3. Федеральный закон от
28.02.2012 N 11-ФЗ О внесении изменений
в Закон Российской Федерации
Об образовании в части применения электронного
обучения, дистанционных образовательных
технологий
- Постановления
Правительства РФ
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РФ ОТ 4 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 267 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ДОКТОРАНТУРЕ"
2. Постановление Правительства
РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении
мониторинга системы образования"
3. Постановление Правительства
РФ от 14 августа 2013 г. № 697 “Об утверждении
перечня специальностей и направлений
подготовки, при приеме на обучение
по которым поступающие проходят
обязательные предварительные медицинские
осмотры (обследования) в порядке, установленном
при заключении трудового договора
или служебного контракта по
соответствующей должности или
специальности”
- Приказы
Минобрнауки
1. Приказ Министерства
образования и науки РФ от 28
июля 2014 г. № 839 "Об утверждении
Порядка приема на обучение по
образовательным программам высшего образования
- программам бакалавриата, программам
специалитета, программам магистратуры
на 2015/16 учебный год"
2. Приказ Минобрнауки
России от 16.05.2014 N 546 "О внесении
изменения в Порядок заполнения,
учета и выдачи документов
о высшем образовании и о
квалификации и их дубликатов,
утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской
Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112"
(Зарегистрировано в Минюсте России
29.05.2014 N 32478)
3. Приказ Минобрнауки
России от 14.03.2014 N 186 "Об утверждении
форм аттестатов о присвоении
ученых званий профессора и
доцента и технических требований
к ним" (Зарегистрировано в
Минюсте России 06.05.2014 N 32180)
- Приказы
Рособрнадзора
1. Приказ Рособрнадзора №
536 от 18.04.14 Об утвереждении формы заявления
на предоставление временной лицензии
на осуществление образовательной деятельности,
а также перечня документов, прилагаемых
к нему
2. Приказ Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки от 5 сентября
2011 г. N 1953 Об утверждении лицензионных
нормативов к наличию у лицензиата учебной,
учебно-методической литературы и иных
библиотечно-информационных ресурсов
и средств обеспечения образовательного
процесса по реализуемым в соответствии
с лицензией на осуществление образовательной
деятельности образовательным программам
высшего профессионального образования
3. Приказ Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки от 25 октября
2011 г. N 2267 Об утверждении критериев показателей,
необходимых для определения типа и вида
образовательного учреждения высшего
профессионального и среднего профессионального
образования
- Другие документы
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРИАТ НАПРАВЛЕНИЕ
ПОДГОТОВКИ 48.03.01 ТЕОЛОГИЯ
2. Государственная программа
Российской Федерации Развитие
науки и технологий на 2013- 2020 годы
3. Федеральный государственный
образовательный стандарт по
уровню высшего образования Подготовка
кадров высшей квалификации(аспирантура),
направление подготовки - 48.01.01. Теология
5. История разработки
образовательных стандартов в России
Впервые понятие образовательного
стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании»,
статья 7 которого была посвящена государственным
образовательным стандартам. В первоначальной
редакции закона стандарт общего образования
принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено,
и функции по принятию образовательных
стандартов были переданы органам исполнительной
власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было
право утверждения образовательного стандарта,
его так и не утвердил.
По мнению бывшего министра
образования РФ Эдуарда Дмитриевича Днепрова, существенный шаг назад — в
сторону унитаризма в образовании — делали
проекты поправок, снимая в законе понятие
«национально-региональный компонент»
государственных образовательных стандартов
и заменяя его «региональным компонентом»
(ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Эта тенденция прослеживалась
и в утвержденном Министерством образования
в 1993 г. базисном учебном плане. Усилившаяся
к 1996 году стандартизация образования
вызвала сопротивление педагогической
общественности, выразившееся в забастовка
и акциях протеста работников системы
образования.
В редакции, предложенной разработчиками
закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный
стандарт, точнее его федеральный компонент,
состоял из пяти элементов:
цели образования на каждой
ступени обучения
требования к базовому содержанию
основных образовательных программ
предельно допустимый объем
аудиторной учебной нагрузки
требования к уровню подготовки
учащихся, оканчивающих различные ступени
школы
требования к условиям образовательного
процесса
Под давлением сторонников
предметно - методического подхода эта
редакция была деформирована депутатами
профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной
формулы: «обязательный минимум содержания
основных образовательных программ, максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся, требования
к уровню подготовки выпускников» (в число
коих неправомерно включались и оканчивающие
начальную школу).
В результате этого из статьи
7 закона, посвященной образовательным
стандартам:
из стандартов исчезал целевой
блок;
требования к базовому содержанию
основных образовательных программ заменялись
«обязательным минимумом», то есть все
тем же традиционным перечнем предметных
тем; в итоге стандарт превращался в обычный
набор предметных программ;
исчезало понятие предельно
допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь
не адекватно понятию максимальной нагрузки
вообще;
из стандарта исчезли требования
к условиям образовательного процесса.
