Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются

Содержание работы

Введение

1. Сущность и основные направления финансового планирования

1.1 Содержание финансового планирования, его цели и задачи

1.2 Стадии финансового планирования

1.3 Методы финансового планирования

2. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»

2.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Нефтеавтоматика»

3. Совершенствование финансового планирования на предприятии.

3.1 Процесс бюджетирования на российских предприятиях

3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии.

Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 112.19 Кб (Скачать файл)

 

2. метод баланса денежных  расходов и поступлений (метод  баланса денежных потоков) считается  одним из самых важных методов  при составлении финансового  раздела бизнес-плана. Цель составления  такого баланса - оценка синхронности  поступления и расходования денежных  средств, для обеспечения достаточности  денежных поступлений на отдельном  временном отрезке для покрытия  расходов денежных средств. Баланс  денежных потоков составляется  в виде таблицы, в которой  отражаются данные о наличии  денежных средств на начало  периода, их поступление и расходование  в течение периода и данные  о наличии денежных средств  на конец периода. В аналитических  целях таблица может быть дополнена  сведениями о дебиторской задолженности  и, в частности, данными о  размере безнадежных долгов, складских  запасах, кредиторской задолженности,  взятых из других разделов  бизнес-плана.

 

3. метод составления  таблицы доходов и затрат (расходов). Эта таблица по своей форме  и содержанию аналогична отчету  о прибылях и убытках предприятия.  При ее составлении особое  внимание уделяется полноте вероятных  источников получения прибыли  и прогнозируемых затрат, относимых  на себестоимость продукции, а  также ожидаемой величине налоговых  платежей.

 

4. метод прогнозируемого  баланса активов и пассивов  предприятия дает возможность  убедиться в том, что все  запланированные активы предприятия  действительно обеспечены источниками  формирования. По форме баланс  активов и пассивов имеет структуру  бухгалтерского баланса. При нехватке  пассивов создается так называемый  эффект «пробки», которую можно  выбить, найдя недостающие источники  финансирования в виде кредитов  или средств от дополнительной  эмиссии ценных бумаг

 

5. метод расчета точки  безубыточности. Это достаточно  универсальный метод. Он позволяет  определять объемы производства  и продаж товара с точки  зрения их безубыточности, а также  принимать решения о целевых  размерах прибыли. Суть метода  состоит в поиске точки нулевой  прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовой  доход от продаж предприятия  равен ее валовым издержкам.  Другими словами, суть метода  заключается в определении такого  минимального объема продаж, начиная  с которого предприятие не  несет убытки. Данный метод позволяет  увеличить гибкость финансового  планирования и снизить финансовый  риск за счет изменения структуры  издержек, необходимых для производства  и реализации продукции. Иначе,  используя этот метод, предприятие  может изменять (уменьшать или  увеличивать) долю переменных  и постоянных издержек в общем  объеме затрат.

 

Бюджетирование применяется  при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет представляет собой смету  доходов и расходов организации. Обычно составление бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения  редких экономических ресурсов, находящихся  в его распоряжении. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования  организация. [7, 299]

 

Для определения прогнозных статей расходов бюджета за основу принимают намеченные стратегические цели развития организации и способы  их достижения. Прогнозы доходной части  бюджета разрабатываются путем  учета всех возможных источников доходов, в их числе доходы от продаж, проценты от инвестиций, выплаты за использование лицензий, правительственные  субсидии. За основу берется прогноз  продаж. Основные виды бюджетов: материальный бюджет, бюджет закупок, трудовой бюджет, бюджет административных расходов, бюджет дополнительных вложений капитала и  бюджет наличности.

 

Модель финансового  планирования с помощью составления  прогнозных финансовых документов применяется  при долгосрочном финансовом планировании. Целью такого планирования - составление  прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках, на основе которых организация  разрабатывает оперативные бюджеты. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как  прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов и инновации.

