Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям.
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются
Введение
1. Сущность и основные направления финансового планирования
1.1 Содержание финансового планирования, его цели и задачи
1.2 Стадии финансового планирования
1.3 Методы финансового планирования
2. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»
2.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Нефтеавтоматика»
3. Совершенствование финансового планирования на предприятии.
3.1 Процесс бюджетирования на российских предприятиях
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии.
Выводы и предложения
Список использованных источников
Исходя из определений основных функций управления — планирование, мотивация, контроль — бюджетирование соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля.
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.
Планирование - это качественное и количественное описание задачи, проектирование возможных результатов и пути их достижения.
Контроль - это действие, которое помогает выполнению проектируемых решений, и представление оценки, обеспечивающее обратную связь.
Для выполнения этих функций
необходимо иметь данные бюджета
и исполнительских отчетов. Отчет
исполнителя — это изменение
фактического состояния объекта. Он,
как правило, состоит из сравнения
бюджетных и фактических
Бюджетирование –
это система согласованного управления
подразделениями предприятия в
условиях динамично развивающегося,
диверсифицированного бизнеса. С его
помощью принимаются
На современном промышленном
предприятии задача бюджетирования
состоит в повышении
1. целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
2. выявления рисков и снижения их уровня;
3. повышение гибкости,
приспособляемости к
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Достоинства бюджетирования:
1. Оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
2. Позволяет координировать работу предприятия в целом;
3. Анализ бюджетов
позволяет своевременно
4. Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
5. Позволяет усовершенствовать
процесс распределения
6. Способствует процессам коммуникаций;
7. Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
8. Служит инструментом
сравнения достигнутых и
9. Недостатки бюджетирования:
10. Различное восприятие
бюджетов у разных людей (
11. Сложность и дороговизна системы бюджетирования;
12. Если бюджеты не
доведены до сведения каждого
сотрудника, то они не оказывают
практически никакого влияния
на мотивацию и результаты
работы, а вместо этого воспринимаются
исключительно как средство
13. Бюджеты требуют
от сотрудников высокой
14. Противоречие между
достижимостью целей и их
Бюджетный метод в условиях нестабильности является важным методом управления предприятием. Его применение эффективно в области:
1. финансового
менеджмента (этот метод –
единственное средство, при помощи
которого можно заранее
2. управления коммерческой
деятельностью (этот метод
3. организации
общего управления (этот метод
определяет значение и место
каждой функции, например
4. управления затратами
(этот метод способствует
5. общей стратегии
развития предприятия (этот
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т.п.).
Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.
Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.
Таким образом, необходимость
научиться управлять финансами
в условиях нестабильности, организовать
производство конкурентоспособной
продукции, обеспечивая эффективное
развитие предприятия, ставит перед
руководством предприятия сложную
задачу: овладеть методикой формирования
бюджета как основного
На сегодняшний день процесс формирования бюджета в странах с развитой экономикой представляет собой целостную, четко работающую систему непрерывного планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля за его исполнением на всех стадиях. При этом на обеспечение максимально быстрого процесса обработки и анализа собираемых данных, необходимых для бюджетирования, на что тратится большая часть рабочего времени менеджеров, используются специальные программные продукты.
Однако специфика
отечественных экономических
Таким образом, для успешного формирования, внедрения и функционирования системы бюджетирования на предприятии необходимо соблюдение следующих условий.
1. Необходимо совершенствование
организационной структуры
2. Необходима интеграция
бюджетирования с
3. Для успешного
планирования необходимо
4. На предприятии
должны быть четко
Одним словом перед руководителями
стоит сложная задача – грамотно
начать внедрение системы
Таким образом, можно выделить следующие этапы реформирования системы финансов предприятия:
1. анализ существующей системы учета, планирования, документооборота;
2. разработка технологии
формирования бюджета в
3. апробация механизма
бюджетирования в условиях
4. распределение
обязанностей по подготовке
5. разработка сводного
бюджета предприятия на основе
предоставленной информации и
результатов анализа финансово-
6. разработка методики
контроля выполнения бюджета,
процедур текущих
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.
К двум основным, «идеологически» различающимся типам бюджета эксперты относят бюджеты, построенные по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз»
Бюджет, составленный «снизу
вверх», предусматривает сбор и фильтрацию
бюджетной информации от исполнителей
к руководителям нижнего уровня
и далее к руководству
Бюджет, составляемый по
принципу «сверху вниз», требует
от руководства компании четкого
понимания основных особенностей организации
и способности сформировать реалистичный
прогноз хотя бы на рассматриваемый
период. Такой подход обеспечивает
согласованность бюджетов отдельных
подразделений и позволяет
Долгосрочные и краткосрочные бюджеты. В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным — на период не более 1 года. Естественно, в России сейчас достоверность трех-, пяти- и уж тем более десятилетних бюджетов будет, мягко говоря, невысокой. По разным оценкам, «горизонт прогнозирования» в нашей стране сейчас составляет от полугода до полутора—двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными — от полугода до года.