимательства

 

 

 

 

 

Домашняя работа

 

по специальности «Экономическая безопасность»

на тему «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)»

по предмету «Введение в специальность»

 

 

 

 

Выполнила:

Осетрова Е.В.

студентка группы УП-140903

 

Проверил:

преподаватель

Злыгостев А.Н.

 

 

 

Екатеринбург, 2014.

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..….3

1. Понятие и сущность  ФГОС………………………………………………….…....4

2. Цели ФГОС……………………………………………………………………..….4

3. Разработка ФГОС…………………………………………………………….……5

4. Нормативно – правовое  обеспечение ФГОС ВПО……………………….……...7

5. История разработки  образовательных стандартов в  России……………………9

6. Структура ФГОС ВПО…………………………………………………...……….11

7.Критика ФГОС……………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………12

Список использованной литературы……………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...……14

Приложение 1…………………………………………………………………...……15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество  сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.        

Окружающий  мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить  в другом мире. Следовательно, совершенствоваться должна и система образования. Поэтому надо готовить человека, развивать не таким, какими были мы, а таким, каким он должен быть в будущем.        

В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.        

Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.        

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.         

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

Именно на основании всего выше сказанного и можно сделать вывод о том, что только существование Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) может обеспечить всестороннее развитие человека как личности и субъекта профессиональной деятельности.

Так обратимся к понятию и сущности ФГОС для более детального их понимания и изучения.

 

1. Понятие и  сущность ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

 

2. Цели ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;

  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;

  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

  • организации деятельности работы методических служб;

  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

3. Разработка ФГОС

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).

Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования;

  • институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;

  • Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.

Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.

Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.

Порядок принятия ФГОС осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации[12].

ФГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями вузов по образованию по соответствующим направлениям подготовки и их базовыми вузами.

В связи с принятием нового закона об образовании и изменений к Трудовому кодексу, вводящим понятие профессионального стандарта по каждой профессии (профессиональной области), планируется разработка ФГОС с учетом положений профессиональных стандартов

 

4. Нормативно –  правовое обеспечение ФГОС ВПО

Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ВПО (высшего профессионального образования) осуществляется на основании Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, Приказов Минобрнауки, Приказов Рособрнадзора, а также некоторых других официальных документов.

Приведем примеры некоторых из них:

- Федеральные  законы

1. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 11-ФЗ "О внесении  изменений в статью 108 Федерального  закона "Об образовании в Российской  Федерации"

2. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ "О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации и  признании утратившими силу законодательных  актов (отдельных положений законодательных  актов) Российской Федерации в  связи с принятием Федерального  закона "Об образовании в Российской  Федерации"

Информация о работе Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)