 

При данной модели финансового  планирования используются следующие  методы: прогноз продаж, определение  потребности во внешнем финансировании, регрессионный анализ, расчет процента от продаж, анализ безубыточности.

 

1. метод определения  потребности во внешнем финансировании  применяется для расчета величины  внешнего финансирования в случаях,  когда величина собственного  капитала предприятия оказывается  недостаточной для увеличения  объема производства.

 

2. метод регрессионного  анализа применяется для определения  потребности в капитале при  необходимости анализа зависимости  одной определенной величины  от другой или нескольких других  величин. Метод дает более точные  и конкретные прогнозы, чем предыдущий  метод. Регрессионный анализ рассматривает  потребности в финансировании  как функции от объема продаж.

 

3. метод процента от  продаж. Суть метода заключается  в том, что каждый из элементов  прогнозных документов рассчитывается  как процентное отношение от  установленной величины продаж. Этот метод позволяет определить  каждую статью планового баланса  и отчета о прибылях и убытках  исходя из запланированной величины  продаж. С помощью данного метода  можно установить конкретное  содержание прогнозных документов.

 

В течение последних  лет в работах многих отечественных  авторов процесс финансового  планирования связывается исключительно  с формированием бюджетов. В частности, это прослеживается в работах  Акулова В.Б., Бухалкова М.И., Романовой  М.В. Объяснением такого подхода  служит тот факт, что государство  в лице Министерства экономики издало в 1998 г. Типовую программу реформирования предприятий, в которой излагались методические рекомендации по реформированию различных аспектов деятельности отечественных  предприятий и которой придерживаются многие авторы. По этой программе, система  финансового планирования состоит  из следующих подсистем: а) бюджетного планирования деятельности структурных  подразделений предприятия и  б) сводного бюджетного планирования деятельности предприятия. При этом взаимосвязь  финансового планирования с другими  видами планирования на предприятии  не рассматривается. В связи с  этим необходима разработка механизма  совершенствования организации  финансового планирования на предприятии  с учетом взаимосвязи с другими  видами планов, составляемых на предприятии.

 

В настоящее время  существует целый ряд проблем, с  которыми сталкиваются отечественные  предприятия в области организации  финансового планирования:

 

нереальность формируемых  финансовых планов, что связано с  необоснованными плановыми данными  по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными  сроками погашения дебиторской  задолженности, увеличенными потребностями  в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих  в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;

 

низкая оперативность  составления планов. Это связано  с отсутствием четкой системы  подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью  процедуры согласования планов, недостатком  и недостоверностью информации;

 

отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;

 

«оторванность» стратегического  планирования от текущего;

 

слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения  необходимыми финансовыми и материальными  ресурсами. [5]

 

Причины возникновения  проблем в финансовом планировании связаны с отсутствием организации  самого процесса планирования. Причинами  этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными  отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций. [5]

 

Организация финансового  планирования может быть успешной только тогда, когда:

 

происходит координация  интересов различных служб в  процессе разработки плана и его  реализации;

 

создается единый порядок  действий для всех работников предприятия;

 

действует система мотивации, направленная на эффективное использование  материального и интеллектуального  потенциала предприятия;

 

весь процесс планирования разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс  разработки и реализации плана, а  также контроль за его выполнением;

 

разработана система  документооборота, смысл которой  заключается в том, что на ее основе можно получить объективное представление  о производственно-хозяйственной  деятельности на предприятии;

 

существует взаимосвязь  между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного  альтернатив использования ресурсов;

 

составляемые на предприятии  планы сбалансированы между собой. [5]

 

Таким образом, только при  реализации этих функций на практике можно говорить о постановке и  организации эффективного финансового  планирования на предприятии.

 

планирование финансовый бюджетирование прогноз

 

 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ ПО

 

МЕТОДУ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

 

2.1 Исходная информация

 

Составить прогноз финансовой отчетности предприятия ОАО «Лидер»  с применением метода бюджетирования. Оценить изменение привлекательности  предприятия для акционеров и  инвесторов в планируемом периоде.

