Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются

Содержание работы

Введение

1. Сущность и основные направления финансового планирования

1.1 Содержание финансового планирования, его цели и задачи

1.2 Стадии финансового планирования

1.3 Методы финансового планирования

2. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»

2.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Нефтеавтоматика»

3. Совершенствование финансового планирования на предприятии.

3.1 Процесс бюджетирования на российских предприятиях

3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии.

Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 112.19 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из определений  основных функций управления — планирование, мотивация, контроль — бюджетирование соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля.

 

Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.

 

Планирование - это качественное и количественное описание задачи, проектирование возможных результатов  и пути их достижения.

 

Контроль - это действие, которое помогает выполнению проектируемых  решений, и представление оценки, обеспечивающее обратную связь.

 

Для выполнения этих функций  необходимо иметь данные бюджета  и исполнительских отчетов. Отчет  исполнителя — это изменение  фактического состояния объекта. Он, как правило, состоит из сравнения  бюджетных и фактических результатов. Расхождения бюджетных и фактических  данных называются отклонениями. Отчет  помогает управлять по отклонениям, что позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на процессах, заслуживающих внимания, а не на тех, которые исполняются без  отклонений.

 

Бюджетирование –  это система согласованного управления подразделениями предприятия в  условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его  помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки  данных.

 

На современном промышленном предприятии задача бюджетирования состоит в повышении эффективности  работы предприятия посредством:

 

1.   целевой ориентации  и координации всех событий  на предприятии;

 

2.   выявления рисков  и снижения их уровня;

 

3.   повышение гибкости, приспособляемости к изменениям.

 

Как и любое явление  бюджетирование имеет свои положительные  и отрицательные стороны.

 

Достоинства бюджетирования:

 

1.   Оказывает положительное  воздействие на мотивацию и  настрой коллектива;

 

2.   Позволяет координировать  работу предприятия в целом;

 

3.   Анализ бюджетов  позволяет своевременно вносить  корректирующие изменения;

 

4.   Позволяет учиться  на опыте составления бюджетов  прошлых периодов;

 

5.   Позволяет усовершенствовать  процесс распределения ресурсов;

 

6.   Способствует  процессам коммуникаций;

 

7.   Помогает менеджерам  низового звена понять свою  роль в организации;

 

8.   Служит инструментом  сравнения достигнутых и желаемых  результатов.

 

9.   Недостатки бюджетирования:

 

10. Различное восприятие  бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны  помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда  отражают причины событий и  отклонений, не всегда учитывают  изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают  достаточной подготовкой для  анализа финансовой информации);

 

11. Сложность и дороговизна  системы бюджетирования;

 

12. Если бюджеты не  доведены до сведения каждого  сотрудника, то они не оказывают  практически никакого влияния  на мотивацию и результаты  работы, а вместо этого воспринимаются  исключительно как средство для  оценки деятельности работников  и отслеживания ошибок;

 

13. Бюджеты требуют  от сотрудников высокой производительности  труда; в свою очередь, сотрудники  противодействуют этому, стараясь  минимизировать свою нагрузку, что  приводит к конфликтам, вызывает  состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность  работы;

 

14. Противоречие между  достижимостью целей и их стимулирующим  эффектом: если достичь поставленных  целей слишком легко, то бюджет  не имеет стимулирующего эффекта  для повышения производительности; если достичь целей слишком  сложно, - стимулирующий эффект пропадает,  поскольку никто не верит в  возможность достижения целей.

 

Бюджетный метод в  условиях нестабильности является важным методом управления предприятием. Его  применение эффективно в области:

 

1.   финансового  менеджмента (этот метод –  единственное средство, при помощи  которого можно заранее сформировать  достаточно ясное представление  о структуре бизнеса предприятия,  регулировать объем расходов  в пределах, соответствующих общему  притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно  быть обеспечено финансирование);

 

2.   управления коммерческой  деятельностью (этот метод вынуждает  руководителей систематически заниматься  маркетингом, т.е. изучать свою  продукцию и рынки сбыта для  разработки более точных прогнозов,  что способствует лучшему знанию  ситуации на предприятии; определять  наиболее целесообразные и эффективные  коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными  возможностями для их осуществления);

 

3.   организации  общего управления (этот метод  определяет значение и место  каждой функции, например коммерческой, производственной финансовой и  других, осуществляемой на предприятии,  и позволяет обеспечить должную  координацию деятельности всех  служб управления предприятием);

 

4.   управления затратами  (этот метод способствует более  экономичному расходованию средств  производства, материальных и финансовых  ресурсов и обеспечивает контроль  расходов в зависимости от  той цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными  от руководства разрешениями);

 

5.   общей стратегии  развития предприятия (этот метод  – средство количественной оценки  происходящего, анализа достигнутых  результатов по сравнению с  прогнозными показателями).

 

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета  предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую  сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления  этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т.п.).

 

Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в  повышении степени гибкости предприятия  из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого  направления деятельности предприятия  и рассчитать разные варианты, заранее  подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

 

Кроме того, функции бюджета  изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного  периода бюджет представляет собой  план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

 

Таким образом, необходимость  научиться управлять финансами  в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной  продукции, обеспечивая эффективное  развитие предприятия, ставит перед  руководством предприятия сложную  задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового  плана и экономического регулятора отношений как между бизнес-единицами  предприятия, так и предприятия  с внешней средой.

