Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:25, контрольная работа
Описание работы
Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе. Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..….3 1. Понятие и сущность ФГОС………………………………………………….…....4 2. Цели ФГОС……………………………………………………………………..….4 3. Разработка ФГОС…………………………………………………………….……5 4. Нормативно – правовое обеспечение ФГОС ВПО……………………….……...7 5. История разработки образовательных стандартов в России……………………9 6. Структура ФГОС ВПО…………………………………………………...……….11 7.Критика ФГОС……………………………………………………………………..11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………12 Список использованной литературы……
*(1) Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации.
*(2) Трудоемкость учебного
цикла ООП подготовки специалиста
(далее - УЦ) может изменяться за
счет перераспределения зачетных
единиц в пределах заданных
интервалов, при этом суммарная
трудоемкость базовых составляющих
УЦ С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов
от общей трудоемкости указанных УЦ.
*(3) Количество и перечень
учебных дисциплин носят рекомендательный
характер и определяются вузом
самостоятельно.
*(4) Содержание специальной
или военной подготовки определяется
вузом с учетом специфики будущей
служебной деятельности выпускников.
*(5) Количество, перечень
и содержание учебных дисциплин
специализации определяются вузом
самостоятельно. Суммарная трудоемкость
дисциплин специализации должна
составлять не более 25 процентов
от общей трудоемкости базовой
части УЦ С.3.
*(6) Для вузов, в которых
предусмотрена военная служба
и (или) служба в правоохранительных
органах, продолжительность практик
может быть увеличена при сохранении
трудоемкости в зачетных единицах,
определенной ФГОС ВПО по специальности.
VII. Требования
к условиям реализации основных
образовательных программ подготовки
специалиста
7.1. Образовательные учреждения
самостоятельно разрабатывают и утверждают
ООП подготовки специалиста, которая включает
в себя учебный план, рабочие программы
учебных дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие воспитание и качество
подготовки обучающихся, а также программы
учебной и производственной практик, календарный
учебный график и методические материалы,
обеспечивающие реализацию соответствующей
образовательной технологии.
Специализация ООП определяется
высшим учебным заведением в соответствии
с примерной ООП ВПО.
Требования к результатам освоения
и структуре ООП подготовки специалиста
в части специализации для вузов, в которых
предусмотрена военная служба и (или) служба
в правоохранительных органах, определяются
указанными образовательными учреждениями.
Высшие учебные заведения обязаны
обновлять ООП подготовки специалиста
с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
Если ООП связана с освоением
учебного материала, содержащего сведения,
составляющие государственную тайну,
условия ее реализации должны соответствовать
следующим требованиям:
наличие у образовательного
учреждения лицензии на соответствующий
вид деятельности, связанной с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну;
наличие у лиц, участвующих
в реализации образовательного процесса,
содержащего сведения, составляющие государственную
тайну, оформленного в установленном порядке
допуска к государственной тайне по соответствующей
форме;
наличие в образовательном
учреждении нормативных правовых документов
по обеспечению режима секретности и их
выполнение;
осуществление образовательного
процесса, содержащего сведения, составляющие
государственную тайну, только в помещениях
образовательного учреждения либо организаций,
на базе которых реализуется образовательный
процесс, удовлетворяющих требованиям
нормативных правовых документов по режиму
секретности, противодействию техническим
разведкам и технической защите информации;
использование при реализации
образовательного процесса, содержащего
сведения, составляющие государственную
тайну, средств вычислительной техники
и программного обеспечения, удовлетворяющих
требованиям нормативных правовых документов
по режиму секретности, противодействию
иностранным техническим разведкам и
технической защите информации.
7.2. При разработке ООП
подготовки специалиста должны
быть определены возможности
вуза в формировании общекультурных
компетенций выпускников (компетенций
социального взаимодействия). Вуз
обязан сформировать социокультурную
среду, создать условия, необходимые
для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать
развитию социально-воспитательного компонента
учебного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся
в работе общественных организаций, спортивных
и творческих клубов, научных студенческих
обществ.
7.3. Реализация компетентностного
подхода должна предусматривать широкое
использование в учебном процессе активных
и интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых
игр, разбора конкретных ситуаций, практикумов,
тренингов) в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития
профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены
встречи с представителями правоохранительных,
судебных органов, других органов государственной
власти и управления, общественных организаций,
участие специалистов в проведении аудиторных
и внеаудиторных занятий.
Удельный вес занятий, проводимых
в интерактивных формах, определяется
главной целью ООП, особенностью контингента
обучающихся и содержанием конкретных
дисциплин. В целом в учебном процессе
они должны составлять не менее 30 процентов
аудиторных занятий. Занятия лекционного
типа не могут составлять более 40 процентов
аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе
каждой дисциплины (модуля) должны
быть четко сформулированы конечные
результаты обучения в органичной
увязке с осваиваемыми знаниями,
умениями и приобретаемыми компетенциями
в целом по ООП подготовки
специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины
не может быть менее двух зачетных единиц
(за исключением дисциплин по выбору обучающихся
и факультативных дисциплин).
7.5. ООП должна содержать
дисциплины по выбору обучающихся
в объеме не менее одной
трети вариативной части суммарно
по циклам
С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по
выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся
не может составлять более 54 академических
часов в неделю, включая все
виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы
по освоению ООП и факультативных
дисциплин, устанавливаемых вузом
дополнительно к ООП подготовки
специалиста и являющихся необязательными
для изучения обучающимися. Объем
факультативных дисциплин не
должен превышать 13 зачетных единиц
за весь период обучения.