 

Баланс предприятия  ОАО «Лидер» на 31 декабря отчетного  года (периода (t - 1), предшествующего  прогнозируемому) приведен в табл. 3.1.

 

Финансово-экономическое  положение предприятия ОАО «Лидер»  в отчетном году представлено в табл. 3.2.

 

Исходные данные для  прогнозирования приведены в  табл. 3.3 - 3.7. Предполагается, что предприятие  производит два вида продукции: «А»  и «Б». Технологический процесс  изготовления каждого вида продукции  состоит из двух комплексов технологических  операций по подготовительному и  машинному цехам предприятия.

 

В производстве используются два основных материала: X и Y. Материал X расходуется на производство продукции  А, а материал Y - продукции Б.

 

В процессе бюджетирования понадобится информация об условиях формирования запасов готовой продукции. Принять, что запасы готовой продукции  на конец прогнозируемого периода  на предприятии ОАО «Лидер» должны быть на уровне 50 % ожидаемой продажи  в следующем квартале.

 

Известно, что поступления  выручки от продаж обычно не соответствует  периоду отгрузки. Принять в прогнозируемом периоде следующие условия поступления  выручки от продаж: 50 % продаж оплачивается в квартал продаж, 50 % - в следующий  квартал.

 

Для прогнозирования  движения денежных потоков по предприятию  принять следующую информацию по оплате денежных расходов:

 

1. Производственная рабочая  сила, основные производственные  материалы и переменные накладные  расходы оплачиваются ежемесячно;

 

2. Постоянные накладные  расходы и торговые и административные  издержки оплачиваются ежеквартально  равными суммами;

 

3. Налоги, подлежащие  оплате, составляют НнП t-1 млн.  руб. и будут оплачены равными  суммами поквартально в течение  года;

 

4. Капитальные вложения  оплачиваются поквартально;

 

5. Кредиторская задолженность  в данном задании в прогнозируемом  периоде остается неизменной  К3Пt-1 млн. р.

 

Финансовый прогноз  составить на предстоящий год (t) с разбивкой по кварталам.

 

Таблица 2. 1. Исходный баланс предприятия ОАО «Лидер», млн. руб.

 

Показатель

 

 

На конец года

 

 

АКТИВ

 

 

1.

 

 

Основные средства и  прочие внеоборотные активы - всего,

 

в том числе:

 

 

638

 

 

 

1.1.

 

 

Оборудование и техника (по балансовой стоимости)

 

 

725

 

 

 

1.2.

 

 

Амортизация

 

 

87

 

 

2.

 

 

Оборотные активы - всего,

 

в том числе:

 

 

95,7

 

 

 

2.1.

 

 

Запасы готовой продукции

 

 

17,47

 

 

 

2.2.

 

 

Запасы сырья и  материалов

 

 

4,78

 

 

 

2.3.

 

 

Дебиторская задолженность

 

 

58

 

 

 

2.4.

 

 

Денежные средства

 

 

15,45

 

 

 

Баланс

 

 

733,7

 

 

ПАССИВ

 

 

1.

 

 

Источники собственных  средств - всего,

 

в том числе:

 

 

684,4

 

 

 

1.1.

 

 

Уставный (акционерный) капитал

 

 

609

 

 

 

1.2.

 

 

Нераспределенная прибыль

 

 

75,4

 

 

2.

 

 

Долгосрочные кредиты

 

 

0

 

 

3.

 

 

Краткосрочные обязательства - всего,

 

в том числе:

 

 

49,3

 

 

 

3.1.

 

 

Кредиторская задолженность  по налогам

 

 

30,45

 

 

 

3.2.

 

 

Прочая кредиторская задолженность

 

 

18,85

 

 

 

Баланс

Информация о работе Финансовое планирование