 

На сегодняшний день процесс формирования бюджета в  странах с развитой экономикой представляет собой целостную, четко работающую систему непрерывного планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач  до контроля за его исполнением на всех стадиях. При этом на обеспечение  максимально быстрого процесса обработки  и анализа собираемых данных, необходимых  для бюджетирования, на что тратится большая часть рабочего времени  менеджеров, используются специальные  программные продукты.

 

Однако специфика  отечественных экономических условий  не позволяет формально отнестись  к внедрению системы бюджетирования по западному образцу. Требуется  корректировка методологических основ  формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий при использовании  основных достижений западной науки. Формирование системы бюджетирования сталкивается с рядом трудностей. С одной  стороны, процесс бюджетирования должен быть поддержан организационно (выделены функции, ответственные исполнители, обучены работники экономической  службы), а с другой стороны, должен быть обеспечен максимально быстрый  процесс обработки и анализа  собираемых данных. Наиболее частый недостаток разрабатываемых бюджетов – малая  вовлеченность конкретных исполнителей в процесс планирования и управления, сложность формирования системы  гибкой и адекватной оценки результатов  деятельности.

 

Таким образом, для успешного  формирования, внедрения и функционирования системы бюджетирования на предприятии  необходимо соблюдение следующих условий.

 

1.   Необходимо совершенствование  организационной структуры предприятия,  определяющей функции и ответственность  руководителей; структуры бизнес  процессов, так как от степени  ее рациональности и прозрачности  зависит скорость и качество  планирования; учетной системы, поскольку  из нее поступают данные о  фактических результатах по выполнению  планов и оно невозможно при  отсутствии хотя бы одного  из этих компонентов.

 

2.   Необходима интеграция  бюджетирования с организационной  и информационной структурами  предприятия и схемами исполнения  бизнес процессов. Практический  опыт показал, что согласование  бюджетирования с другими инструментами  управления в несколько раз  повышает эффективность его и  все системы управления.

 

3.   Для успешного  планирования необходимо стандартизировать  данные и наладить их совместное  использование всеми бизнес единицами  предприятия.

 

4.   На предприятии  должны быть четко структурированы  все процессы, распределены функции  и определены лица, ответственные  за конкретные процессы. Соблюдение  этого условия позволяет автоматизировать  все необходимые для этого  операции и в итоге существенно  упростить процесс бюджетирования.

 

Одним словом перед руководителями стоит сложная задача – грамотно начать внедрение системы бюджетирования, одновременно решая две основные проблемы – организационную и  техническую.

 

Таким образом, можно  выделить следующие этапы реформирования системы финансов предприятия:

 

1.   анализ существующей  системы учета, планирования, документооборота;

 

2.   разработка технологии  формирования бюджета в условиях  нестабильности и неполноты информации;

 

3.   апробация механизма  бюджетирования в условиях промышленного  предприятия;

 

4.   распределение  обязанностей по подготовке отдельных  документов для составления бюджета  между структурными подразделениями  и конкретными исполнителями,  определение форматов предоставляемых  документов, сроков их подготовки  и внедрения системы документооборота;

 

5.   разработка сводного  бюджета предприятия на основе  предоставленной информации и  результатов анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с учетом  поставленных целей развития;

 

6.   разработка методики  контроля выполнения бюджета,  процедур текущих корректировок  бюджета при изменениях внешних  и внутренних условий.

 

Существует много  разновидностей бюджетов, применяемых  в зависимости от структуры и  размера организации, распределения  полномочий, особенностей деятельности и т.п.

 

К двум основным, «идеологически»  различающимся типам бюджета  эксперты относят бюджеты, построенные  по принципам «снизу вверх» и «сверху  вниз»

 

Бюджет, составленный «снизу вверх», предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил  и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных  единиц. Кроме того, довольно часто  представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в  процессе утверждения бюджета, что  в случае необоснованности решения  или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию  подчиненных. В дальнейшем такая  ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего  уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета. Этот вид бюджетирования широко распространен в России как  из-за неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и по причине  нежелания руководства заниматься планированием (к сожалению, для  большой части отечественных  топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином).

 

Бюджет, составляемый по принципу «сверху вниз», требует  от руководства компании четкого  понимания основных особенностей организации  и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый  период. Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных  подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности  работы центров ответственности. Бюджетирование «сверху вниз», по моему убеждению, является предпочтительным. Однако на практике, как правило, применяются  смешанные варианты составления  бюджетов, содержащие в себе черты  обоих подходов — вопрос лишь в  том, какой подход преобладает.

 

Долгосрочные и краткосрочные  бюджеты. В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным  — на период не более 1 года. Естественно, в России сейчас достоверность трех-, пяти- и уж тем более десятилетних бюджетов будет, мягко говоря, невысокой. По разным оценкам, «горизонт прогнозирования» в нашей стране сейчас составляет от полугода до полутора—двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными — от полугода до года.

Информация о работе Финансовое планирование