7.7. Объем аудиторной учебной
нагрузки обучающихся в неделю
при освоении ООП подготовки
специалиста в очной форме
обучения должен быть в среднем
за период теоретического обучения
не менее 27 и не более 36 академических
часов.
В указанный объем не входят
обязательные аудиторные занятия по физической
культуре (физической подготовке) и факультативным
дисциплинам.
7.8. В случае реализации
ООП подготовки специалиста в
иных формах обучения максимальный
объем аудиторных занятий устанавливается
в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем
учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного
времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе
не менее двух недель в зимний
период.
В высших учебных заведениях,
в которых предусмотрена военная служба
и (или) служба в правоохранительных органах,
продолжительность каникулярного отпуска
обучающихся определяется в соответствии
с нормативными правовыми актами, регламентирующими
порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая
подготовка" - для вузов, в которых предусмотрена
военная служба и (или) служба в правоохранительных
органах) трудоемкостью две зачетные единицы
реализуется: при очной форме обучения
в объеме не менее 400 часов аудиторных
занятий, при этом объем практической
подготовки должен составлять не менее
360 часов. В случае реализации ООП подготовки
специалиста в иных формах обучения раздел
может не изучаться с учетом обязательных
занятий по физической подготовке, проводимых
для обучающихся в рамках профессиональной
подготовки по месту их службы.
7.11. Вуз обязан обеспечить
обучающимся реальную возможность участвовать
в формировании своей программы обучения,
включая возможную разработку индивидуальных
образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся
с их правами и обязанностями при формировании
ООП подготовки специалиста, разъяснить,
что избранные обучающимися дисциплины
(модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста
вуза должна включать лабораторные
практикумы и практические занятия
по дисциплинам (модулям) базовой
части, а также по дисциплинам
(модулям) вариативной части, рабочие
программы которых предусматривают
в качестве цели формирование
у обучающихся соответствующих
умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными
законодательными и другими нормативными
правовыми актами правами и
обязанностями обучающиеся имеют
следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного
времени, отведенного на освоение дисциплин
(модулей) по выбору, предусмотренных ООП
подготовки специалиста, выбирать конкретные
дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной
образовательной программы обучающиеся
имеют право получить консультацию в вузе
по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию
на будущую специализацию ООП подготовки
специалиста;
право на перезачет освоенных
ранее дисциплин (модулей) на основании
аттестации при переводе из другого высшего
учебного заведения при наличии соответствующих
документов;
обучающиеся обязаны выполнять
в установленные сроки все задания, предусмотренные
ООП подготовки специалиста.
7.15. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебные
и производственные практики, научно-исследовательская
работа" является обязательным и представляет
собой форму организации учебного процесса,
непосредственно ориентированную на профессионально-практическую
подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются
ООП подготовки специалиста. Цели и задачи,
программы и формы отчетности определяются
вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних
организациях, для которых обязательно
наличие объектов и видов профессиональной
деятельности специалиста по данной специальности
(специализации), а также по месту службы
обучающихся. Практика может проводиться
в структурных подразделениях вуза, обладающих
необходимым кадровым и научно-техническим
потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская
работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена
на комплексное формирование общекультурных
и профессиональных компетенций в соответствии
с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской
работы высшее учебное заведение должно
предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу
и другую научную информацию о достижениях
отечественной и зарубежной науки и техники
в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных
исследований или выполнении технических
разработок;
осуществлять сбор, обработку,
анализ и систематизацию научной информации
по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы
отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
выступать с докладом на конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской
работы и оценки ее результатов должно
проводиться широкое обсуждение в учебных
структурах вуза с привлечением работодателей,
позволяющее оценить уровень компетенций,
сформированных у обучающегося. Необходимо
также дать оценку компетенциям, связанным
с формированием профессионального мировоззрения
и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП подготовки
специалиста должна обеспечиваться
научно-педагогическими кадрами, имеющими
базовое высшее профессиональное
образование, как правило, соответствующее
профилю преподаваемых дисциплин,
и систематически занимающимися
научной и (или) научно-методической
деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих
ученую степень и (или) ученое звание, в
общем числе преподавателей, обеспечивающих
образовательный процесс по данной ООП
подготовки специалиста, должна быть не
менее 60 процентов, ученую степень доктора
наук и (или) ученое звание профессора
должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального
цикла должны иметь базовое образование
и (или) ученую степень, соответствующие
профилю преподаваемой дисциплины. Не
менее 60 процентов преподавателей (в приведенных
к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих
учебный процесс по профессиональному
циклу, должны иметь ученые степени и (или)
ученое звание; ученую степень доктора
наук и (или) ученое звание профессора
должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
К образовательному процессу
должны быть привлечены преподаватели
из числа действующих руководителей и
специалистов профильных организаций
и учреждений.
До 10 процентов от общего числа
преподавателей, имеющих ученую степень
и (или) ученое звание, может быть заменено
преподавателями, имеющими стаж практической
работы в соответствующей сфере профессиональной
деятельности на должностях руководителей
или ведущих специалистов не менее пяти
лет.
Доля штатных преподавателей,
привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам
профессионального цикла, должна быть
не менее 60 процентов.