Оставшаяся в законе указанная
трехмерность федерального компонента
образовательного стандарта, по мнению Э. Д. Днепрова, «уже вскоре оказалась явно
недостаточной, не адекватной ни потребностям
образовательной практики, ни запросам
развития самого законодательства об
образовании. Именно поэтому уже при принятии
в 1996 году Федерального закона „О высшем
и послевузовском профессиональном образовании“
произошел слом этой узкой законодательной
нормы и частичный возврат к исходному
замыслу Закона Российской Федерации
„Об образовании“. В пункте 2 статьи 5
вузовского закона вновь появились „требования
к обязательному минимуму содержания
основных образовательных программ“
и „условиям их реализации“. Таким образом,
возвращаясь к истокам, этот закон делал
два существенных шага вперед в трактовке
образовательного стандарта. Вновь обращалось
внимание на условия реализации образовательных
программ и вводились требования к их
обязательному минимуму, что уже не позволяло
свести этот минимум к банальному перечню
предметных тем».
Обязательность принятия федерального
государственного образовательного стандарта
была установлена Конституцией Российской
Федерации, принятой на всероссийском
голосовании 12 декабря 1993 года.
В 1993—1999 года разрабатывались
временные образовательные стандарты
и федеральные компоненты государственного
образовательного стандарта.
С 2000 года стали разрабатываться
ГОС первого поколения (для общего образования)
и первого и второго поколений (для высшего
образования).
В истории разработка государственных
стандартов общего образования имеет
выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998
и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов
мотивы разработки стандартов менялись.
На первых двух — незначительно, в рамках
общей и образовательной политики. На
третьем и четвертом — кардинально, в русле
личностно-ориентированной и деятельностно
- развивающей педагогики.
С принятием изменений в Закон
Российской Федерации «Об образовании»
в 2009 году стали разрабатываться стандарты
нового поколения — федеральные государственные
образовательные стандарты. Именно они
стали федеральными. Стандарты предыдущих
поколений по существу федеральным государственным
образовательным стандартами не являлись,
а были лишь его компонентами
6. Структура ФГОС
ВПО
ФГОС ВПО включает в себя:
- ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата;
- ФГОС ВПО по направлениям магистратуры;
- ФГОС ВПО по специальностям.
Обучаясь по специальности
экономическая безопасность, было бы логичным
рассмотреть ФГОС ВПО по данной специальности.
Она включена в направление 080000 ЭКОНОМИКА
И УПРАВЛЕНИЕ, код 080101 «Экономическая
безопасность» (квалификация (степень)
«специалист»), специализация: экономико-правовое
обеспечение экономической безопасности
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля
2011 г. N 20440).
Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего профессионального
образования по направлению подготовки
(специальности) 080101 «Экономическая безопасность»
(квалификация (степень) «специалист»)
представлен в Приложении 1.
7. Критика ФГОС
Открыто критикует идеи, воплощенные
в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Д. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации
образования книгу «Новейшая политическая история
российского образования: опыт и уроки».
Критически относится к проблеме стандартизации
образования И. И. Калина, министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента образования города
Москвы.
Имеется ряд публикаций, в которых отмечается,
что заявленные разработчиками стандартов
идеи и подходы фактически в них не реализованы.
Особенно это касается ФГОС среднего профессионального
образования, в основу которых положен
компетентностный подход.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, хочется сказать, что, по
моему мнению, реализация ФГОС является
необходимым условием качественного функционирования
системы российского образования, а в
частности и высшего профессионального
образования. И изучение всей совокупности
требований ФГОС дает возможность не только
изучить данные стандарты, но и выявить
как плюсы, так и минусы существующей системы
образования с целью ее дальнейшей модернизации.
Список использованной литературы
1. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая
история российского образования: опыт
и уроки. — Издание 2-е, дополненное. —
М.: Мариос, 2011. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-7897-0241-2.
2. Днепров, Э. Д. Образовательный
стандарт — инструмент обновления содержания
общего образования.
3. Портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/index.php .
4. Федеральные государственные
образовательные стандарты на официальном
сайте Министерства образования и науки
РФ - http://минобрнауки.рф/документы/336 .
5. Федеральные государственные
образовательные стандарты высшего образования
- http://www.fgosvo.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приказ Министерства образования и науки
РФ от 14 января 2011 г. N 19
"Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки
(специальности) 080101 Экономическая безопасность
(квалификация (степень) "специалист")"
(с изменениями от 31 мая 2011 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования
и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26,
ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных
государственных образовательных стандартов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный
государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация
(степень) "специалист") и ввести его
в действие со дня вступления
в силу настоящего приказа.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля
2011 г.
Регистрационный N 20440
Приложение
Федеральный
государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
по направлению подготовки (специальности)
080101 Экономическая безопасность (квалификация
(степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 14 января 2011 г.
N 19)
(с изменениями от 31 мая 2011 г.)